Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

Достижения в области информатизации образования (прошлое, настоящее, будущее)

Становление и развитие информатизации образования в Казахстане.

15 января 2008 10:49, Садуакасова Ж., Digital Kazakhstan
Рубрики: Образование

«… Мы должны добиваться предоставления качественных услуг образования по все стране на уровне мировых стандартов…» (из Послания главы государства народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2007 года).

Что было в РК с информатизацией образования, когда наша страна получила независимость, когда страна находилась на стадии развития и роста? Какими результатами мы можем гордиться сейчас? Чего достигла страна за 16 лет в этой сфере? На все эти вопросы мы постараемся ответить в данной статье.

В 90-х годах информатизация образования находилась в зачаточном состоянии. Тогда можно было говорить только о компьютеризации школ, да и то условно. Даже крупные школы республики имели компьютерные классы, где находилась разношерстная компьютерная техника: «Корвет», «Искра», «Макинтош», «Ямаха». Компьютеры использовались для составления алгоритмов решения простейших задач и проведения уроков информатики. В то время не только классы, но даже сама школа не имела периферийной офисной оргтехники. А доступ к всемирной паутине интернет оставался для большинства учебных заведений просто мечтой и сказкой. О каком-то развитии информатизации в постсоветское время не было и речи, на тот период государство переживало политический и экономический кризис.

Однако шаг за шагом Казахстан становился государством с достаточно стабильной экономикой и быстро развивающейся инфраструктурой. С возникновением новых общественно-политических и социально-экономических условий в Казахстане возникла необходимость коренных преобразований в системе среднего образования, отвечающих требованиям демократического государства и современным мировым тенденциям.

Республика Казахстан, как и развитые страны мира, встала на путь информатизации системы среднего образования — создание единого информационно-образовательного пространства, основанного на единой информационно-образовательной сети.

Принятие в 1997 году Государственной программы президента Республики Казахстан об информатизации системы среднего образования стало началом процесса информатизации всей системы образования в государственном масштабе, и здесь информатизация системы образования рассматривается как стратегически важное направление развития системы образования в целом.

Эта Программа была рассчитана на пять лет. И в течение этих пяти лет все школы обеспечивались компьютерной техникой. Самыми современными компьютерами на тот период были IBM 286, IBM 386, IBM 486. Компьютерный класс состоял в основном из 5 ученических и одного учительского места. А в крупных школах республики конфигурация класса доходила до 10+1.  В компьютеризации школ принимали участие не только государство, но и международные организации, одним из них являлся Азиатский Банк Развития.

2001 год ознаменовался 100-процентной компьютеризацией школ. Анализируя итоги реализации Программы, можно сделать вывод — мы смогли вложить огромный вклад в истоки информатизации. Теперь наша задача продолжить дальнейшую работу по информатизации и формировать информационную культуру наших детей.

Уже в 2001 году количество учащихся на 1 компьютер составлял 62. Этот показатель самый лучший среди стран СНГ. Например, на тот период в Республике Азербайджан показатель составлял более 1000 учащихся на 1 компьютер, в Республике Кыргызстан — 946, в Республике Таджикистан на один компьютер приходилось более 1400 учащихся. Это был большой вклад нашего государства в развитие информатизации образования.

Однако осуществлена была не только работа по компьютеризации, но и поэтапное подключение школ к сети интернет. В 2001 году только 23% школ было подключено к сети интернет. В дальнейшем этот показатель неуклонно рос. С 2003 года ситуация резко улучшилась. Перед государством встала очередная задача — достичь мирового показателя. Началась дальнейшая работа информатизации образования: закупалась новая современная вычислительная техника, доукомплектовывались компьютерные классы, проводились работы по замене старой вычислительной техники, велась дальнейшая работа по подключению школ к сети интернет.

Дальнейшее развитие информатизации образования нашло свое отражение в новой Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы, в рамках которой начался новый этап реформирования системы образования, в том числе и в сфере информатизации образования.

В результате реализации Программы будет сформирована основа единой системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования. Будет создана на основе единой транспортной среды отраслевая информационная система для эффективного управления объектами и процессами образования. Повысится качество обучения в организациях образования, включая сельские школы, путем организации доступа данных учреждений к общим образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых ИКТ для каждой организации образования. Школы будут подключены к сети интернет. Количество учащихся на 1 компьютер будет доведено до мирового значения. Будут разработаны и внедрены в учебный процесс современные электронные учебные издания. Планируется создать информационные ресурсные центры образования в вузах и регионах республики.

С 2005 года у учащихся появилась возможность бесплатного доступа к интернету. Государство позаботилось, чтобы каждая школа, даже отдаленная, была подключена к сети интернет, и используемый трафик оплачивался за счет государства.

