Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Здоровый переворот

Интервью с вице-министром здравоохранения Республики Казахстан Кадыром Омаровым об информационных системах в медицине.

14 декабря 2007 10:42, Ольга Антонова, Digital Kazakhstan
Рубрики: Общество

Для кого-то, возможно, будет неожиданным появление интервью с вице-министром здравоохранения Республики Казахстан… Но обоснование выбора в качестве persona grata Кадыра Токтамысовича Омарова логично и вполне предсказуемо. Информационные системы здравоохранения являются одной из основных составляющих частей будущего электронного Казахстана.

— Кадыр Токтамысович, какие информационные системы разрабатываются в настоящее время в медицинской отрасли?

— Над созданием информационных систем мы работаем уже третий год. В настоящее время в порядке выполнения государственной программы реформирования и развития здравоохранения на 2005–2010 годы Министерством здравоохранения Республики Казахстан реализуется инвестиционный проект «Создание Единой информационной системы здравоохранения Республики Казахстан» (ЕИСЗ). Это интегрированная система, охватывающая все направления деятельности отрасли здравоохранения республики, в рамках которой создается семь информационных систем - компонентов ЕИСЗ. Сюда входит медико-статистическая система, системы управления ресурсами и финансами, система мониторинга санитарно-эпидемиологической ситуации, системы управления качеством медицинских услуг и лекарственным обеспечением и мониторинга оборота лекарственных средств, а также система, обеспечивающая информационное и технологическое взаимодействие всех компонентов ЕИСЗ — сервер объектов.

Кроме того, сегодня разрабатываются интерактивная карта системы медицинского обслуживания республики и информационно-познавательный web-портал системы здравоохранения Республики Казахстан.

— Расскажите, пожалуйста, о назначении каждой из этих систем?

— Медико-статистическая система является основной в ЕИСЗ и призвана обеспечить информатизацию всех процессов взаимодействия пациентов с медицинским персоналом. Это и обращение в поликлинику, лечение в стационаре и вызов скорой помощи. В системе будут накапливаться персонифицированные сведения о каждом жителе страны с момента рождения, его обращений в медицинские организации, проведенных лечебно-диагностических мероприятиях, выявленных заболеваниях, назначенных и оказанных пациенту медицинских услугах, в том числе потребленных лекарственных средств, если лечение проходило непосредственно в медицинских организациях. Кроме того, система будет поддерживать планирование и мониторинг выполнения на местах профилактических мероприятий с учетом демографического состава прикрепленного населения. В состав системы входят следующие программные комплексы: «Регистр прикрепленного населения», «Автоматизация процессов оказания амбулаторно-поликлинической помощи», «Автоматизация процессов оказания стационарной помощи», «Автоматизация процессов оказания скорой медицинской помощи» «Планирование и мониторинг выполнения профилактических мероприятий». В системе будет формироваться так называемый «электронный паспорт здоровья» жителя Республики Казахстан. И, самое главное, он будет доступен персоналу любого медицинского учреждения республики, и вы будете гарантированы, что вам не назначат лекарство, на которое у вас противопоказание, и лечить будут с учетом всех ранее оказанных медицинских услуг. Система управления ресурсами здравоохранения позволит решать стратегические и оперативные вопросы кадрового и материально-технического обеспечения медицинских учреждений, с учетом их реальных потребностей.

Управление финансами предполагает организацию стройной и взаимосвязанной между уровнями оказания медицинской помощи системы финансирования медицинских организаций, основанной на персонифицированных данных обращаемости населения. Система обеспечивает информационную поддержку ведения национальных счетов здравоохранения, а так же проведение сбалансированной тарифной политики.

Система мониторинга санитарно-эпидемиологической ситуации решает задачи: сбора, обобщения и анализа информации, своевременного информирования ответственных подразделений Министерства здравоохранения и местных органов власти о санитарно-эпидемиологическом состоянии во всех регионах республики.

