Следите за новостями

ИТ-пресса: shut down

Зависимость ИТ-изданий Казахстана от рекламных поступлений.

10 декабря 2006 11:23, Александр Васильев, MassMedia
Рубрики: Общество

Первое «компьютерное» издание в Казахстане появилось в апреле 1997 года — им стал журнал Computer Club. В январе 1998 ряды компьютерной прессы пополнились еще двумя изданиями — стали выходить журналы «Интернет и Я» и Com&Com.kz. А потом — пошло-поехало… Сегодня в Казахстане издается более двадцати газет и журналов, относящихся к теме информационных технологий (ИТ). Рынок ИТ на подъеме, казалось бы, и у «айти-прессы» все должно быть хорошо. Однако не все так гладко.

Как и любое коммерческое СМИ, «компьютерные» живут исключительно за счет рекламы. А вот с рекламой ситуация неоднозначная. Особой любовью «компьютерщики» пользовались у своих рекламодателей еще совсем недавно — до тех пор, пока современные технологии не стали переходить в разряд бытовых. Принтеры, цифровые камеры и прочие порождения высоких технологий перестали быть достоянием лишь «продвинутых пользователей», шагнув из офисов в массы. Превратились из «периферийных» устройств в «бытовую электронику». Как телевизор или магнитофон. Вслед за технологиями в массы пошли и рекламодатели. Узкая аудитория специализированных СМИ им стала менее интересна. ИТ разделились на два крупных сегмента — для конечного пользователя и корпоративных заказчиков. Чтобы воздействовать на первых есть масса информационно-развлекательных изданий, на вторых — деловая пресса. Начался процесс миграции рекламодателей. Тем более, все общественные СМИ стали обзаводиться рубриками, посвященными ИТ. «Айтишные» издания стали заложниками освещаемых технологий, обретших массовость.

При этом из всей казахстанской ИТ-прессы наиболее заметными являются лишь несколько изданий — журналы Computer Club, MegaByte, «Интернет и Я», «Мобильник», Mobilaser, газеты «КИТ», «Альфа» и Computerworld Kazakhstan. Т.е.  примерно 30%.

И именно эти издания читают, когда хотят получить целостный взгляд на ИТ в Казахстане. Тема ИТ в общественных СМИ хороша как дополнение к основному содержанию. И только в специализированных ей посвящено все пространство. Казахстанская пресса давно выросла из коротких штанишек конца девяностых, стала гораздо менее всеядной, у изданий наметилась своя специализация. Среди перечисленных выше есть все — и деловые, и рассчитанные на домашних пользователей качественные издания.

Однако рекламодатели меняют свою политику, уходя от прямой рекламы к различным проявлениям «пиара». По возможности бесплатного. Уверен, этим процессом затронуты абсолютно все СМИ, не только специализированные, но именно последние ощущают его последствия острее всего.

Все эти пресс-ланчи, пресс-туры, праздники, акции и конкурсы для ИТ-журналистов, устраиваемые партнерами, — это, конечно, хорошо. Это отличные программы повышения лояльности СМИ к ИТ-бизнесу. Но — только как дополнение к традиционной рекламе, а не взамен, как мы наблюдаем в последнее время. Одними пресс-ужинами сыт не будешь. Еще журналисты хотят зарплату повыше, гонораров побольше. А бюджеты редакций, формируемые из рекламных поступлений, больше не становятся — объемы рекламы сокращаются. Встает законный вопрос — так может, и не нужны уже эти ИТ-СМИ? В том-то и дело, что интерес к ним как носителям информации не падает. Растет. Однако, если у рекламодателя не появится понимания того, что издательство — это такой же бизнес, который должен приносить доход, и за некоторые вещи иногда надо платить, на ИТ-прессе в Казахстане можно будет поставить крест.

Комментарии