Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

Интернет-реклама — общие особенности и казахстанские реалии

Развитие интернет-рекламы в Казахстане.

17 января 2008 10:52, Марат Ижанов, a*DverTisiNg
Рубрики: Интернет

Сегодня с большой долей уверенности можно сказать, что интернет набирает обороты, растет и ширится. Очевидно, что одной из главных причин этого процесса является реклама. Реклама как двигатель не только торговли, но и масс-медиа, тащит за собой приличные бюджеты, которые позволяют цвести буйным цветом интернет-проектам самой разнообразной тематики.

При этом на относительно новом для себя завоеванном медийном пространстве она действует иногда изощренно и тонко, иногда масштабно и прямолинейно, но при этом всегда очень мощно и эффективно.

А в результате, удивительным образом, нечто виртуальное и в некотором роде мифическое — поток посетителей сайта — превращается с помощью рекламы во вполне жизненное и материальное: деньги. Этот процесс называется монетизацией трафика, именно он вызывает учащенное сердцебиение в груди каждого создателя любого интернет-проекта и заставляет его мозг усиленно работать и выдумывать все новые виды интернет-рекламы и подходы к завоеванию целевой аудитории — так называемый таргетинг. Рассмотрим наиболее прогрессивные и перспективные на сегодняшний день методы рекламной стратегии на целине интернета.

Геотаргетинг

Большинство рекламодателей интересует локальная реклама — в определенной стране, в определенном городе, в определенном районе. Возможности интернета в плане выборки целевой аудитории по географическому признаку весьма велики и в этом смысле интернет-реклама значительно выигрывает у традиционных площадок: группировка пользователей по конкретному региону очень точна, а стоимость размещения обычно одинакова для любого региона.

Например, некая туристическая компания из Алматы хочет привлечь на горнолыжный курорт Чимбулак щедрого немецкого бюргера. Для этого ей не нужно контактировать с медиа-рынком в Германии и выделять для этого немыслимые бюджеты. Достаточно просто разместить рекламу на тематических сайтах только для пользователей из Германии.

Таргетинг по возрасту, полу и интересам

Интернет-реклама — это настоящий клондайк для рекламодателя с узким сегментом ЦА. Большое количество площадок имеют регистрацию пользователей. Пользователь оставляет о себе большое количество информации, и это используется для сегментации аудитории. Одним из пионеров этой тенденции была компания «Мирабилис» со своей программой ICQ.

Например, реклама фирмы «Эх, прокачу!», производящей шлемы для мотоциклов, интересна в большинстве случаев мужчинам среднего возраста, имеющих интересы в области мотоспорта, и не интересна школьникам и их бабушкам. При этом для фирмы путь на обширные рекламные поля порталов общего пользования вовсе не закрыт, наоборот, здесь созданы все условия для успешной рекламной кампании даже такого специального товара.

Контекстная реклама

Современные морфологические методики, которыми хорошо владеют поисковые системы, позволяют связать содержание страницы с содержанием рекламного объявления. Этот механизм является основой для контекстной рекламы, которая построена на логическом заключении, что пользователь, который читает информацию на веб-странице, вероятно, очень заинтересован в этой информации, а значит, теоретически ему может быть интересно и рекламное объявление на ту же тему.

Например, на странице сайта размещена новость о том, что изобретен новый компьютер размером со спичечный коробок. На этой же странице может быть уместно объявление фирмы, поставляющей компьютеры.

Поведенческий таргетинг

Очень модный способ сегментировать посетителей, находящийся на грани морали.

Пользователю не обязательно указывать в профайле свои данные: поисковая система сама соберет о нем информацию с помощью cookie-файлов. При этом анализируются просмотренные сайты, поисковые запросы, покупки в интернет-магазинах и т.п.  На основе собранного о пользователе профайла ему демонстрируется реклама, соответствующая его интересам.

Например, вы сегодня искали информацию о сиамских кошках в поисковой системе — через месяц совсем на другом сайте вам показывается объявление о продаже корма для кошек.

Эффективность

Попробуйте оценить эффективность одного биллборда в центре Алматы в выходной день. В этом случае точность — не совсем то понятие, которым мы можем оперировать, речь пойдет, скорее, о вероятности. В этом плане интернет-реклама позволяет вести достаточно точную статистику по показам объявлений и кликам. Современные методики позволяют не только посчитать количество увидевших рекламу и отреагировавших на нее, но даже легко рассчитать реальную стоимость рекламной кампании, что видится совсем уж привлекательным для любого предприятия.

Нельзя не отметить и слабое место интернета как рекламной площадки. Это небольшой охват (в разных странах от 3% до 20% населения). Однако, по статистике, пользователи интернета — это наиболее социально активные люди, являющиеся ядром целевой аудитории многих товаров и услуг, что позволяет поставить интернет-рекламу в первую очередь по распределению рекламных бюджетов наряду со «старыми» видами рекламы, а в некоторых случаях сделать ее основой всей рекламной кампании.

А что в Казнете?

Общий объем рекламы в Казнете можно оценить в 100000 долларов в год (точных данных нет, подсчетами никто в Казахстане не занимался). Это примерно в 1000 раз меньше чем в Рунете.

Сегодня в Казнете господствует один вид рекламы — баннерная без какого-либо таргетинга. Максимум что может выбрать рекламодатель — это размер баннера и тематику сайта. Общая аудитория всех рекламных площадок с натяжкой может дотянуть до 100000 человек. При этом в основном бюджеты, выделенные под интернет-рекламу, направляются на изготовление и поддержку промо-сайтов. Волшебство монетизации трафика и доходность интернет-проектов Казнета — пока еще только желанная перспектива.

Виной этому является отсутствие серьезных интернет-проектов и консервативное мышление рекламодателей, которые в последнюю очередь рассматривают интернет как инструмент для продвижения своей продукции.

Такая ситуация продлится до появления серьезных порталов или поисковой системы с вложенными миллионами долларов, которые смогут предложить современные рекламные инструменты и оттянут рекламные бюджеты от традиционных носителей.

Однако Казнет — молодая и динамично развивающаяся сеть, и повода для негативных прогнозов нет. Во многом от нас, рекламщиков, зависит, как быстро изменится ситуация и Казнет станет той самой вожделенной курицей, которая несет золотые яйца.

Комментарии