Следите за новостями

Цифра дня

3 млн активных соцаккаунтов в Казахстане

Казахстанские игры некому писать и продавать

Становление казахстанского игрового рынка.

21 марта 2008 14:33, Владислав Мещеряков, CNews.kz
Рубрики: Рынок, Софт

Авторы двух первых казахстанских компьютерных игр не слышали друг о друге, но о выходе в свет их игр стало известно практически одновременно. Эксперты говорят, что казахстанский игровой рынок перспективен, но работать на нем некому: «Те, кто умеет писать игры, уезжают в Россию».

В марте игровая отрасль, до сих пор не подававшая признаков своего существования в Казахстане, вдруг дала о себе знать. Дважды. В начале месяца Министерство культуры и информации презентовало обучающую игру для детей «Динанын хикаясы». А на днях стало известно, что шымкентские разработчики готовят к скорому выходу первый шутер на казахском языке. Стоит ли геймерам ожидать появления на арене отечественного Blizzard или Valve Software?

Разгар Третьей Мировой войны, 2013 год. Гонка вооружений между Россией и Америкой привела к тупиковой ситуации. Шымкентский подросток Тамерлан спасает себя, ну и заодно человечество. Такова немудреная фабула первого казахстанского шутера.

«Тамерлан: апокалипсис», по словам разработчиков, будет похож на DOOM. С поправкой на шымкентский колорит: диалоги, шымкентский менталитет, улицы, шымкентское пиво, которым нужно будет пополнять здоровье…

Первая компьютерная «мясорубка» по-шымкентски создана на модифицированном движке ForcePhysX Engine 2, точные системные требования к ней, как и количество ее уровней, разработчики пока не называют.

Работа над игрой началась полгода назад, и ее выход ожидается уже летом 2008 г. Авторы — студия nanSHYMKENT games, команда студентов Южноказахстанского Университета им. Мухтара Ауэзова. Окунуться в атмосферу шымкентского апокалипсиса сможет каждый 150-й казахстанец: разработчики планируют, что первоначальный тираж игры составит 100 тыс. дисков. Ими уже подписан договор на распространение с сетью магазинов «Меломан».

«Бюджет игры составил $10 тыс. Деньги брали у родителей, вообще собирали по разным каналам, постоянных спонсоров нет, — говорит один из разработчиков игры 18-летний программист и дизайнер Нурдаулет Лесбек. — Мы подписали соглашение с «Меломаном», они будут нам делать защиту и диски копировать. Думаю, беспокоится не стоит. В Казахстане пиратство не очень развито, это все из России идет — поэтому если в Россию наша игра завезена не будет, то не будет и попыток взлома. В Казахстане будет слишком сложно взломать защиту».

На конец прошлого года, когда Казахстан впервые был выведен из списка 20 стран с самым высоким уровнем пиратства, этот уровень составлял 81%. Поэтому, если предположить, что «стрелялка» придется геймерам по вкусу, планы разработчиков относительно повсеместного распространения сбудутся, но тираж игры будет выше официального, а получение прибыли с лицензионных копий окажется под вопросом.

Обратное мнение имеет Рустам Ишмухаметов, программист Sanasoft: «В Казахстане пиратство развито на высшем уровне, и бороться с этим никак не получится. Даже если сделать любой ключ, защиту — смысла нет, сломают. Надо надеяться только на то, что в последнее время популярность именно лицензионного продукта растет, их покупают все больше. Да и не думаю, что казахстанские игры настолько привлекательны для пиратов, чтобы озадачиваться их взломом, а потом распространением».

Карагандинской компании Sanasoft принадлежат лавры разработчика первой отечественной игры. «Динанын хикаясы» («Рассказ Дины») — ролевая обучающая игра, созданная по госзаказу. Игра уже вышла ознакомительным тиражом 1000 дисков. Они будут розданы Комитетом по языкам МКИ РК, в дошкольных учреждениях и скоро игра будет доступна для скачивания в интернете. Системные требования к игре невелики, ее можно установить практически на любом компьютере.

Сейчас «Динанын хикаясы» существует только на казахском. В дальнейшем, когда проект выйдет на рынок, когда будут подписаны договоры с крупнейшими сетями продаж — возможно, Дина «заговорит» и по-русски. Вначале игру планируется распространять только в Караганде. Тираж — около 2–3 тысяч; цена около 1000 тенге.

Двух первопроходцев казахстанского игрового рынка роднит то, что обе студии не знают о существовании конкурента, считая себя единственными. Но, так или иначе, до «Динанын хикаясы» не было даже намека на существование в стране студий-разработчиков игр. Рынок этот еще не освоен.

«Рынок перспективный. Конкуренции вообще никакой. Но развитие будет, если кто-то из российских разработчиков заинтересуется, и откроет казахстанский филиал. Наши компании даже не хотят озадачиваться этим — поскольку это, по сути, неприбыльно. А мы продолжим свои разработки. Но это будет не скоро, лет через пять, семь. — говорит Ишмухаметов — Проблема и в острой нехватке кадров, у нас в стране есть программисты, но тех, кто занимается именно разработкой игр, катастрофически не хватает. Все делается в России, и те, кто начинает у нас это делать, уезжают в Россию, так как там этот рынок развивается на должном уровне. Дистрибьюторы не хотят брать игры, потому что не так интересен казахстанский проект, они не получат от этого прибыли».

Комментарии