Следите за новостями

Цифра дня

1400 жалоб поступило от граждан в МЦРИАП в связи с утечкой Zaimer.kz

SMS-счастье? Пополни счет!

Состояние рынка телевизионных SMS-услуг в Казахстане.

7 декабря 2007 11:01, Халида Бижикеева, Известия-Казахстан
Рубрики: Рынок, Связь

Рост рынка телевизионных SMS-услуг в Казахстане ежегодно увеличивается на 20–25 процентов. За недолгий период становления он гигантскими шагами прошел путь от предоставления услуг по загрузке мелодий, картинок, гороскопов и анекдотов до реализации телевизионных викторин и розыгрышей.

Мало кто знает, но инициаторами данных телепроектов являются не операторы сотовой связи, и даже не сами телеканалы. Они всего лишь реализаторы. Доминирующую позицию в этом бизнесе занимают компании, именуемые себя «контент-провайдерами». Любопытно, что, являясь главным звеном в цепи «продукт — потребитель», они почти всегда остаются в тени.

Кстати, их в Казахстане, по данным российских и отечественных экспертов, более сорока. И цифра увеличивается ежемесячно. Как считают аналитики, исходя из мирового опыта, мобильный контент (МК) имеет смысл развивать только в том случае, если уровень проникновения сотовой связи превышает 20 процентов.

У нас этот порог уже давно преодолен (70 процентов населения страны являются абонентами мобильной связи). То есть данный сектор бизнеса в республике имеет большой потенциал для развития и является «лакомым кусочком» для зарубежных (в большинстве своем российских) контент-провайдеров. Плюс ко всему, по словам управляющего директора компании «i-Free-Казахстан» Ивана Соловьева, в отличие от России, где помимо небольшого числа крупных федеральных сотовых компаний действует множество небольших региональных операторов мобильной связи, в Казахстане все сотовые операторы - республиканского масштаба. Это обстоятельство упрощает выход контент-провайдеров на региональные рынки страны. Ведь чтобы обеспечить проникновение в регионы, достаточно заключить договор о сотрудничестве только с двумя-тремя сотовыми операторами. И остается лишь построить эффективные каналы рекламы.

«Однако закрепиться на рынке сегодня уже довольно сложно, — добавляет Иван Соловьев, — и потому заметных, ключевых игроков, которые реально влияют на развитие отрасли и владеют существенной рыночной долей, в Казахстане не много».

Но своего рода подтверждением интереса зарубежных контент-провайдеров к отечественному рынку является и тот факт, что они владеют не только информацией о ежегодной доходности бизнеса, но и предоставляют собственные расчеты по прибыльности рынка на ближайший год. Так, по мнению российского эксперта Сергея Савина, к концу следующего года проникновение мобильного контента в Казахстане достигнет 79 процентов. А доходность, по его прогнозам, составит от 26 до 30 миллионов долларов США.

Халява, сэр…

Не стоит напоминать, что, как и любой другой рынок, телевизионные SMS-услуги — такие, как скачивание мелодий, картинок, гороскопов и анекдотов, также имеют своего потребителя. Согласно исследованиям, его возрастной порог составляет 14–25 лет. А аудитория старшего возраста оказалась, грубо говоря, «вне зоны охвата». И упускать ее при сложившейся конкуренции на рынке неразумно. Здесь, не «изобретая велосипед», некоторые отечественные контент-провайдеры, дабы подключить более зрелую, а значит, и более «денежную» клиентуру, позаимствовали опыт российских коллег. Один из вариантов — это телевизионный розыгрыш. Чаще всего — какого-то товара. К примеру, компания, дабы разрекламировать мобильный телефон, билет на концерт популярного артиста, фотоаппарат, игровую приставку и даже автомобиль, делает заказ контент-провайдеру на организацию розыгрыша на одном из отечественных телеканалов. Условия игры наипростейшие: человек, приславший наибольшее количество SMS-сообщений, становится победителем. Особо внимательные уже заметили, что чем дороже приз, тем дольше он разыгрывается. Средний период розыгрыша — 4–6 недель. Если на кону — автомобиль, то он может быть продлен до трех-четырех месяцев. Объяснять, почему автомобилю отдается больше «эфирного времени», нет необходимости. В день количество людей, поддавшихся призыву и отправивших SMS-сообщения, достигает нескольких тысяч. Если умножить их число на стоимость одного мобильного сообщения (в среднем — 170 тенге), то увеличение количества подобных розыгрышей на телеканалах становится понятным. Объяснимы и побуждения участников розыгрышей — люди в большинстве своем наивны и верят в счастливую звезду, с нетерпением ожидая новых акций.

