Следите за новостями

2008: в ожидании электронных сервисов

Обзор состояния и развития рынка электронных платежных киосков в Казахстане.

15 января 2008 12:54, Надежда Мурзова, CNews.kz
Рубрики: Бизнес, Рынок

Два мобильных оператора Казахстана, Beeline и «Алтел» одновременно вручили двум платежным системам — «Киберплат» и «ОСМП-Казахстан» — награды за выдающиеся заслуги на рынке электронных платежей Казахстана. Несмотря на некоторую курьезность, ситуация показывает, на каком подъеме находится индустрия электронных платежей и сколько бережного внимания ей уделяют смежные рынки.

Beeline удостоил систему терминалов «Киберплат» свидетельством о признании за высокие показатели по объему принятых денежных средств. Это — вторая подобная награда, полученная за два года существования системы электронных платежей в Казахстане. Одновременно с этим оператор «Алтел» наградил киберплатовского конкурента ОСМП дипломом «Лидер по объему принятых платежей среди платежных систем в Казахстане в 2007 г.».

Исторически первой платежной системой в Казахстане стала система терминалов CyberPlat («Киберплат»). Первые оплаты мобильной связи с помощью технологии «Киберплат» были проведены еще в апреле 2006 г. Сейчас платежная система «Киберплат» в Казахстане собирает более 10% всей выручки «Кар-Тел» (торговая марка Beeline); за что «Кар-Тел» отметила платежную систему свидетельством о признании за самые высокие показатели по объему принятых платежей от абонентов Beeline за 2007 г.

«В сегменте электронных платежей компания «Киберплат» — единственная, обладающая собственной развитой сетью по Казахстану, — подчеркивает Нуркен Халыкберген, PR-менеджер компании «Кар-Тел».  — Перспективы развития этой ниши рынка достаточно большие, поскольку подобные терминалы могут находиться в большом количестве мест, они автономны в работе, не требуют человеческих ресурсов и больших площадей. Достаточно просто, удобно и надежно».

«Киберплат» — не единственный поставщик услуг подобного рода в Казахстане, на рынке присутствуют еще три игрока — «Таулинк» (единственный из крупных фигурантов рынка, имеющий местное происхождение), «Евросеть Казахстан» и «ОСМП-Казахстан», дочка российской ОСМП, которая и в России является одним из основных конкурентов «Киберплата». Кроме них на рынке присутствует ряд компаний второго уровня.

Преимущества электронной системы платежей как для пользователей, так и для поставщиков услуг связи очевидны: это и постоянно увеличивающаяся доступность точек оплаты, и почти мгновенное проведение платежа, и снижение затрат за счет отсутствия печати кассиров и карт оплаты.

Между тем, столь перспективным бизнесом, как электронные платежные системы, успешно манипулируют не только вышеназванные предприятия, специализирующиеся на предоставлении услуг, но и банки. Говоря о секторе е-услуг, предоставляемых банками, стоит отметить, что здесь наш рынок очень сильно отличается от российского, где широко распространены мультимедийные киоски. В России эта инфраструктура очень развита не столько за счет банков, сколько за счет многочисленных частных компаний, поставляющих мультимедийные киоски.

Это не удивительно: платежные системы России демонстрируют фантастически бурные результаты. По открытым данным компаний-лидеров рынка, их совокупный оборот в 2005 г. составил $3 млрд., в 2006 г. — $7,73 млрд., а следующие $5,5 млрд. они показали только за первые 6 месяцев 2007 г.

У нас же картина совершенно иная — долгое время мобильные операторы собирали платежи традиционными способами — оплатой через банкомат, по карте и продажей карт пополнения баланса. Оплатить по банковской карте можно через банкомат и через интернет. С прошлого года добавилась возможность оплатить через мобильный банкинг. Львиная доля «банковских» платежей — порядка 70% — проходят через банкоматы. Недавно казахстанские банки обратили внимание и на мультикиоски. Пока казахстанцы не привыкли к этому нововведению, и бывают случаи, что пользователи пытаются понять, как из мультикиоска получить наличку по банковской карте.

Специалисты отмечают два преимущества, которыми обладают мультикиоски перед банкоматами. Во-первых, это отсутствие необходимости инкассации, замены чековых лент и отсутствие дорогостоящего оборудования. Во-вторых, киоски, как более «продвинутый» продукт, обладают дружественным интерфейсом, возможностью адаптации графики, что недоступно на банкомате. Следующее, чем новая система привлекательна для специалистов — это «защита от дурака». Более высокая организация системы делает возможным осуществление ряда мер безопасности, которые невыполнимы на банкомате.

Однако путь к подобным высокотехнологичным решениям, к сожалению, не обещает быть коротким. По словам Константина Горожанкина, начальника Отдела перспективных технологий «Народного банка», соотношение банкоматов и мультимедийных киосков пока составляет приблизительно 98:2.

«Сегодня ведется активная работа над созданием базы для развития этих сервисов. Мы работаем с рядом компаний над внедрением мобильной коммерции в Казахстане, и, в течение этого года, я думаю, на рынке появятся компании-поставщики этих, пока необычных, для Казахстана услуг. Причем, платежи возможно будет осуществлять с мобильного телефона, что будет значительно удобнее для клиентов. Нужно будет просто просто прийти в кассу, где будет считан штрих-код, высланный банком. Этот проект обещает быть одним из самых передовых на нашем рынке», — заявляет Константин Горожанкин.

Возвращаясь к теме, необходимо сказать, что если в России терминалы электронных платежей позволяют оплачивать самый широкий спектр услуг вплоть до заказов авиабилетов и покупки цветов то возможности, доступные казахстанцам, ограничены пока скромным «джентльменским набором»: оплатой коммунальных услуг, мобильной связи и телекоммуникаций. Впрочем, и в России более 90% платежей в терминальных системах приходится именно на мобильную связь. А вне границ СНГ терминалы, принимающие наличку не слишком распространены: во всем остальном мире электронную проводку налички граждан доверяют только обладателям банковских лицензий.

Комментарии