Следите за новостями

Цифра дня

На 54-м месте Казахстан в рейтинге скорости 4G

Не до развлечений

Оценка рынка дополнительных услуг мобильной связи в Казахстане на конец 2007 года.

15 января 2008 12:57, Адиль Урманов, Бизнес & Власть
Рубрики: Рынок, Связь

По данным ТОО «GSM-Казахстан», в середине декабря 2007 года уровень проникновения мобильной связи в Казахстане составил 77,4%. Иначе говоря, на руках у казахстанцев находится более 12 млн. активных SIM-карт 4 операторов мобильной связи. Такой уровень является пороговым, при котором рынок мобильной связи начинает переход в состояние зрелости.

Связь для потребителей перестала быть чудом и перешла в разряд нормы. Если раньше места на рынке сотовой связи хватало всем, то теперь даже сравнительно небольшие ошибки в маркетинге и управлении, допускаемые порой оператором, будут иметь для нее весьма негативное значение. Еще одна существенная тенденция — абоненты говорят больше, но желают платить меньше, как следствие, тарифы на связь постоянно снижаются. Одновременно расширяется спектр услуг.

Если недавно оператору достаточно было обеспечивать передачу голоса и SMS, то теперь на сетях появляются дополнительные услуги, что не может не увеличивать нагрузку на персонал оператора, поскольку абонентов приходится обучать пользоваться новыми услугами. По мере внедрения неголосовых услуг (VAS) и роста количества абонентов увеличиваются требования к емкости и функциональности сети. Однако именно по этому параметру рынок мобильной связи в РК можно назвать слабым и несформировавшимся.

По оценкам iKS-Consulting, в 2007 году доходы от предоставления дополнительных услуг в сетях сотовой связи Казахстана выросли на 55,8%  и достигли $120 млн., или 8,5%  суммарных доходов операторов сотовой связи. Незначительный удельный вес VAS в сравнении с российским и европейским рынками (13,5%  и 18,5%  соответственно), а также их структура в доходах операторов говорит о том, что сегмент VAS в Казахстане еще только формируется.

«Дополнительные услуги в их текущем виде — это скорее имиджевая составляющая, идущая «в нагрузку». Они присутствуют, а не работают в полную силу», — отметила аналитик агентства iKS-Consulting Светлана Черненко.

Низкий уровень конкуренции создал защитные механизмы, позволяющие операторам сохранять относительно высокие доходы за счет одних из самых высоких на рынках СНГ тарифов, а голосовым сервисам — определяющую роль, считает аналитик. Кроме того, связь остается самой нелиберализированной отраслью, в результате операторы имеют существенные доходы. Средний ARPU (доход оператора, получаемый с одного абонента в месяц) в Казахстане равняется $9,7,  тогда как в России этот показатель составляет $8,7,  в Узбекистане — $6,4,  в Украине — $2,5.  У GSM-операторов ARPU еще выше: по итогам III квартала у ТОО «КаР-Тел» он составил $13,6.

«Одна из основных причин неразвитости рынка VAS-услуг заключалась в высоких тарифах и низком уровне проникновения сотовой связи в Казахстане, — сказал PR-менеджер ТОО «КаР-Тел» Нуркен Халыкберген. — Кроме того, полезность VAS-услуг для абонентов не была очевидной».

«Ситуация вполне логична, поскольку в стране до 2007 года рынок был поделен между двумя основными игроками, что сдерживало развитие тарифных предложений. Отчеты Комитета по защите конкуренции о проверке деятельности сотовых операторов даже фиксировали факты достижения операторами уровня рентабельности, превышающего 100%. А поскольку операторы — структуры коммерческие, возможностей регулирования тарифов административным рычагом у государства практически не существует», — отметила г-жа Черненко.

В 2008 году должен завершиться полный охват экономически активного городского населения и рост абонентских баз за счет села. Это угрожает снижением ARPU, так как счета селян на 90% формируются базовыми голосовыми сервисами.

Традиционным для зрелых рынков инструментом удержания ARPU является активное продвижение дополнительных неголосовых сервисов, особенно передачи данных и потребления «тяжелого» контента (музыка, видео и т.д.). Планы операторов по развертыванию 3G-сетей обещают создать необходимые технические возможности для пользователей, однако существенным сдерживающим фактором является низкий уровень проникновения Интернета в стране (всего 4,2%). Таким образом, от участников рынка потребуются значительные совместные усилия по популяризации VAS среди населения и предложению пользователям нужных, понятных, а главное, удобных и простых в использовании услуг.

«Рынок VAS-услуг имеет большие перспективы роста. Однако для его развития требуется предпринять ряд шагов, в том числе и по повышению уровня грамотности конечных пользователей. В настоящее время доля абонентов, активно пользующихся услугой отправки и приема SMS-сообщений, не превышает и 50% от абонентской базы компании. Чтобы дополнительные услуги вышли на бюджетообразующие позиции в бизнесе операторов связи, необходимо реализовать принципиально новые услуги», — отметил г-н Халыкберген.

Комментарии