Еще один вариант SMS-викторины  — это общение с телезрителями в режиме реального времени (on-line). Правила игры также не отличаются особой сложностью. Привлекательный ведущий представляет набор букв и просит угадать зашифрованное слово. Ответы необходимо прислать или с помощью SMS-сообщения, или по «горячей линии». Около получаса вся республика ломает голову над словом, состоящим из такого набора букв, как, к примеру, «о-ц-у-г-р-е». И, страстно желая выиграть солидную сумму денег, мучает мобильный или стационарный телефон. Естественно, каждую минуту кто-нибудь дозванивается, но не угадывает. Остальным автомат железным голосом сообщает, что, мол, не удалось дозвониться в нужный момент. Проверить это никак нельзя. Хоть тысячу раз позвони — гарантии, что дозвонишься именно в счастливый момент, никто не даст. А в пылу азарта люди даже и не вспоминают о том, что участие в программе — недешевое удовольствие. В итоге «интеллектуалам» или приходят космические счета за телефон, или минусовой баланс мобильного достигает таких размеров, что «выйти в плюс» возможно только с ближайшей зарплаты.

Кого винить в таких случаях, кроме себя? Сам ТВ-канал претензии слушать не станет: не везет — значит не везет. Операторы мобильной связи вообще оказываются только посредниками, а контент-провайдер никого за «пальцы-то и не тянул».

«Разные контент-провайдеры специализируются на разных направлениях, — комментирует подобные проекты управляющий директор компании «i-Free-Казахстан» Иван Соловьев. — Некоторые могут предложить потенциальным партнерам наиболее оптимальные решения. И телевизионные шоу-программы с отправкой SMS-сообщений здесь не исключение: любой канал предпочтет того партнера, который предложит более выгодные условия. Другое дело, что не всегда политика ТВ-каналов и электронных СМИ в сфере контент-услуг прозрачна. Думаю, если бы СМИ проводили открытые тендеры для контент-провайдеров, ситуация заметно улучшилась бы».

Здесь же представитель бизнеса добавляет, что Россия также пережила бум подобных шоу. Но длился он всего несколько месяцев, вызвав в итоге шквал отрицательных эмоций у зрителей. Затем контролирующие органы ужесточили информационные требования к таким программам, и оборот в этом рыночном сегменте резко сократился.

Воздержание — лучший выход

Что же касается контроля за подобными викторинами у нас, то все, что удалось найти из нормативно-правовых актов — это постановление правительства «Об утверждении правил лицензирования и квалификационных требований к деятельности по организации и проведению лотерей в РК», принятое в конце июня текущего года. Где мельком говорится о SMS-лотереях, о том, что их лицензирование осуществляется Налоговым комитетом Министерства финансов. Другие же нюансы (тем более, моральные) никак не оговариваются. Хотя, если бы они были, представить страшно, каких масштабов могли достигнуть разборки по подобным делам…

Что же касается «совестливости» организаторов розыгрышей и лотерей, то у них свои кодексы «чести» … Бизнес есть бизнес.

«В сфере «Бизнес для бизнеса» контент-провайдер предоставляет заказчику набор услуг или технологические платформы для организации мобильных сервисов. В разных случаях применяются разные модели: по разделению доходов, фиксированным отчислениям или комбинированные модели, — говорит Иван Соловьев. — В случаях с теле- и радиокомпаниями, как правило, действует схема разделения доходов. Кроме того, контент-провайдер может не только предоставлять сервисы, но и обеспечивать продвижение телерадиопрограмм. И этот вклад, безусловно, учитывается в договоре сторон».

Что до потребителя, то им наш совет: не забывайте, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Банально? Да. Но, судя по прибыльности телевикторин и розыгрышей, в ХXI веке эта пословица остается все еще актуальной.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии