Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Необходимо создать информационный ресурс об истории Казахстана для будущих поколений

Интервью с директором казахстанского представительства российской корпорации «Электронный архив» Канатом Жукеновым о преимуществах развития электронных информационных ресурсов.

12 марта 2008 11:31, Данияр Сихимбаев, КазИнформ
Рубрики: Общество

Процесс информатизации Казахстана набирает скорость. В конце прошлого года завершился первый этап создания электронного правительства. Успешно реализуется программа по снижению информационного неравенства граждан и страны в целом. Однако положительные изменения делают более явными «отстающие» участки: это — организации, эффективная работа которых без внедрения электронных технологий просто невозможна. К примеру, архивы республики продолжают работать с бумажной документацией, сотрудники тратят много времени на ручной поиск нужных документов. В то время как ведущие зарубежные учреждения культуры уже давно оценили ту оперативность, с которой им позволяет работать электронный архив.

Какие шаги могут быть сделаны в области внедрения новых электронных технологий, и какие преимущества дают организациям информационные технологии, корреспонденту Казинформа рассказал директор казахстанского представительства российской корпорации «Электронный архив» Канат Жукенов.

— Как вы охарактеризуете промежуточные итоги работы по созданию электронного правительства за прошедшие три года?

— О реализации этого проекта я знаю не понаслышке. В свое время я работал в АО «Казпочта», которое было определено как один из операторов по распространению услуг электронного правительства. Кроме того, Казпочта стала одним из участников проекта по снижению информационного неравенства между сельскими жителями и городским населением.

Да, при создании электронного правительства возникали сложности, но они не помешали проделать большую и своевременную работу. Теперь граждане получили возможность пользоваться ресурсами, доступ к которым был ранее ограничен. При этом успешная результативность проведенных работ — следствие высокого профессионализма людей, достойно решивших поставленную перед ними задачу. Они создали коммуникационную среду, базу данных, используя новейшие технические средства.

Однако я хочу рассмотреть этот вопрос с еще одной точки зрения. Если говорить о передаче информации посредством созданной коммуникационной среды, то нужно учесть, что в ней находится только небольшая информация о государственных органах: список людей, которые там работают, перечень структурных подразделений, краткая информация об их деятельности и адрес сайта в интернете. В связи с этим проведу параллель. Допустим, возникла необходимость перевезти определенный груз, и для этого государство построило дорогу, довело ее до самого дальнего аула, сделало разметку, поставило светофоры, склады. Но оказалось, что груз, который нужно перевозить, не систематизирован, не упакован, и получается, что на его перевозку надо затратить дополнительные средства.

По моему субъективному мнению, такая ситуация сложилась и в электронном правительстве. Проделана большая работа для того, чтобы эффективно передавать информацию, а объем ее при этом — недостаточный. Ведь очень много данных до сих пор находятся на бумажных носителях, собраны и хранятся в архивах. Соответственно, к ним имеют доступ не широкий круг населения, а те люди, которые могут прийти в библиотеку или архивное учреждение и сделать специальный запрос.

В сложившейся ситуации вынужден с сожалением отметить, что тема модернизации архивов с точки зрения развития страны не признана настолько актуальной и решающей острые социальные проблемы. И этот вопрос продолжает оставаться за рамками рассмотрения госорганов, хотя у него есть вполне социальный эффект — улучшение обслуживания граждан, рост их осведомленности за счет более простого и быстрого доступа к необходимым данным.

Поэтому перевод архивных материалов в электронный вид я бы поставил в основные задачи. И при этом задачи, решающие вопрос не на уровне информационного неравенства села и города, а неравенства Казахстана и остальных стран. А для решения вопроса такого уровня нужен четкий системный подход.

— Что нужно сделать, чтобы информация обрела электронный вид?

— Необходимо учесть два момента. Первый — добиться общего понимания этого вопроса не как частного, а как государственного. Когда нужно выдавать пенсии, государство решает эти вопросы. А ведь большой объем информации, в том числе и о пенсионерах, находится в бумажном варианте. Некоторые чиновники, занимающиеся этими вопросами, только при выходе на пенсию понимают, как сложно собрать о себе информацию, которая находится в архивах в традиционном виде.

Вместе с тем, конечно, определенные шаги предпринимаются. Насколько мне известно, сейчас предполагается второй этап реализации программы электронного правительства, и в нем закладываются определенные средства на перевод информации из бумажного вида в электронный. Но, на мой взгляд, этого недостаточно. Все-таки такая работа должна проводиться централизовано и в большем объеме. В ноябре прошлого года состоялась международная конференция, на которой выступали представители Архива Президента РК. Они заявили, что теми темпами, которыми в этом учреждении переводят документы на электронные носители, получить полноценный электронный ресурс можно через … 500 лет. Конечно, это образное заявление, но ситуация все же не из лучших.

И мне она известна не просто со стороны, т. к. наша компания предоставляет услуги по переводу массивов в электронный вид. Как бизнесмен, я заинтересован в получении финансовой прибыли, но, как гражданин, я понимаю, что в эту сферу нужно вкладывать больше средств. И не важно, кто этим будет заниматься — я или кто-то другой. Эту проблему в любом случае необходимо решать. При этом хочу подчеркнуть, что данная работа — разовая. В течение 5–7 лет будет происходить массовый перевод из бумажного в электронный вид, но дальше этого потока информации не будет. Важно отметить, что такой работой должна заниматься компания, которая делает это профессионально. На рынке есть организации, которые считают, что могут оцифровать свою документацию самостоятельно, собственными силами. Конечно, просто перевести документы в электронный вид не сложно. Но возникает другой вопрос: как эти электронные материалы правильно систематизировать, чтобы потом в огромной базе данных легко можно было найти нужную информацию? Для этого необходима специальная технология, и ее не под силу применить компаниям, не имеющим опыта в создании и внедрении информационных ресурсов.

Поэтому, во избежание лишней головной боли и необходимости решать непредвиденные проблемы, удобнее поручать такие работы организации, которая выполнит все профессионально и оперативно, а далее — всегда проконсультирует в пользовании созданным ресурсом. Кстати, оборудование, на котором производится такой перевод, далеко не дешевое. И если каждое ведомство будет искать средства на его закупку, получатся неоправданные траты, которые можно сократить, привлекая стороннюю организацию.

— Такой организацией является ваш электронный архив. Расскажите подробнее о его деятельности.

— Наша организация является дочерней фирмой московской корпорации «Электронный Архив», которая имеет 16-летний опыт работы в сфере создания и внедрения информационных ресурсов различной сложности. Компания также специализируется на массовом переводе информации из бумажного в электронный вид, ее парк насчитывает более 150 промышленных сканеров. Такую работу мы делаем и в Казахстане. В частности, мы завершили пилотный проект в Национальном архиве РК и реализовали проект по Казахстанской ипотечной компании. Кроме того, на сегодня есть еще несколько проектов, по которым мы также будем работать, но подробнее говорить о них пока рано.

— Какие документы, на ваш взгляд, необходимо переводить в первую очередь?

— Бумажные массивы, хранящиеся в больших архивах, таких как государственные и ведомственные. Самое интересное при этом, что важнее перевести в электронный вид не старую информацию, которая появилась еще в советские времена и первые годы независимости Казахстана, а те документы, которые были приняты недавно. И связано это с тем, что они создавались на носителях, которые быстро портятся: факсовой бумаге, распечатках на принтерах, порошок которых быстро осыпается. Появляется риск безвозвратной потери такой информации. По сравнению с ними, архивные документы, которые писались чернилами, сохранились по сей день. Однако и здесь есть проблема: бумага приходит в негодность, ветшает, и перевести такие документы в электронный вид становится дороже.

Отмечу, что сам по себе процесс оцифровки массива — не дешевая технология. А так как финансирование архивов все еще происходит в большей части по остаточному принципу, то средств на такие работы хватает не у всех учреждений.

Но я должен заметить, что люди, работающие в архивах, — патриоты своего дела. Имея скромную заработную плату, они хранят для нынешних и будущих поколений важные и ценные сведения о нашей истории. К примеру, руководитель одного из государственных архивов, имея право на служебный автомобиль, покупает на эти средства компьютеры для оснащения своего учреждения. Это — человек, преданный своему делу, добровольно отказывающийся от полагающихся по должности привилегий в пользу внедрения новых технологий и создания электронной архивной базы.

Президент страны поставил задачу о вхождении Казахстана в число 50-ти наиболее развитых стран мира. Однако «развитость» государства определяется не только уровнем ВВП и распространением информационных технологий. Немаловажное значение имеют культура и история. Поэтому я считаю, что часть бюджетных средств, которые не осваиваются, можно направить на решение проблемы перевода бумажных архивов в электронный вид.

— Как вы считаете, насколько у нас развит электронный документооборот?

— Что касается государственных органов, то, насколько я знаю, введение электронного оборота находится на завершающей стадии, и в этом секторе технология используется в достаточном объеме. Преимущество Казахстана, как государства, в том, что многие министерства и ведомства создавались с нуля, и при этом сразу внедрялись новые технологии, устанавливалась современная техника. Думаю, справедливо сказать, что в этом вопросе мы опережаем Россию, и наш электронный документооборот достаточно развит.

Коммерческие организации также оценили возможности технологий и приложили максимум сил, чтобы автоматизировать документооборот. Тем более, что многие компании переходят на международные стандарты ИСО, МСФО и другие. Крупные компании проводят IPO, выходят на фондовые рынки и поэтому им необходима соответствующая инфраструктура, в том числе и электронный документооборот. Малый бизнес, позиционирующий себя как офисный, также не сможет продолжать активную деятельность без электронного документооборота. В целом, электронный документооборот в Казахстане распространен неравномерно, но у него есть все условия для дальнейшего бурного развития вместе со страной.

— Что еще нужно сделать в нашей стране для решения вопросов информационного неравенства?

— На мой взгляд, у нас такие вопросы решаются комплексно. Проблема в другом. Нас знают как нефтяную страну, как страну, богатую металлами и зерном, но о ее культуре миру мало что известно. У нас есть огромный культурный пласт, но при этом в Казахстане мало исторических документов, которые были бы в общественном пользовании. Например, в России создан обобщенный компьютерный банк данных «Мемориал», содержащий информацию о защитниках страны, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. В Казахстане тоже были потери во время голода 30-х годов, во время войны. Особенность казахского народа в том, что его представители ищут своих предков как минимум до седьмого колена, благодаря этому мы становимся сильнее. Нам тоже необходимо создать аналогичный сайт, где мы могли бы найти свои корни. Ведь судьба многих казахстанцев после голода тридцатых и сталинских репрессий неизвестна. В целом, создание такого портала и перевод архивов на электронные носители создадут базу истории народа Казахстана для будущих поколений.

В завершение хочется отметить, что, развивая электронные информационные ресурсы, делая их доступнее неограниченному числу пользователей, создавая различные по тематике и содержанию информационные базы, наше общество «подаст» себя более понятным для всего мирового сообщества, более контактным и открытым. А это на данный момент очень важно для решения вопросов информационного неравенства и внутри страны, и за ее пределами.

Комментарии