Для учителей появилась возможность проводить уроки на более высоком уровне, и сделать их интересными для учеников. Разрабатываются электронные учебно-методические пособия, электронные учебные издания по основным базовым предметам. В Казахстане уже имеется арсенал разработанных электронных учебных изданий в форме электронных учебников, электронных мультимедийных обучающих программ, электронных дидактических пособий, цифровых образовательных ресурсов и других, которые с каждым годом будут обновляться в соответствии с требованиями развития информационно-коммуникационных технологий.

Создание и разработка информационных ресурсов стало творческим процессом союза учителей, ученых, программистов, дизайнеров, который стал возможным в результате осмысления педагогической технологии их конструирования, как открытой развивающейся системы. В результате наметилась прогрессивная тенденция, когда учитель сам дополняет готовые электронные учебники собственными разработками. Это существенно меняет роль и статус учителя.

С 2005 года началась работа по поставке лингафонных мультимедийных кабинетов. Более 1000 школ были обеспечены современной техникой, мультимедийными оборудованиями, специальными программными обеспечениями, помогающих детям закрепить свои языковые знания. И это еще не все.

Начиная с текущего года, государство начало обеспечивать школы интерактивными досками. Электронная интерактивная доска — это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все учащиеся в классе, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень.

Все эти новые технологии позволят повысить качество и эффективность проводимого урока, сформировать информационную культуру не только учеников, но и самих учителей.

Мы теперь впервые вплотную подошли к идее создания открытого образовательного пространства. Для создания такой системы необходима интеграция образовательных учреждений не только на административном, но и на учебно-методическом уровне. Построение единого образовательного пространства позволит распределить образовательные ресурсы и успешно реализовать совместные образовательные программы.

На данном этапе Министерство образования и науки Республики Казахстан начало работу по созданию казахстанского образовательного портала. Главная цель портала — обеспечить доступ широких слоев населения к информации об образовании в Казахстане, к образовательным и научным услугам независимо от географического физического месторасположения.

Не менее важная задача создаваемого портала — обеспечить коммуникации всего населения с Министерством образования и науки РК, обмен информацией между регионами, автоматизацию ряда важных внутренних процедур и бизнес-процессов.

Одним из ключевых и актуальных вопросов для Казахстана с его обширной территорией и низкой плотностью населения является дистанционное обучение. Как самостоятельная форма, дистанционное обучение закреплено в Законе «Об образовании». Как инновационная технология, дистанционное обучение интенсивно исследуется учеными-педагогами и широко внедряется на практике. Сегодня школы большинства областей активно внедряют технологию дистанционного обучения.

В 2002 году в канун нового учебного года стартовал проект «Спутниковый канал дистанционного обучения». Эту работу проводит АО «Национальный центр информатизации» при поддержке Министерства образования и науки РК на базе спутникового оборудования «Кателко». Целью проекта является объединение отдаленных учебных заведений в единую информационную систему. 40 часов эфирного времени в месяц будет отдано интерактивному диалогу с учителями и школьниками. Этот проект позволит эффективно организовать образовательный процесс, повысить качество успеваемости, обеспечить доступ в открытое информационно-образовательное пространство. Учителя и школьники смогут овладеть технологией дистанционного обучения. В настоящее время около 1500 школ республики подключены к этому каналу.

Дистанционное обучение осуществляются не только на уровне школ, но и на уровне высших учебных заведений. На сегодня 15 вузов республики проводят дистанционное обучение в режиме эксперимента. В этом году был исторический момент для информатизации образования. Накануне дня знаний 1 сентября впервые состоялся интерактивный урок с участием главы государства в режиме он-лайн с применением новых информационно-коммуникационных технологий.

Данное мероприятие является первым примером использования современных телекоммуникационных и информационных технологий в образовании в республиканском масштабе, с массовым привлечением учащихся средних школ Казахстана. Для 1000 школ была организована видеоконференцсвязь, и они имели возможность принять участие в интерактивном уроке, а остальные школы принимали участие в уроке через трансляцию в прямом эфире на национальном телеканале «Казахстан». Урок проходил на тему: «Жана алемдегі жана Казакстан».

На сегодняшний день проведение интерактивного урока для школ стало традиционным занятием. Уроки проводят известные доктора, педагоги, а также государственные служащие.

Сфера образования принимает участие и в формировании «электронного правительства». Было решено вести подготовку не только взрослого населения, но и подрастающего поколения. Чтобы они уже во взрослой жизни имели ответы на такие вопросы как, что такое «электронное правительство», зачем оно нужно и как его использовать? Для этого разработаны проекты программ учебного курса по «электронному правительству» для учащихся старших классов и колледжей. Высшие учебные заведения также вводят курс по электронному правительству.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что сегодня государством предпринимаются все меры для того, чтобы наши дети получили образование, конкурентоспособное на мировом рынке. Ежегодно растет объем финансирования для образования. Разрабатываются и внедряются новые интересные идеи по информационно-коммуникационным технологиям. Все это, в конечном счете, создаст новые условия для формирования личности, способной работать в условиях открытого информационного общества, где существенным является доля интеллектуальной сферы и современных технологий.

Комментарии