Система управления качеством медицинской помощи позволит повысить качество контроля деятельности медицинских организаций и персонала в части оказываемых услуг на основе формирования объективных индикаторных показателей. Система обеспечит информационную поддержку переподготовки и аттестации медицинских кадров и можно быть уверенным, что это даст нам возможность избавиться от неквалифицированных врачей. Все случаи неправильных диагнозов и жалобы пациентов будут рассматриваться в этой системе, на основе строго документированной информации об установленных диагнозах и назначенных медицинских услугах. Будет введена рейтинговая система оценки деятельности медицинских организаций.

Система управления лекарственным обеспечением, мониторинга оборота лекарственных средств предназначена для автоматизированного контроля процессов производства, движения и использования лекарственных средств, средств медицинского назначения и медицинской техники. В составе этой системы выделены четыре комплекса задач. Первый — комплекс по формированию информационных ресурсов в вопросах физической и экономической доступности лекарственных средств. Второй — по формированию информационных ресурсов по предупреждению лекарственных болезней и лекарственной смертности. Третий комплекс — по формированию информационных ресурсов по потреблению бесплатных лекарственных препаратов на амбулаторном уровне. И четвертый — по формированию информационных ресурсов о качестве лекарственных средств.

Все вышеперечисленные системы тесно интегрированы и функционируют в едином комплексе. Они имеют единую базу данных, используют единую нормативно-справочную информацию, единый каталог пользователей. Следует отметить, что ЕИСЗ имеет распределенную, трехуровневую иерархическую архитектуру. Узлами нижнего уровня являются организации здравоохранения Республики Казахстан. Второй уровень представлен территориальными органами управления. Единственным узлом верхнего уровня (что естественно при иерархической архитектуре) является Министерство здравоохранения Республики Казахстан. Обеспечение унифицированного доступа к единой базе данных ЕИСЗ, управление тиражированием данных и нормативно-справочной информацией между узлами системы обеспечивает так называемый «Сервер объектов».

— Каково на сегодня состояние этих разработок? Когда эти системы будут работать по всему Казахстану?

— Реализация проекта началась в 2005 году. В течение первого года было проведено предпроектное обследование на объектах автоматизации и разработаны технические задания на разработку информационных систем, компонентов ЕИСЗ.

Очевидно, что такая масштабная система не может быть создана и внедрена в один миг. Необходимо спроектировать и разработать огромное количество программных комплексов, приобрести и установить технические средства, обучить персонал и, может быть самое главное, преодолеть психологический барьер у медицинского персонала, чтобы они поверили в автоматизацию. Не секрет, что многие наши сотрудники достаточно далеки от компьютеров, а начальный период внедрения информационных систем весьма трудоемкий, когда надо одновременно работать и по старому, и в новой системе.

Поэтому ЕИСЗ разрабатывается и внедряется поэтапно с выделением функциональных очередей и пилотных зон (отдельных регионов). В 2006 году была осуществлена разработка части функционала информационных систем ЕИСЗ, согласно планам, утвержденным в технических заданиях. Компоненты системы были внедрены в опытную эксплуатацию в органах управления и отдельных организациях здравоохранения Астаны.

В текущем году продолжается разработка функционала программного обеспечение ЕИСЗ и к концу года планируется начать поэтапное внедрение ЕИСЗ в эксплуатацию. В пилотную зону внедрения включены органы управления и отдельные организации здравоохранения Астаны. Пилотная эксплуатация компонентов ЕИСЗ продлится в течение всего 2008 года с постепенным расширением зоны эксплуатации на все организации здравоохранения Астаны и наращиванием функционала систем.

Тиражирование системы в другие регионы Казахстана запланировано с 2009 года.

Информация движется за вами

— Что получит население Казахстана от реализации этого проекта? Когда оно увидит конкретные результаты?

