Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Николай Палиенко, Satu.kz: у нас нет конкурентов в Казахстане

Интервью с генеральным директором ООО «УАПРОМ» и одним из соучредителей Tiu.ru, Deal.by, Satu.kz и Prom.ua Николаем Палиенко о том, как развивается портал Satu.kz в Казахстане и что его ждет в будущем.

28 мая 2014 10:14, Наргиз Асланова, Profit.kz

Электронные торговые площадки известны многим казахстанцам, поскольку именно они начинали знакомить пользователей с электронной коммерцией. Вот уже несколько лет в Казнете работает портал Satu.kz, ставший довольно популярной площадкой, на которой сейчас размещается множество предложений от различных казахстанских компаний. Однако не многие знают, что данный портал входит в крупный международный холдинг и аналогичен другим площадкам в странах СНГ. О том, как развивается Satu в Казахстане и что его ждет в будущем, нам рассказал Николай Палиенко, генеральный директор ООО «УАПРОМ» и один из соучредителей Tiu.ru, Deal.by, Satu.kz и Prom.ua.

Николай Палиенко

Николай, как бы вы охарактеризовали казахстанский рынок торговых площадок в интернете?

— До 2008 года в Казахстане, как и в остальных странах СНГ, не было мощных торговых площадок. Был успех eBay в США или Alibaba в Китае. В СНГ (Украине, России, Казахстане, Беларуси) торговых площадок не было. Мы в свое время решили занять эту нишу и за 5 лет выросли до того, что стали крупнейшей торговой площадкой на этих рынках. В Казахстане мы являемся крупнейшим игроком, и кроме нас больших игроков нет. Был в свое время Allegro.kz, но они слились со Slando. На Slando выставляются личные лоты пользователей, это C2C рынок. А среди торговых площадок B2C мы являемся, наверное, единственным значимым игроком на рынке Казахстана.

Этот рынок растет довольно быстро, быстрее чем общий рынок e-commerce — наверное, раза в два. Например, в прошлом году у нас в Казахстане количество заказов выросло втрое по сравнению с 2012 годом. Но все равно, еще есть потенциал для развития. Мы не занимаем еще ту долю рынка, которую занимает, например, eBay в США. Есть потенциал вообще для развития e-commerce в Казахстане, и есть потенциал для увеличения доли торговых площадок.

А вы бы могли назвать цифры, в которых выражается рынок? Каковы его объемы?

— По исследованиям, порядка 600 миллионов долларов — это общий рынок e-commerce в Казахстане (товарный). Через нашу площадку в 2013 году прошел оборот 20-30 млн долларов. То есть, это порядка 5% от рынка. Мы хотим получить долю в 20%.

Николай Палиенко

А какие площадки являются вашими конкурентами?

— Наши основные конкуренты — это другие сервисы, доски объявлений, которые сейчас развиваются, сайты сравнения цен и большие интернет-магазины. В тех же самых США есть Amazon и eBay — два крупнейших игрока. А сказать, что у нас есть какой-то прямой значимый конкурент в Казахстане, думаю, нельзя. Мы конкурентов не видим именно в торговых площадках.

Вы упоминали об Allegro, который слился со Slando. Также как и эти площадки, вы входите в интернет-холдинг Allegro Group, который принадлежит Naspers. Почему было решено развивать в Казахстане несколько проектов, а не один?

— Это вопрос исторический. У нас немного разные компании, мы не на 100% принадлежим Naspers. В то время, когда Allegro выходил в Казахстан, мы уже были здесь. Так что оба проекта развивались параллельно. В итоге, Allegro решили, что они объединяют свою площадку со Slando (OLX), а мы продолжаем свое развитие.

Кроме того, это разные бизнес-модели. Доска объявлений — это одно, интернет-аукцион — другое, и торговая площадка Satu.kz — это третья бизнес-модель. Не во всех странах рынки одинаково принимают те или иные модели. То, что были опробованы все три модели, и из них остались две — я думаю, что это было сделано правильно.

Николай Палиенко

А каков процент казахстанской площадки в общей прибыли группы компаний?

— Думаю, что доля Казахстана составляет порядка 10-12%. Доля России — 45%, Беларусь — 15%, Украина — 30%.

