Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Нация с именем «NET»

Прогнозы развития интернета в Казахстане.

8 февраля 2008 10:54, Андрей Зубов, Деловой Казахстан
Рубрики: Интернет

Хотим мы того или нет, но в Казахстане, впрочем, как и во всем остальном мире, за последние 10–15 лет возникла новая сообщность людей, которая не мыслит своей нормальной жизнедеятельности без Всемирной паутины. У нас в стране проникновение в Сеть происходит отнюдь не благодаря стараниям правительства или партии большинства, а скорее, вопреки.

И дело не в повышении благосостояния или прочей демагогии, которую мы каждый день слышим из самых высших уст, а в другом. Просто братья-китайцы наладили такой бешеный выпуск самой различной электронной техники по столь упоительно низким ценам, что только ленивый сейчас не обзаводится компьютером. Ну а там, где компьютер, там и выход в родное виртуальное пространство. Другое дело, что не у всех есть возможности. Например, в Приаралье доступ к телефону (подчеркиваю — к телефону, а не интернету) имеет только один сельчанин из ста. В среднем же сегодня в поселках и аулах, а также поселках городского типа уровень телефонизации составляет всего 38–44%.

Тем не менее, Сеть растет, и никуда от этого не денешься. Давайте поговорим о том, что нас ждет в самом ближайшем будущем. Сначала цифры.

Если брать телекоммуникационный рынок в целом, то с января по ноябрь 2007 года отрасль заработала 322,6 млрд. тенге, показав по сравнению с этим же периодом прошлого года рост 33,5%. Также отметим, что за весь 2006 год предприятиями связи Казахстана было оказано услуг на сумму 274,2 млрд. тенге (на 20,4%  больше, чем в 2005 году). Что до интернета, то определенные подвижки, конечно, есть, но в целом он в Казахстане продолжает оставаться каким-то неживым, ненастоящим. Один из важных факторов, влияющих на уровень распространенности интернета, — тарифы. После существенного снижения тарифов на широкополосный доступ в 2006 году в 2007 они были снижены примерно еще на четверть. Нельзя не отметить и увеличившуюся маркетинговую активность «Казахтелекома» — осенью реклама услуги Megaline замелькала повсюду. Появились и новые предложения в линейке Megaline. Хочется надеяться, что эти шаги принесут более ощутимые результаты по итогам первого полугодия и года в целом.

Интересна официальная оценка и ожидания. Так, в ходе Международной конференции, посвященной 10-летию принятия Стратегии развития Казахстана до 2030 года, прошедшей 12 октября 2007 года, президент РК Н. Назарбаев озвучил следующие цифры: к концу 2007 года количество интернет-пользователей в Казахстане составит 1,8 млн. человек, а к 2010 году их число увеличится до 3,5 млн. Многим ситуация видится несколько иначе. Текущая оценка представляется завышенной, сейчас в Казахстане 1–1,2 млн. пользователей, а вот долгосрочный прогноз, наоборот, скорее всего, занижен — к 2010 году можно ожидать появления 4,5–5 млн. пользователей.

Теперь о реальных прогнозах, точнее о том, как наши министерства видят развитие интернета, и как оно произойдет на самом деле. Я нарочно опускаю такую интересную и выигрышную тему, как возможности Сети. Например, бронирование авиабилетов, гостиниц, онлайновые банковские операции, интернет-бизнес, проблема виртуальных денег и так далее. Все это настолько значительно и занимательно, что может занять целую газетную полосу. Да дело даже и не в полосах, просто все эти новшества придут сами, было бы поле для их взращивания и роста. Замечу только, что один из перечисленных плюсов интернета — IT-торговля во всем мире очень значительно развивается. Допустим, в США сейчас интернет обеспечивает около 5% всего розничного товарооборота. Однако по прогнозам, к 2015 году этот процент вырастет как минимум до 20%. А ведь речь идет об огромных денежных суммах, которые скоро придут в он-лайн. Американский потребительский рынок имеет поистине гигантские размеры, так что каждый процент — это миллиарды долларов.

Но довольно о манящих перспективах, вернемся к нашим реалиям. Недавно во всех СМИ вышло информационное сообщение, которое я привожу целиком. «Министерство культуры, информации и спорта РК будет добиваться появления в Казахстане качественных интернет-проектов и стимулировать развитие национального контента во Всемирной сети. C этой целью в ведомстве уже разработали конкретные предложения. Идея состоит в том, что государство не должно смотреть сбоку на попытки частных пользователей разнообразить отечественное содержание Сети, а наоборот, выступить »локомотивом« развития домена kz. Первым делом необходимо создать базовую контентную инфраструктуру. В частности, разработать и запустить казахстанскую поисковую систему, которая поможет собрать воедино разрозненную информацию и облегчит доступ к ней.

Причем поисковик должен работать как на казахском и русском, так и английском и других языках».

Ну что здесь можно сказать? Обидно, что приходится тратить время читателей на рассмотрение очередных потуг наших мечтателей. Создание нового поисковика потребует большой работы не только по программной части, но и серверных, канальных ресурсов. «Если вложить те же деньги, что вложены в «Яндекс» и Google — а речь там идет о десятках миллионов долларов — тогда можно говорить о возможности создания конкурентоспособного поисковика. Но тем временем у нас до сих пор нет даже нормального каталога, крайне необходимого для существования kz-Сети. Все, что создавалось до сих пор, делалось частными структурами или энтузиастами-одиночками. Соответственно, мы даже не можем сказать, сколько на сегодня у нас реально работающих сайтов. Мы знаем только, сколько зарегистрировано доменов — «Казник» ведет статистику. Я считаю, что поисковик — это излишняя трата денег. А вот действительно необходимый каталог сайтов Казнета, на создание которого единовременно уйдет всего-то около $50 тыс., до сих пор отсутствует», — говорит известный деятель Казнета Александр Ляхов.

Кроме того, давайте учтем вот такую деталь. На нашем IT-рынке уже существуют сильнейшие игроки, которыми пользуются на данный момент местная интернет-аудитория. Это российские и международные поисковики («Яндекс», Google, Mail.Ru и так далее). Уровень сервиса, предоставляемого этими компаниями, достаточно высок на любом уровне, поэтому, что может предложить здесь локальный поисковик? Нет, разумеется, есть примеры, когда локальные игроки завоевывали рынок до прихода глобальных и продолжают его удерживать до сих пор. Так произошло в России и Китае. Однако нет примеров, когда локальным поисковым игрокам удалось бы занять значительную долю рынка уже после прихода лидеров с более крупных рынков.

Ну а потом, для новой идеи нужны программисты высочайшей квалификации со знанием казахского языка. Они должны сформировать математически верную систему поиска с корректным синтаксическим анализом особенностей казахского языка. А таких специалистов нет. Наша страна ежегодно готовит не более двух тысяч инженеров, умеющих работать с IT-технологиями. Причем половина из них идет на работу в банки, крупные компании, руководствуясь величиной заработка. Для сравнения: соседняя Россия каждый год получает 77 тысяч таких специалистов, а лидирует Индия — два миллиона IT-специалистов.

Может быть, все-таки главной задачей для развития Казнета является создание механизмов инвестирования в Казнет. Ведь важен не сам факт появления новых проектов, а дальнейшая их судьба в долгосрочной перспективе, их выход на самоокупаемость, привлекательность для инвесторов.

Комментарии