Следите за новостями

Цифра дня

3 млн активных соцаккаунтов в Казахстане

Те, кто критикуют талоны к водительскому удостоверению, не понимают смысла их внедрения

Интервью с директором юридической компании «Аспект», представляющей интересы АО «Kazakstan Processing Centre», Бахтияром Абдулминовым об электронных талонах к водительским удостоверениям.

29 февраля 2008 17:45, Виктор Костров, Республика.kz
Рубрики: Общество

Новость о введении талонов к водительскому удостоверению вызвала большой резонанс в обществе. Водители восприняли очередную инициативу дорожной полиции в штыки. Свою роль в этом сыграли и невнятные объяснения самих ДВДшников, и отсутствие какой-либо логики в системе выдачи талонов, и, наконец, неразбериха с ценами на них. Чтобы наконец расставить точки над «i», мы попросили рассказать о том, что представляют собой талоны, директора юридической компании «Аспект», представляющей интересы АО «Kazakstan Processing Centre», Бахтияра Абдулминова.

— Бахтияр Баратович, давайте начнем с самого начала. Многие наши читатели до сих пор так и не поняли, что такое талон к водительскому удостоверению и для чего он нужен?

— Талон к водительскому удостоверению является средством учета и регистрации административных нарушений водителей, что в свою очередь позволяет сотрудникам дорожной полиции оперативно проводить мониторинг злостных нарушителей и обезопасить граждан и водителей на дорогах. Талон состоит из пластиковой карточки «Джава карт» и встроенного чипа, выпущенного мировым производителем — французской компанией «ДЖЕМАЛЬТА». Чип имеет память 64 килобайта. Замечу, что на рынке услуг на территории СНГ, в том числе и в Казахстане, ранее не применялись аналоги со значительно более высокой степенью защищенности и объемом памяти.

Чип чипу рознь

— Хорошо, талон служит для регистрации дорожных нарушений, но ведь уже существует система взимания штрафов с водителей. И зачем тогда нужен этот талон? Ведь уже вводили водительские удостоверения с чипом, разве был от них толк?

— Отвечу на этот вопрос как можно проще. Во-первых, водительское удостоверение подлежит обмену раз в 10 лет, а чип, встроенный в права, может прослужить максимум 3 года. Это означает, что права не могут быть достоверным носителем информации. Во-вторых, встроенный чип в водительских удостоверениях не защищен от постороннего вмешательства и к тому же не имеет достаточного объема памяти.

Вот вам наглядный пример: на интернет-конференции с участием начальника Комитета дорожной полиции г-ном Тусумовым был задан вопрос: «Скажите, пожалуйста, я в свое водительское удостоверение закачал только одну мелодию. Могу ли я закачать более объемную информацию?» Какие выводы напрашиваются из этого вопроса? Отвечу: любое лицо может вмешаться и корректировать данные в чипе.

— И какие могут быть последствия?

— Это просто: незащищенный чип не отвечает поставленным задачам, кроме того, несанкционированное вторжение в чип, т.е.  его «взламывание», влечет убытки для государства. Но водительские удостоверения с встроенным чипом изготавливались за счет бюджетных денег, и в тот момент никто не задавался вопросом безопасности технологии и ее совершенствования. В то же время новые водительские талоны, изготовленные производителями с мировым именем, обладают высочайшей степенью защищенности, а большой объем памяти предоставляет обладателю талона использовать его дополнительные функции.

— То есть вы считаете, что новые талоны послужат делу безопасности дорожного движения?

— Я в этом уверен. Всем нам не хватает времени и сознания задуматься о безопасности участников дорожного движения, а это наши родные люди, родственники, дети, друзья и знакомые. Мы запросили статистические данные за период с 2001–2007 гг. и сами были крайне удивлены цифрами. В 2001 г. в результате ДТП погибло 2217 человек, в 2002 г. — 2410 человек, в 2003 г. — 2754 человек, в 2004 г. — 3136 человек, в 2005 г. — 3374 человек, а в 2006 г. — 4365 человек.

В результате ДТП 44200 человек стали инвалидами и потеряли трудоспособность. Эта проблема ложится на родных и родственников инвалидов, которые не только несут лишние затраты, но и не дополучают доходы, которые могли бы принести в свою семью. А что касается государства, то если сложить все цифры (17400 тенге из которых государство тратит на соцпомощь инвалидам, а также не дополучает социальные и подоходные налоги), ущерб составит более 10 миллиардов.

