Следите за новостями

Цифра дня

1400 жалоб поступило от граждан в МЦРИАП в связи с утечкой Zaimer.kz

«Грабли» информационного неравенства

Интервью с руководителем фонда «Информационная Инициатива» Михаилом Тюниным об использовании опыта фонда в госпрограмме по внедрению электронного правительства.

6 декабря 2007 10:36, Александр Васильев, Computer Club Magazine
Рубрики: Общество

В журнале Computer Club Magazine немало было рассказано о деятельности фонда «Информационная Инициатива», на счету которого много интересных проектов в области информатизации общества. Среди них — «Прозрачный город» в Усть-Каменогорске, длившийся почти пять лет и послуживший отличной основой для реализации госпрограммы по электронному правительству во всей Восточно-Казахстанской области. Для школ Алматы была реализована корпоративная школьная сеть School.net — помимо создания самой сети сотрудники фонда помогли организовать электронный документооборот между школами и департаментом образования, было создано свыше сорока сайтов школ, школьные он-лайн газеты, сайт Департамента образования. В рамках другого проекта, в поселке Кокпекты, реализована «электронная деревня» — все жители имеют беспроводной доступ в интернет.

Также нужно отметить, что при реализации всех проектов фондом «Информационная Инициатива» выполнялась очень важная образовательная функция — тысячи человек (среди которых учителя, госслужащие, обычные граждане) были обучены компьютерной грамотности. Т.е.  фонд имеет ценнейший опыт создания информационной инфраструктуры и обучения. Области, в которых фондом накоплена экспертиза, в полной мере соответствуют идущим сейчас процессам в рамках реализации Государственной Программы по внедрению электронного правительства. О том, как можно использовать опыт фонда в Государственной Программе, рассказывает руководитель «Информационной Инициативы» Михаил Тюнин.

— Михаил, расскажите о сути нового проекта вашего фонда — мониторинге реализации Государственной Программы внедрения электронного правительства.

— Наш фонд имеет большой опыт работы с проектами информатизации. Опираясь на него, можно с уверенностью просчитать все риски, которые могут проявиться при выполнении многокомпонентной правительственной программы. Именно это и является нашей целью — обозначить проблемные места, проинформировать о них общественность, СМИ и государственные органы, отвечающие за реализацию данной программы, с тем, чтобы избежать промедлений и лишней траты финансовых средств. Мы также намерены, по возможности, сориентировать осуществление программы на реальные потребности казахстанского общества. Проект осуществляется при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан — других заинтересованных организаций не нашлось.

— А чем обусловлены возможные риски при реализации программы?

— Прежде всего, это большой объем финансирования из республиканского и местных бюджетов, а также низкий уровень исполнительской культуры государственных органов власти, стремление к минимизации информационных потоков по освещению подобного рода программ, низкий уровень компетенции в области информационно-коммуникационных технологий непосредственных исполнителей. Причем, это не только наше мнение — реализация многих государственных программ, имеющих компоненты в области информационных технологий, достаточно часто вызывают вопросы со стороны президента и главы правительства.

Очевидно, что в сложившейся ситуации повышается риск невыполнения Программы снижения информационного неравенства, основной фокусной группой которой выступает казахстанское общество. Поэтому нами и был организован ее общественный мониторинг.

— Вами было отмечено, что Программа снижения информационного неравенства — многокомпонентная. А какие процессы ее реализации отслеживаются в вашем мониторинге?

— В процессе мониторинга исследуются четыре процесса Программы: подготовка преподавателей для обучения населения компьютерной грамотности; методическое обеспечение процесса обучения населения компьютерной грамотности по дистанционной и очной формам обучения; обучение населения компьютерной грамотности; снижение тарифов на доступ в интернет и обеспечение населения доступной по цене компьютерной техникой.

— Вы мониторите ход Программы только в Алматы?

— Нет, для объективности результатов, помимо Алматы, нами также охвачены Атырауская и Северо-казахстанская области.

— Проект еще не закончен, но, наверное, уже можно говорить о каких-то промежуточных результатах? Прежде всего мне интересен момент посещаемости — как людей оповещали о возможности прохождения обучения? Потому что я не заметил особой активности в этом плане.

— Да, действительно, хотя мониторинг еще продолжается, в целом картина уже видна. Вы правы, значительная масса населения не знает о том, что может бесплатно пройти курсы компьютерной грамотности, и одной из наших основных рекомендаций по итогам мониторинга будет усиление информационной кампании. Пока эта функция возложена большей частью на те школы и колледжи, в которых организованы классы обучения компьютерной грамотности. Для достижения большего эффекта нужна информационная кампания национального масштаба, с использованием СМИ, телевидения. Только так можно добиться высокого уровня информированности о проводимой программе.

Другой момент, сказавшийся на заполняемости классов, — проведение обучения летом, в традиционный сезон отпусков, когда люди думают об отдыхе, а не об учебе.

— А насколько соответствует уровень подготовки самих преподавателей?

— В основном преподаватели, проводящие обучение на курсах, отлично знают предмет. К тому же, надо отдать должное очень высокому качеству исполнения методических материалов. И все же, есть один нюанс, который мы будем рекомендовать учесть в дальнейшем. Дело в том, что основная масса преподавателей — это школьные учителя, привыкшие работать с детьми. Аудитория же курсов компьютерной грамотности совершенно иная — это взрослые люди — и требует несколько иного подхода в работе. Также мы бы рекомендовали делать возрастную разбивку групп (уровень восприятия новой информации у людей разного возраста — разный) и делить группы по уровню базовых знаний — работать с разношерстной аудиторией тяжело.

— Будут ли какие-то рекомендации по техническому обеспечению классов?

— Одной из главных задач, которые стоят перед Программой снижения информационного неравенства, является не только повышение уровня компьютерной грамотности среди населения, но и увеличение числа интернет-пользователей. К сожалению, не все школы оказались подключены к интернету, либо количество подключенных компьютеров было недостаточным. Поэтому главная рекомендация в техническом плане — это подключение достаточного количества компьютеров в классах к интернету, чтобы наши граждане могли лично, а не со слов преподавателя, узнать что такое интернет и какие возможности он предоставляет.

— Михаил, а что вы можете сказать о мотивированности обучающихся? Люди с удовольствием идут на курсы?

— К сожалению, не все понимают для чего им проходить эти курсы. Потому что нет понимания необходимости использования компьютера. Т.е.  человека учат работе с какими-то программами, а он не знает как и где их применить в реальной жизни. И преподаватели ему об этом не всегда могут рассказать, т.к.  сами иногда не очень представляют «зачем».

Большинство слушателей курсов не смогли ответить на вопросы: «Какие возможности дает вам сертификат о прохождении курсов?» и «Знаете ли вы о портале электронного правительства?». Следовательно, в процессе обучения компьютерной грамотности нужно сделать больший акцент на обучающие блоки, направленные на повышение уровня информированности граждан о Государственной Программе «электронного правительства» и Программе снижения информационного неравенства. Иначе, несмотря на то, что население получит первоначальные навыки работе с компьютером, оно также останется далеко от того, чтобы стать частью информационного общества и получать услуги государственных органов через ИКТ.

Также мы рекомендуем устранить задержки с выдачей сертификатов о прохождении курсов, которые в отдельных случаях достигали нескольких месяцев. Эти факты подрывают доверие населения к Программе.

— Когда мы сможем ознакомиться с окончательными результатами мониторинга?

— Проект мониторинга стартовал в июне 2007 года, а в декабре этого года мы его уже завершим. Примерно в конце января 2008 года подведем окончательные итоги.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии