Следите за новостями

Зайди в интернет и оставь свой след

О зависимости уровня спроса на корпоративные сайты от уровня развития компаний.

29 февраля 2008 11:00, Халида Бижикеева, Известия-Казахстан
Рубрики: Интернет

Миллион долларов может стоить заказчику создание интернет-сайта в Америке. Отечественным студиям веб-дизайна такие клиенты пока даже не снятся. Но, тем не менее, спрос на «товар» растет. А предложения не заставляют себя долго ждать.

Буквально лет семь-десять назад более-менее крупной отечественной компании иметь свою страничку в интернете считалось делом только престижа. Сегодня ситуация иная. Адрес в глобальной сети — это скорее способ и себя показать, и на других посмотреть. Если учитывать, что в странах Европы веб-сайты  — не просто электронная визитка компании, но и доступный вариант мониторинга развития бизнеса конкурентов, то заказ на собственную страничку стоимостью в миллион долларов не кажется бессмысленной затратой. Но это все в развитых странах, где сетью охвачено около 70 процентов населения. Возможности найти и быть найденным потенциальными партнерами по бизнесу, инвесторами и просто крупными заказчиками здесь гораздо выше, чем в странах СНГ.

К примеру, в Казахстане пользователями интернета являются не более 10–12 процентов населения. И, как говорят специалисты, 4 процента из них — это студенты высших учебных заведений и представители международных компаний, имеющие свои филиалы в крупных городах Казахстана. Остальные 68 процентов — так называемые «чайники», использующие сеть для поиска знакомых, электронной почты и для получения как свежей, так и просто занимательной информации.

«Сами по себе казахстанские веб-страницы сегодня не востребованы населением,- говорит владелец одной из крупных компаний. — Если рассматривать их в качестве саморекламы, то, честно говоря, наглядная агитация — билборды, реклама в СМИ и PR-акции — намного эффективнее. Даже если перевести процент казахстанцев, которые не пользуются интернетом, в визуальную цифру, то это будет несколько миллионов. Вот и представьте рентабельность вложения средств на »раскрутку« компании посредством своего сайта в частности и интернета в целом». Хотя, как добавляет предприниматель, иметь свое место в глобальной сети — солидно. А имидж — не просто серьезная, но и потенциально полезная вещь. Как отмечают и предприниматели, и IT-специалисты, желание обзавестись собственным адресом в интернете, даже несмотря на невысокий охват им населения, будет только расти. Главное объяснение — современная молодежь, которая будет приходить в бизнес в ближайшие пять-десять лет, уже сегодня не представляет свое существование вне глобальной сети.

Что же касается самих заказов на веб-страничку, то спрос на них объясняется не только желанием компании выглядеть солидно, но и всевозрастающим пониманием, что использовать «электронную визитку» можно и в качестве продвижения персон, возглавляющих компанию. А также для снабжения информацией о достижениях и развитии организации, что называется, из первых уст. В большинстве своем это относится к финансовым организациям, институтам и крупным, в масштабе республики, предприятиям. И так как количество таких компаний увеличивается, то и заказов студиям веб-дизайна хватает.

Причем чем дольше функционирует такая контора, тем дороже обойдется заказчику сайт. В среднем на создание странички уходит месяц работы программиста и дизайнера. Стоимость веб-сайта в Алматы и Астане варьируется от 1000 до 3000 тысяч долларов. В остальных областных городах Казахстана это может обойтись дешевле. Кстати, сэкономить на сайте можно. За пятьсот долларов выполнить заказ могут так называемые «программисты-подпольщики». Как правило, они работают в домашних условиях на собственных машинах. То есть деньги берутся только за потраченное ими время и работу, так как никаких налоговых отчислений, оплаты за аренду офиса и другие организационные нагрузки в тариф не входят. Но, по уверениям самих программистов, количество подпольщиков, работающих нелегально, с каждым годом уменьшается.

«Да и зарегистрировать студию веб-дизайна сегодня, как и во все времена, ничего не стоит, были б деньги, — говорит IT-специалист Кирилл. — А договоры с заказчиками юристы студии составляют на основе нашего законодательства. Правда, некоторые из клиентов могут потребовать вписать пункт о конфиденциальности и особых способах защиты своих интернет-страниц. Говорят, что подпольщиков на работу могут пригласить сами директора студий веб-дизайна. Но это случается не часто».

На что может повлиять некачественная работа программиста и дизайнера, так это на популярность студии. Конечно, зазывая потенциальных клиентов, они используют и классическую рекламу. К примеру, один из лозунгов одной алматинской компании звучит так: «Мы посредством создания web-сайтов и мультимедийных презентаций оказываем помощь в развитии и укреплении бизнеса наших клиентов. Удовлетворение от проделанной работы мы получаем только тогда, когда выкладываемся на все сто, когда web-сайт решает поставленные задачи и развивается». Но, в конечном счете, репутация студии зависит и от слухов, которыми полнится этот бизнес. Однажды пришедший в компанию заказчик либо в случае удовлетворения всех требований порекомендует обратиться туда же своим партнерам и компаньонам, либо при обратном эффекте испортит реноме студии всерьез и надолго. Но, как уверяют представители студий веб-дизайна, последний вариант отношений с бывшими клиентами — редкость. Дабы удовлетворить все его потребности, веб-специалисты не просто внимательно относятся ко всем пожеланиям заказчика, но и сами предлагают пять-шесть наглядных вариантов будущего сайта. Старинная истина, что клиент всегда прав, здесь действует на все сто процентов.

Но все-таки главная проблема студий веб-дизайна  — так называемая «утечка мозгов». Обычно программисты свой трудовой стаж начинают лет в 17–18.  Получая за свой труд в среднем около 120 тысяч тенге, через два-три года, набравшись опыта и обрастая нужными связями, требуют от работодателя увеличения гонорара. Чаще всего сумма оказывается для последнего непосильной, и IT-специалист, ища лучшей доли, уезжает как в страны ближнего, так и дальнего зарубежья.

«Алматы — город денег, — говорит Кирилл. — У нас сегодня действительно появляется немало серьезных фирм по веб-дизайну. И заказов, как крупных, так и не очень, тоже хватает. Но по уровню развития бизнеса в России и Казахстане мы находимся на стадии становления. Надеюсь, что наступит то время, когда отечественные студии не просто смогут удерживать своих, но и приглашать IT-специалистов из-за рубежа!».

Комментарии