Следите за новостями

Цифра дня

3 млн активных соцаккаунтов в Казахстане

Почему в дождь нет интернета

Как погодные условия влияют на качество услуг, предоставляемых казахстанскими интернет-провайдерами.

4 декабря 2007 10:30, Мария Шарова, Cnews Kazakhstan
Рубрики: Интернет

Жалобы казахстанских интернет-жителей на провайдеров участились. Влияние дождя и снега на стабильность и скорость соединения отметили почти все. Оставшись без доступа в интернет более 7 раз за последний месяц, редакция CNews.KZ провела расследование погодно-коммуникационного феномена. Оно показало, что хотя погода виновата, по большому счету она ни при чем.

Дожди и снег в Казахстане уже стали привычны. Этой осенью многие интернет-пользователи заметили, как с изменением погодных условий у многих провайдеров падает скорость передачи данных, бывает, что долговременно отключается связь.

В Республике Казахстан сегодня есть несколько крупных провайдеров телекоммуникационных услуг, которые предоставляют доступ в интернет абсолютному большинству казахстанцев: это «Казахтелеком», «Нурсат», «Арна» и Golden Telecom. Согласно беглому опросу пользователей, сбои в работе при изменении погодных наблюдались у всех операторов, без исключения.

Как известно, в основном плохие погодные условия влияют на услуги, предоставляемые через спутниковые каналы и радиорелейные линии связи. По словам представителей KazTransCom, изменение погоды, в частности дождь, снег и туман могут существенно повлиять на стабильность спутниковых каналов ввиду повышенного затухания сигнала. «Часто сбои связи объясняются также отсутствием обогрева антенн во время снегопада, когда антенну попросту засыпает снегом», — объяснил технический директор KazTransCom Евгений Гальберг.

Не секрет, что самый популярный оператор республики «Казахтелеком» предоставляет в основном услуги проводной связи по подземным кабельным линиям связи. Как сообщили в «Казахтелекоме», именно такие линии наиболее защищены от влияния погодных условий: «В принципе, погодные условия могут оказывать влияние на любые средства связи. Но наибольшее влияние оказывается обычно на работу спутниковых систем, радиорелейных и воздушных линий связи (солнечная интерференция, туман, сильный дождь и снег, изморозь). Кабельные линии связи, с которыми мы в основном и работаем, наименее подвержены погодным влияниям — на них оказывают воздействие разве что грозовые разряды (появляются щелчки). При соблюдении правил монтажа и защиты оборудования влияния сводятся к минимуму», — сообщили в компании.

Однако этот минимум влияний, похоже, все-таки присутствует и временами дает о себе знать. Очень интересно по этому поводу мнение господина Гальберга: «Предотвратить простои совсем — невозможно. Например, если говорить о спутниковой связи, есть определенные нормы, разработанные Международным союзом электросвязи. Согласно этим нормам, доступность спутникового канала должна быть 0,995, что составляет 43,5 часа простоев в год. В тоже время российские нормативы составляют 0,987 то есть 113,44 часа в год».

Фактически, по словам операторов, все оборудование исправно и выдает нормальный уровень сигнала. По поводу же перебоев, рекомендации и объяснения одинаковые в каждом конкретном случае свои: операторы не прослеживают закономерности в изменении погоды и сбоях тех линий связи, которые в замысле влиянию погоды не подвержены.

Как рассказали представители компании «Арна» (торговая марка DUCAT), туман, дождь или снег могут существенно повлиять на стабильность и скорость связи, однако DUCAT обладает оборудованием, позволяющим в автоматическом режиме регулировать уровень сигнала при неблагоприятных погодных условиях.

Логично предположить, что подобным оборудованием обладают все крупные провайдеры республики, однако тут же встает вопрос о том, насколько регулярно они его используют. В частности, в компании KazTransCom рассказали, что для сокращения простоев может быть предпринято довольно много мер, в числе которых есть и автоматическая регулировка мощности передатчиков, системы обогрева антенн, горячее резервирование приемо-передающих трактов: «Естественно, чем больше применяется мер к увеличению доступности канала связи, тем выше будет цена предоставления услуги по такому каналу». Любой оператор, по словам господина Гальберга, использует имеющиеся в его распоряжении средства для улучшения качества связи, но в соответствии с оговоренным с клиентом качеством обслуживания. То есть, хочешь качественную и стабильную связь — плати больше, а чем выше качество услуги, тем выше ее цена.

Как ни удивительно, но пользователи по поводу погоды занимают почти ту же позицию, что и провайдеры. Согласно их, почти единогласному мнению, «дело не в надежности линий связи, с ними все в порядке. Проблема в том, что в плохую погоду все сидят дома и в офисе и не ездят по делам и встречам. Поэтому нагрузка увеличивается и переваливает за расчетную, интернета перестает хватать на всех. С физической же точки зрения прямой зависимости между погодой и связью по «проводам» нет».

Итак, крупные казахстанские провайдеры утверждают, что погодные условия влияют на связь, но не на ту, которую они предоставляют. Пользователи закономерность между погодой, скоростью передачи данных и стабильностью интернета видят, но считают, что проблема в емкости канала или пропускной способности, которых не хватает.

Возможно, именно на расширение каналов и на увеличение емкости провайдерам стоит бросать все усилия, поскольку, по последним прогнозам АИС, к концу 2007 года в Казахстане будет 1,8 млн. интернет-пользователей, а через 2 года их число удвоится.

Комментарии