Сегодня кто-то защищает праворульные машины, кто-то не согласен с введением семилетки, все это можно понять, хотя есть в этом и минусы, и плюсы. Но кто-то, не сознавая этого, защищает самих систематических нарушителей. И критикует талоны к водительскому удостоверению, не поняв самого смысла их внедрения.

В ногу с прогрессом

— Расскажите подробнее о дополнительных функциях талона.

— Приложения к талону — это еще и платежная карточка, предоставляющая возможность размещения строго индивидуальной цифровой подписи ее владельцу, позволяющей, например, получить достоверную информацию о страховом полисе на автомашину, о техосмотре, о наличии доверенности на управление данным транспортным средством, сведения об уплате налогов и так далее. Все эти данные будут сохраняться не на бумажном носителе, а в формате электронного документа.

— Но нужны ли эти дополнительные функции обычным гражданам, не бизнесменам?

— Безусловно. Прогресс не стоит на месте. Уже невозможно себе представить жизнь без компьютера, сотового телефона, факса. Новые технологии облегчают нашу жизнь и врываются в нее, хотим мы этого или нет. Как и в развитых странах, в Казахстане в ближайшие один-два года подавляющее большинство людей будет пользоваться цифровой подписью, как, например, личным сотовым телефоном, так как это очень удобно.

Не нужно будет подписывать бумажный носитель, а потом почтой его отправлять адресату. Ведь намного проще набрать на компьютере письмо или документ, подписать своей личной цифровой подписью (которая, кстати сказать, известна только вам и удостоверяющему центру) и отправить через удостоверяющий центр адресату. Более того, в соответствии с законодательством об электронном документе и электронной цифровой подписи лицо (организация, предприятие), получившее корреспонденцию, обязано в установленные законом сроки дать на него ответ.

— Говорят, что платежную карточку можно использовать как обычную банковскую платежную карту?

— Это еще одно ее не менее полезное свойство. Для удобства всех этих услуг задействованы 1500 киосков (банкоматов) во всех городах страны, через которые вы можете получить любую информацию, снять деньги или произвести оплату.

Также, по своему усмотрению, владелец транспортного средства, если он согласен с нарушением, может оплатить штраф на месте через терминал госавтоинспектора, введя свой пин-код. Взамен вы получите от терминала фискальный чек, один экземпляр которого вручается водителю, другой остается у инспектора и на котором водитель расписывается. Это значительно сэкономит время и деньги на поездку в банк, а потом — в дорожную полицию.

— В талоне предусмотрено еще страхование?

— Это сделано специально. Ни для кого не секрет, что в городе процветает псевдо-бизнес по реализации поддельных страховых полисов, которые продают под зонтиками в местах оформления автомашин около РЭО. А при наступлении страхового случая выясняется, что полис недействителен, вследствие чего страдают обе стороны — участники ДТП. Размещение в талоне этой услуги предусмотрено, в первую очередь, в целях защиты интересов водителей.

И еще, кстати, стоит сказать об уплате налога на транспорт. Нередки случаи, когда водители теряют предыдущую квитанцию, что значительно затрудняет процедуру уплаты налога и дальнейшего прохождения техосмотра. Благодаря дополнительным функциям талона вся информация о платежах будет храниться в формате электронного документа, так что теперь нет необходимости носить с собой кипу бумаг.

— А если талон потеряется, что будет с информацией на нем?

— В случае утери талона, вся информация будет сохранена на сервере, и при выдаче сотрудниками дорожной полиции дубликата талона вся информация на талоне будет восстановлена.

Платим только за допуслуги

— Сегодня всех водителей интересует вопрос: талоны выдаются бесплатно?

— Наверное, с этого вопроса и нужно было начинать нашу беседу. Да, талоны, у которых нет дополнительных функций, выдаются в органах дорожной полиции бесплатно. А вот с дополнительными функциями, т.е.  с приложениями, оплачиваются дополнительно и по желанию владельца. Уже было выдано 20000 талонов в дорожной полиции, и из них уже 5000 талонов владельцы получили бесплатно. Талоны реализуются также в торговых точках «Евросети». Талоны бесплатные, но приложения с дополнительными функциями стоят 1200 тенге за активацию. Кто приобрел талон бесплатно, но хотел бы получить дополнительные функции, должен обратиться в дорожную полицию за этой услугой, предварительно оплатив ее.

Именно непонимание в этом вопросе привело к ряду возмущений и нареканий со стороны водителей. Но — хочу напомнить — если вы купили товар (а в данном случае — талон) и оплатили его, получили фискальный чек, но качество товара вас не устраивает, вы вправе потребовать возврата денег, замены товара.

— Ну, раз уж мы затронули тему коррупции, то вопрос такой: а может ли госавтоинспектор не использовать талон через терминал, а на месте получить «свои кровные»?

— Все зависит от водителей. Какой смысл давать деньги инспектору-вымогателю, когда можно заплатить штраф государству, зная, что он пойдет на благо общества. Не мы ли, водители, сами способствуем росту этой самой коррупции? Мы склонны обвинять дорожных полицейских, что они занимаются поборами, но если вы сами предлагаете взятку, значит, между вами произошла взаимовыгодная сделка. В этом случае и вы, и инспектор являетесь правонарушителями. Да ведь и инспекторы тоже бывают разные, нельзя судить обо всех плохо на примере взяточников. Кроме того, в МВД есть собственная служба безопасности, которая будет отслеживать момент, когда водитель соберется уехать, и проверит факт нарушения и наказания, то есть факт использования или не использования инспектором своего терминала.

Кроме того, общество заинтересованно в безопасности движения. Не секрет, что на наших дорогах появляются автолюбители, не знающие правил дорожного движения и нарушающие их. Выявить и «обезвредить» таких нарушителей оперативно помогут сведения в талоне о предыдущих нарушениях.

Нет тайн, нет конкурентов

— Все знают, что тендер просто так не выиграть, как удалось получить госзаказ АО «Kazakstan Processing Centre»?

— Это очень хорошо, что вы задали этот вопрос. Как говорят: «Пока все спали — было тихо, а стало интересно — все проснулись». Заказчиком внедрения талонов к водительскому удостоверению является МВД РК. В проведении тендера не было смысла. Так как штрафы поступают в местный бюджет области, сами ДВД являются уполномоченными госорганами по администрированию. Был объявлен конкурс и сделан запрос о ценовых предложениях у разных организаций, имеющих возможность предоставления услуг в рамках имеющейся тематики и стандартов. Отклик был получен только от двух предприятий, так как на действующем мировом рынке услуг существуют единицы предприятий, вложивших в разработку и создание подобных систем миллионы долларов за счет не государственных, а собственных средств. Уверенно могу сказать, что в Казахстане нет подобного предприятия.

Если бы эта система финансировалась государством, то тогда деньги извлекались бы из местного бюджета, от налоговых поступлений. В этом случае государство понесло бы потери при перераспределении налоговых сборов. Примерно на душу населения это составило бы 1000 тенге. Поэтому государство на этот проект не пошло.

— Какая выгода в этом заказе для коммерческой компании, если не секрет?

— Могу заявить, что в нововведении все открыто, нет тайн, нет конкурентов, а сама программа смотрит далеко в будущее. Законодательство об электронном правительстве в РК было принято еще в 2003 году, на рынке не было предприятий, которые могли бы предоставить эти услуги. Водителей у нас более 3700000 человек, их число с каждым годом растет, поэтому АО «Kazakstan ProcessingCentre» пошло на риски, зная, что рано или поздно эта система заработает. На проект было затрачено $12000000 собственных средств и предложено условие договора о внесении дополнительных функций в талон. А приобретать эти функции или нет, будут решать владельцы талонов. Время покажет несомненное превосходство и удобство этих функций, на что мы и рассчитываем.

— А какие банки будут обслуживать талоны?

— Всем банкам было предложено участие в этом проекте с описанием самих технологий. Банки сами решают, какие именно услуги будут предоставлять с помощью талона водителям. На сегодняшний день есть несколько банков, которые заинтересованы в сотрудничестве, совсем скоро об этом будет объявлено.

— Некоторые банковские работники считают, что выпуск талонов является лицензируемой деятельностью и им нельзя заниматься без лицензии. Так ли это?

— Нет, они ошибаются. Этим видом деятельности, в соответствии с нашим законодательством, может заниматься любая коммерческая организация, и этот вид деятельности не подлежит лицензированию.

— Но почему заранее не информировали водителей об этой процедуре? Почему только сейчас становится известно обо всех этих подробностях?

— По условиям договора, информирование водителей возлагалось на МВД РК, а мы — разработчики и услугодатели по приложению к талону. Неоднократно о нововведении сообщалось по радио, но этого оказалось недостаточно. Поэтому сроки выдачи талона продлены до 01.07.2008 года.

Конечно, МВД тоже можно понять: это же новация, новые технологии, и многие чиновники недопонимали серьезности проекта. А когда средства массовой информации неправильно восприняли и неправильно воспроизвели новшество, тогда появились «критики», благодаря которым сегодня все водители знают о необходимости получения талона, но не все понимают, для каких целей. Я не раз был свидетелем того, как, не понимая смысла проекта, некоторые водители ошибочно полагали, что их незаконно «обязывают авансировать еще не заработанные штрафы». И эта неверная информация прошла через телевидение и газеты.

Как можно заранее платить штраф, если ты не нарушал правил и не собираешься этого делать? Деньги на вашем талоне могут быть или отсутствовать, по вашему желанию. Но по предъявлении талона инспектор будет видеть все ранее допущенные нарушения.

— А как пользоваться электронной подписью и как происходит сам процесс?

— В самом талоне предусмотрен почтовый ящик, соответственно, с почтовым адресом. Непосредственно в нем и набирается письмо — документ в электронном формате (назовем его «файл»). Этот файл отправляется в удостоверяющий центр, где он регистрируется и оттуда дается подтверждение, что адресат его получил. Параллельно уже в этот момент можно узнать, у какого исполнителя он находится, так как при подтверждении получения исполнитель пользуется своей подписью. Таким образом, заинтересованные стороны знают, что документ в электронном формате доставлен, исполнитель тоже известен. Вся процедура доставки документа по времени составит считанные секунды.

Вопросы «на засыпку»

— Вопрос к вам как к юристу. Какими нормативно-правовыми актами в своих действиях руководствуется Kazakstan Processing Centre?

— Постановлением правительства РК от 9 января 2007 года «О внесении дополнения в постановление Правительства РК от 25 ноября 1997 г.», приказом МВД РК №105 от 15 марта 2007 года «О внесении дополнения и изменения в приказ МВД РК от 27 ноября 2000 г.», приказом МВД РК №106 от 15 марта 2007 года. И заключением о регистрации нормативно-правового акта в Министерстве юстиции от 27 марта 2007 года.

Хочу заметить, что в программе канала «КТК» «Итоги недели» было заявлено, что эти акты не прошли регистрацию в Минюсте. Это неправда, Платонов ввел в заблуждение водителей. Он хороший журналист, но, может быть, просто поторопился.

— Какова роль ТОО «Евросеть» в распространении талонов?

— ТОО «Евросеть» очень известная компания не только в Казахстане, но и в мире, она имеет самую широкую сеть магазинов по продаже мобильных телефонов и аксессуаров к ним. Поэтому мы считаем, что выдача талонов благодаря большой сети магазинов на территории республики и оснащенности их современным оборудованием не будет способствовать скоплению очередей, сама процедура выдачи не займет более трех минут, не будет также и основы для коррупции. Мы сотрудничаем с «Евросетью» уже давно — с момента их регистрации в РК. В настоящее время сотрудничество заключается в распространении талонов с дополнительными функциями. Политика работы этой компании: «Бороться за каждого покупателя, за каждого клиента», поэтому, если водитель, приобретший платный талон с дополнительными функциями в «Евросети», намерен от него отказаться, ТОО всегда будет готово вернуть деньги за талон.

— А что необходимо для возврата денег водителю в подобном случае?

— Только фискальный чек, талон и удостоверение личности.

— И что происходит в этом случае с талоном?

— Талон утилизируется, а водитель должен получить новый «бесплатный» в дорожной полиции.

— Каким образом будет работать цифровая подпись и как ею пользоваться?

— Это очень просто. Например, вы набираете нужный вам текст документа в своем компьютере, подписываете его своей картой (то есть цифровой подписью) и отправляете документ своему адресату через удостоверяющий центр. Учитывая, что услуга стоит в 10 раз дешевле, чем отправка почтовой корреспонденции, то это хорошая экономия средств и времени. Кроме того, это гарантия того, что ответ вы получите в установленные законом сроки. Ну а если вы не получили ответ в установленный срок по вине чиновника, то виновного можно привлечь к административной ответственности. Для этого и создаются удостоверяющие центры.

Комментарии