Расскажите о вашей площадке — когда Satu.kz начал свою работу? Какие этапы вы прошли и сколько клиентов насчитывается в настоящее время?

— Мы начали работу в 2008 году, то есть, присутствуем на рынке уже 6 лет. С тех пор мы развиваемся. Сейчас мы входим в топ-30 сайтов по посещаемости в Казахстане. Если говорить о e-commerce, мы точно входим в топ-5. На нашей площадке зарегистрировано более 97 тысяч компаний, из них более 3 тысяч пользуется нашими платными услугами. Это интернет-магазины, крупные продавцы. Можно сказать, что у нас самое большое собрание интернет-магазинов и торговцев в Казахстане. В целом, количество активных компаний у нас постоянно растет, сейчас более 25 тысяч компаний активны.

По доле рынка я уже говорил — если ее оценивать от всего e-commerce в республике, она занимает порядка 5%, и мы будем ее увеличивать. Развивались мы в основном органично — за счет продукта, за счет продаж, за счет того, что предоставляем хорошую возможность для компаний и продавцов недорого выйти в интернет. Разработка сайтов в Казахстане обходится довольно дорого, в отличие от тех же России и Украины. В Казахстане намного меньше веб-студий. Сейчас ситуация выравнивается, но разработка все равно дорогая, и не все могут ее себе позволить. А с помощью Satu.kz продавцы могут иметь профессиональный нормальный сайт, по цене от 55 тысяч тенге в год. Они могут сами его наполнять, могут сами попробовать, как их бизнес будет работать в интернете. Многие пробуют, многие остаются.

Николай Палиенко

Вы упомянули, что у вас 97 тысяч зарегистрированных компаний, и более 3 тысяч пользуется вашими платными услугами. А из чего вообще строится доход вашей площадки?

— Более 90% нашего дохода — от платных услуг. Это подписки, которые мы берем с клиента. Сейчас мы также разрабатываем ряд дополнительных услуг. Но это все входит в те деньги, которые платят нам магазины за размещение.

Мы работаем по модели Freemium, то есть — можно размещаться бесплатно, но там довольно ограниченный функционал (нельзя разместить более 10 товаров или услуг). Это направлено на то, чтобы человек попробовал, что это за продукт и как им можно пользоваться, и дальше переходил на платные услуги. Наши услуги совсем не дорого стоят, любой бизнес может себе это позволить.

Ваша площадка выступает в качестве альтернативы собственного сайта для многих продавцов. Отслеживаете ли вы качество их работы? Боретесь ли с недобросовестными продавцами, и каким образом?

— Да, мы боремся, у нас есть механизм отзывов на сайте. Это является стимулом для компаний обслуживать клиента хорошо. Мы видим, что конверсия очень сильно зависит от количества отзывов, от их качества, от того, насколько продавец работает с отзывами. Все это в открытом доступе. Таким образом мы в некотором роде «воспитываем» компании. Потому что если вы открыли магазин вне торговой площадки, то вы можете обслуживать клиентов как угодно и можете не размещать отзывы, если о вас напишут плохо. У нас же все централизовано. Конечно, мы модерируем отзывы, их также можно обжаловать. Но мы публикуем негативные отзывы, хотя это и плохо для наших клиентов. Но мы также и работаем с компаниями, чтобы они отвечали на эти отзывы, чтобы улучшали свой сервис. В случае если магазин получает очень много негативных отзывов, то мы начинаем работать с этим магазином, вплоть до прекращения размещения его товаров на нашей площадке. Благодаря таким действиям, средний уровень наших продавцов постоянно растет.

Каковы приоритеты вашего развития? Какие планы поставлены на текущий год?

— Если говорить о продукте, у нас в приоритете его улучшение, чтобы он был более качественным для наших продавцов и покупателей. Что касается основного нашего приоритета, количества продавцов — мы хотим увеличить его на 50% за этот год. Почему для нас важно количество продавцов? Потому что мы видим так называемый сетевой эффект: чем больше продавцов на нашей площадке, тем больше каждый из них получает заказов. Может показаться странным, но это действительно так. Продавцы не должны бояться конкуренции.