— Каждого человека волнует его здоровье. У людей возникает множество вопросов по своему здоровью, они хотят знать, какие у нас существуют медицинские учреждения или просто ищут информацию по своему заболеванию. Сегодня большая часть населения Казахстана может выйти на наш сайт и найти ответы на свои вопросы. Это очень удобно для населения. А для работы, для нас, медиков, очень нужна телемедицина, интерактивные карты, которые мы будем внедрять в ближайшем будущем. Сегодня вы можете получить информацию о строящихся ста больницах по программе Послания Президента «Сто больниц, сто школ» на нашем сайте.

С реализацией данного проекта население Казахстана получит ряд преимуществ. Их много. Я могу перечислить.
1. Движение медицинской информации вслед за пациентом.
2. Предоставление медицинской информации пациентам.
3. Информирование пациентов об организациях здравоохранения, специалистах организаций здравоохранения, графике работы консультантов.
4. Обеспечение равного доступа к специализированной медицинской помощи посредством телемедицинских технологий.
5. Повышение оперативности и эффективности медицинского обслуживания пациентов.
6. Улучшение качества оказываемой медицинской помощи за счет обеспечения большей информированности медицинского персонала о новых медицинских технологиях, внедрение электронного и снижение бумажного документооборота, контроля правильности постановки диагноза, назначения лекарственных средств и профилактических мероприятий.
7. Информирование пациентов о режиме работы организаций здравоохранения и отдельных специалистов, об очередности госпитализации в стационарах и графика работы консультантов в амбулаторно-поликлинических организациях.
8. Возможность хранения и многократного использования накопленной медицинской информации о пациенте.
9. Исключение дублирования многочисленных исследований.
10. Повышение безопасности использования лекарственных средств за счет улучшения информированности медицинского персонала и пациентов о зарегистрированных в Республики Казахстан лекарственных средствах и их побочных действиях.
11. Информирование пациентов о санитарно-эпидемиологической ситуации в целом по стране, в отдельно взятом регионе, по отдельно взятому заболеванию.

Все перечисленные преимущества для населения Республики Казахстан будут проявляться постепенно, по мере внедрения системы в регионах и формирования баз данных.

— Как система может помочь в ликвидации очередей в больницах?

— Установление ЕИСЗ в поликлиниках дает возможность любому пациенту перед тем, как идти в поликлинику, узнать, когда какой врач принимает больных, чтоб не тратить свое время. Мы сейчас проводим компьютеризацию наших лечебных заведений. Не сравнить наши учреждения с теми, которые были десять лет назад. Сейчас без компьютеров невозможно осуществлять прием пациентов. Вся экономическая, организационно-методическая системы на сегодня уже компьютеризированы. В дальнейшем мы проведем компьютеризацию врачебных кабинетов. Работы с «Историями болезни», «Амбулаторными картами» примут совершенно другой вид — электронный. Сегодня жизнь заставляет, чтобы мы это делали. И мы будем это делать.

Я только вчера вернулся с Караганды, где участвовал в открытии кардиохирургического отделения, которое оснащено всей необходимой медицинской техникой, в том числе и комплексами видеоконференцсвязи. Изображение операции, проводимой на сердце, передается через оптическую систему в конференц-зал на большой экран. Свободные врачи и студенты имеют возможность видеть весь процесс. Изображение увеличиваются в пять раз. Могу сказать, в пятой городской больнице в Алматы, где проводятся операции, улучшающие слух и зрение, тоже все операции передаются на экран в конференц-зал, в ординаторские, где сидят врачи.

Все больницы, которые мы сейчас строим и сдаем, оснащены современными технологиями, современным медицинским оборудованием. Например, недавно, сдали в эксплуатацию центр материнства и детства на 500 коек в Астане, новый центр реабилитации. Вчера открыли в Осакаровском районе современную центральную больницу на сто коек.

Паспорт здоровья

— Предусматривается ли в Казахстане введение индивидуального «электронного паспорта здоровья» с использованием микрочипов или других устройств?

— Формирование «электронного паспорта здоровья» предусмотрено в Государственной программе реформирования и развития здравоохранения на 2005–2010 годы, а также в Послании Главы государства народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире».

Вместе с тем, пути реализации «электронного паспорта здоровья» могут быть разными. В настоящее время в рамках формирования «электронного правительства» планируется создание электронных удостоверений личности населения Республики Казахстан. В связи с тем, что пациентами системы здравоохранения является все население Республики Казахстан, а также, в связи с большим объемом медицинской информации, которая может накапливаться в течение всей жизни гражданина, мы считаем наиболее целесообразным использовать национальные электронные удостоверения личности для идентификации пациента в информационной системе здравоохранения. Вся же медицинская информация, за исключением, может быть группы крови, резус-фактора и лекарственной непереносимости, будет храниться в распределенных базах данных и предоставляться по запросу пациента или лечащего врача. Нужно отметить, что создание электронного паспорта здоровья взаимосвязано с программой реализации электронного правительства (е-медицина).

Регистратуры будущего

— Как изменится деятельность лечащего врача в условиях функционирования информационных систем? Помогут ли они ему в работе или будут дополнительной нагрузкой, требующей ко всему прочему, ввода информации в ПК?

— Внедрение информационных систем предполагает изменение бизнес-процессов как в отрасли, так и при организации лечебного процесса. Например, врач будет вооружен последней информацией о рациональной фармакотерапии, при назначении лечения будет руководствоваться клиническими протоколами диагностики и лечения. Автоматизируется документооборот, меньше будет различных учетных и отчетных форм, больше — работы с персональным компьютером. Автоматизированные информационные системы, при условии полной компьютеризации и автоматизации организации здравоохранения, позволят вводить информацию в систему в месте ее возникновения. Это означает, что, например, регистратура будет вводить паспортные данные пациента, лаборатория — данные лабораторных исследований, диагностические кабинеты — результаты диагностических исследований, а лечащие врачи будут иметь всю введенную информацию и будут вводить только информацию по лечению пациента, что значительно уменьшает время на ввод информации и позволит исключить ее дублирование.

Автоматизированные информационные системы сильно облегчат работу врача. При внедрении и знании этой системы, у врача появится больше возможностей заниматься пациентом. Не будет такого огромного количества бумажной работы, как сейчас. Скоро не будет у нас в регистратурах толстых тетрадей — карточек. Вся информация будет легко доступна в электронном виде.

Миллиарды тенге

— Повлияет ли внедрение информационных систем на увеличение открытости и снижение уровня мздоимства среди медицинского персонала?

— Мы считаем, что внедрение информационных систем косвенно повлияет на прозрачность процедур в отрасли и уменьшение неформальных платежей среди медицинского персонала. Вместе с тем только использование информационных систем не способно решить эту проблему. Мы ведем непримиримую борьбу с коррупцией. Но вопрос этот в экономическом плане, очень тяжелый. В первую очередь мы поднимем зарплату врачей. Когда будет зарплата достаточной для обеспечения семьи медицинского работника, я думаю, мздоимство само исчезнет. Сейчас вводим дополнительную систему оплаты труда. В следующем году будет повышение заработной платы. Сегодня врач на селе, имеющий высшую категорию, получает 70–80 тысяч тенге. Если на полторы ставки работает, получает больше 100 тысяч. Мы также проводим большую работу по закреплению медицинских кадров на местах. Выделяются квартиры врачам в районах, особенно в сельской местности, также в областях, в самой Астане. Сегодня ощущается дефицит медицинских кадров, поэтому пути повышения заработной платы мы ищем и находим. Придет время, этот вопрос будет решен.

— Насколько эффективны финансовые вложения в информационные системы в отрасли?

— За период с 2005 по 2007 годы на развитие информационных систем здравоохранения выделена сумма порядка 1,8 млрд. тенге. Вместе с тем, необходимо признать, что внедрение информационных систем здравоохранения национального масштаба действительно дорогое удовольствие. Например, Правительство Западной Австралии с 2004 года уже затратило 355 миллионов долларов на проект по информатизации здравоохранения. В связи с этим государство должно быть уверено, что средства будут освоены самым эффективным способом. С целью повышения эффективности разрабатываемой Единой информационной системы здравоохранения Республики Казахстан Министерством, совместно со Всемирным банком, запланированы мероприятия по привлечению международного консалтинга реализации данного проекта.

Однако необходимо учитывать, что здравоохранение относится к социальной сфере, и здесь не так ярко можно оценить экономическую эффективность вложения средств.

Будем ли жить дольше?

— Как может помочь наличие современных информационных технологий в системе казахстанского здравоохранения в повышении качества и увеличении продолжительности жизни населения?

— Один из путей продления продолжительности жизни при помощи информационных систем — это уменьшение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Телемедицина, которая помогает быстрее поставить диагноз, раньше направить на лечение, будет этому помогать. На организацию и увеличение эффективности кардиохирургической помощи у нас в республике закладывается около 23 миллиардов тенге. В шести областях в этом году мы открываем кардиохирургические центры. Из них первый уже функционирует в Караганде. Сейчас мы ожидаем их открытие в Актюбинске, Кокчетаве, Павлодаре. Идет строительство в Шымкенте. В 2008 году мы планируем открыть такие центры еще в семи областях. Восемьдесят тысяч человек умирает ежегодно в Казахстане от сердечно-сосудистых заболеваний — инфарктов, инсультов. Сегодня для решения этой масштабной проблемы закладываются очень большие деньги, закупается дорогостоящее оборудование, проводится подготовка кадров за рубежом, вызываем к себе специалистов из других государств. В Караганде, допустим, сегодня работают поляки, в Актюбинске — чехи.

В Павлодаре, мы планируем, что в кардиохирургии будут помогать россияне. Скоро в Астане появится новый кардиохирургический центр на 180 мест и на 100 мест в Алматы. Сейчас идут проектные работы. К 2009, максимум — 2010 году они будут сданы.

Лечение на расстоянии

— Какие задачи решаются в рамках создания системы телемедицины? Какова структура системы? Есть ли возможность в рамках системы телемедицины привлекать консультации лучших специалистов республики и других стран?

— Развитие телемедицины осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельских территорий на 2004—2010 годы. Соответственно, основной акцент в данном проекте сделан на развитие телемедицины в сельском здравоохранении. Главная цель, которая преследуется в реализации данного проекта — приближение специализированной медицинской помощи сельскому населению. В связи с этим в настоящее время реализуется компонент телемедицины, связывающий центральные районные больницы с больницами областного уровня.

Вместе с тем Министерство, в рамках расширения проекта, ведет работу по организации оказания консультативной помощи сельскому населению специалистами республиканских клиник и ведущими международными клиниками.

В течение последних трех лет мы работаем над проектом телемедицины. Сегодня он внедряется в трех областях: Западно-Казахстанской, Шымкентской и Восточно-Казахстанской. За период с 2004 по 2007 годы осуществлено внедрение телемедицинских технологий в 13 районах Алматинской области, 15 районах Акмолинской области, семи районах Атырауской, восьми районах Карагандинской области, четырех районах Кызылординской области. На 2008 год запланировано внедрение телемедицины в Актюбинской, Жамбылской и Мангистауской областях, на 2009 год — в Костанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской. За два-три года мы хотим объединить в единую сеть всю структуру телемедицины по Казахстану. В основном связь осуществляется через спутник KazSat. Через эту связь мы проводим не только лечебную работу, но и телеконференции, телесовещания. В прошлом году мы так проводили и международные конференции. В Семипалатинске, например, видеоконференции проводятся с Токио, там обсуждаются и решаются проблемы влияния радиации на человеческий организм. Недавно мы проводили третий съезд врачей и провизоров Казахстана. Там мы продемонстрировали работу телемедицины в трех областях, показали, как осуществляются консультации нашими специалистами. В то же время наш съезд видели другие четыре области через видеоконференцсвязь.

В течение трех лет мы провели очень много консультаций. Сегодня с помощью телемедицины консультируют и ставят диагнозы в основном тяжело больным. В перспективе мы хотим внедрить систему мобильной телемедицины.

— Что входит в оснащение основного медицинского терминала телемедицины?

— В оснащение телемедицинского модуля входит следующее оборудование: 12-канальный телемедицинский электрокардиограф, телемедицинский стетоскоп, телемедицинский отоскоп, аппарат ультразвуковой диагностики, телемедицинский офтальмоскоп, телемедицинский дермаскоп, прибор для сканирования рентгеновских снимков.

— Какие каналы используются в телемедицине? Предполагается ли использование магистральных оптоволоконных каналов для связи с ведущими медицинскими центрами Алматы и Астаны?

— Учитывая направленность телемедицины в сторону сельского здравоохранения и неразвитость наземных каналов связи на селе, в настоящее время в основном используются спутниковые каналы связи, которые обеспечивают гарантированную пропускную способность не менее 512 Кбит/сек. Вместе с тем для развития национального компонента и подключения ведущих республиканских клиник планируется использовать магистральные оптоволоконные каналы связи.

— Как будет обслуживаться дорогостоящее оборудование в районных пунктах телемедицины?

— В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 3 августа 2007 года №471 «О деятельности телемедицинских центров в Республике Казахстан» в центральных районных больницах вводятся ставки телемедицинских техников. Кроме того, министерство ведет работу по выделению целевых трансфертов бюджетам областей на обеспечение деятельности телемедицины, в том числе техническое сопровождение и эксплуатацию оборудования.

На вертолете и бесплатно

— Какими способами вы спасаете больных, если это невозможно сделать при помощи современных телемедицинских технологий?

— Нужно сказать, сейчас завершаем строительство института скорой медицинской помощи в Астане на 240 коек со своей вертолетной площадкой и вертолетом, который будет обеспечивать вылеты в радиусе трех-четырех областей приближенных к Астане. На сегодня мы имеем контракты с авиационной службой по перевозке тяжелобольных самолетами общего пользования. С 2008 года будем восстанавливать инфраструктуру санитарной авиации, которая была еще в Советском Союзе. Для этого сейчас выделяются средства.

— Эта служба платная для больных?

— Нет. Эти услуги оплачивает государство. Человек не в состоянии оплатить ни телемедицину, ни санитарную авиацию — это мы закладываем в плановый объем гарантированной медицинской помощи. Но на сегодняшний день в Казахстане специализированного вертолета пока нет. Мы пользуемся самолетами, имеющимися на наших аэродромах.

Flash-досье

Кадыр Токтамысович Омаров родился 26 апреля в 1948 году в Восточно-Казахстанской области в селе Уранхай Уланского района. После окончания школы поступил в Алматинский медицинский институт. Окончив институт, работал детским хирургом, в городе Аркалык Тургайской области. Потом перевелся в поселок Фабричный Джамбульского района. В течение десяти лет работал главным врачом Джамбульской центральной районной больницы в Алматинской области. В 1988 году был назначен главным врачом республиканской детской больницы «Аксай». Там работал в более трех лет. Пол года из них лечил людей в Армении в Спитаке. В 1991 году был переведен главным врачом пятой городской клинической больницы в Алматы, где проработал до 2006 года. Далее девять месяцев являлся главным врачом первой городской клинической больницы Алматы. Потом был назначен вице-министром здравоохранения. Вот уже тридцать лет Кадыр Токтамысович занимает руководящие должности в системе здравоохранения Казахстана. Есть дочь. По стопам отца не пошла. По образованию юрист. Внуков пока нет. Любит бильярд, большой теннис. Сорок лет своей жизни прожил в Алматы

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии