Следите за новостями

Адам Досымов о «Голубом гиганте» и человеческих ценностях

Интервью с главой представительства IBM в Казахстане Адамом Досымовым о работе корпорации.

30 ноября 2007 10:27, Юлия Рассохина, Интернет и Я
Рубрики: Бизнес

23 октября в Алматы прошел ежегодный Форум IBM по инновациям в области информационных технологий, где по традиции были представлены новые решения для повышения эффективности работы информационных структур предприятий. Мероприятие собрало около двухсот представителей коммерческих и государственных организаций Казахстана.

На Форуме были представлены передовые технологии для решения практических задач, стоящих перед ИТ-службами предприятия, а также новейшие технологии, помогающие оптимизировать ИТ-инфраструктуру предприятия и повысить его конкурентоспособность. Также были продемонстрированы последние разработки IBM в области аппаратного и программного обеспечения, современные и уже зарекомендовавшие себя подходы IBM и компаний-партнеров к решению задач по консолидации серверов, оптимизации инфрастуктуры, а также повышению производительности и надежности информационных систем. Форум IBM «Инновации в технологиях и бизнесе» состоял из трех параллельных сессий: информационные системы высокой надежности, эффективные бизнес-решения на основе инновационных технологий, программные решения IBM. Большой интерес участников вызвала презентация о концепции сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) и тенденциях ее развития.

После конференции нашему корреспонденту удалось задать несколько вопросов директору представительства IBM Восточная Европа и Азия в Республике Казахстан Адаму Досымову.

— Самый доходный бизнес в структуре IBM?

— В 2006 финансовом году оборот компании составил 91,4 млрд. долларов, из них 22 млрд. — это продажа серверов и систем хранения, 18,2 млрд. — продажа программного обеспечения; у IBM Global Technologies Service — 32,5 млрд., у Global Business Services — 16 млрд. Сопоставив эти цифры, становится понятно, что почти половина дохода IBM получает от предоставления сервисных и консалтинговых услуг. Мы являемся одним из крупнейших игроков на этом рынке в мире и решаем задачи, связанные с разработкой бизнес- и ИТ-стратегии, управления персоналом, финансами, внедрением интегрированных информационных систем, оптимизацией бизнес-процессов, вопросами безопасности и так далее.

Для нас крайне важно ассоциироваться у наших заказчиков не только в качестве лидера в области аппаратных и программных средств, но и как крупнейший в мире ИТ и бизнес-консультант.

— Представительство в Казахстане работает уже два года. Оправдались ли ваши ожидания, и каковы планы на следующий год?

— Напомню, что наш офис официально был открыт в ноябре 2005 года, и я уверен, что мы справились с возложенными на нас задачами. Наш бизнес развивается динамично. Мы растем ежегодно в несколько раз быстрее, чем ИТ-рынок Казахстана в целом. IBM представляет в нашей стране все продуктовые линейки. Возможности здесь такие же, как и в офисах любой другой страны мира, где присутствует IBM.

Что касается задач, стоящих перед офисом в ближайшее время, — не потерять взятые темпы роста и соответствовать динамике роста экономики Казахстана.

Мы и наши партнеры становимся все более профессиональными и готовы предоставлять задачи любого масштаба как в коммерческом, так и в государственном сегменте.

— Правда ли, что у IBM есть одно распространенное название Big Blue, и что оно обозначает?

— Да, нас достаточно часто называют Big Blue, что можно перевести как «Голубой гигант». Ведь мы, действительно, крупнейшая компания в области информационных технологий (Big), и наш корпоративный цвет — голубой (Blue). IBM также производит суперкомпьютеры, например, Blue Gene, который стал хорошо известен благодаря своей победе над чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым, а сегодня на суперкомпьютерах этого семейства осуществляются расчеты ДНК человека, прогнозы погоды, формулы для лекарств против рака и СПИДа и многое другое.

— Каковы на ваш взгляд тенденции развития интернета в Казахстане?

— Интернет в Казахстане, думаю, будет развиваться наиболее динамично, опережая динамику развития любой индустрии, любого предприятия. На текущий момент государство реализует ряд программ, одна из которых — ликвидация цифрового неравенства и обеспечение равного доступа всем гражданам Казахстана к информационным ресурсам, а интернет — такой огромный пул информационных ресурсов, замены которому просто нет. И если государство хочет быть успешным, оно должно обеспечить своих граждан максимально полной и разносторонней информацией, причем возможностью использовать ее в интерактивном режиме. Ведь сам по себе источник информации может быть не так полезен, как возможность ее использования.

По вполне объективным причинам существуют, так сказать, активные лидеры — Алматы, Астана, областные центры, но, в конце концов, интернетизация проникнет и в самые отдаленные регионы, потому что без интернета ни одна страна, ни одна компания, ни один человек не могут считать себя успешными или близкими к успеху.

Я сам — активный пользователь интернета (и корпоративный, и как частное лицо), и должен заметить, что стоимость услуг в Казахстане снижается: во всяком случае, с того момента, как я подключился к Сети, цены уменьшались неоднократно. Думаю, эта тенденция приведет к увеличению количества интернет-пользователей. Тем более, государство осуществляет титанические усилия для обеспечения доступа к информации тем гражданам, которые не могут позволить себе купить компьютер для личного пользования.

Конечно, это не означает, что все получат компьютер и интернет в подарок, но все смогут пользоваться услугами информационных киосков, которые есть практически везде. Посредством такого масштабного внедрения подобных интернет-точек повышается информационно-интеллектуальная грамотность населения. Можно привести сколько угодно примеров, когда люди старшего поколения уже достаточно свободно общаются с этими «железными ящиками», уже не говоря о молодежи, которая настолько «продвинута». Массовое распространение интернета в Казахстане, на мой взгляд, позволит решить и актуальную на сегодняшний день проблему недостатка высококвалифицированных интеллектуальных кадров во всех секторах экономики. Как человек, работающий в области ИТ, могу вам сказать: сточки зрения специалистов информационных технологий мы испытываем просто настоящий голод, который должен быть утолен, в основном, за счет локальных кадров. И чем дешевле будет доступ к интернету в Казахстане, тем больше грамотных молодых людей вольются в ряды потенциальных сотрудников IT-компаний.

— А что вы думаете о развитии сайтов на казахском языке?

— Безусловно, локальный контент имеет определенное значение. В силу того, что русский язык — один из официальных языков межнационального общения в Казахстане, большинство информации, которую мы получаем из Казнета — на русском языке. Но мы должны понимать, что существует большое количество людей, для которых казахский язык основной, базовый. Им сложно пользоваться необходимой информацией. Поэтому, думаю, что контент на казахском языке будет наполняться и, в первую очередь, — за счет государственных организаций. Если вы зайдете на сайты крупнейших ведомств или коммерческих национальных компаний, они предоставляют, как минимум, 3 закладки: на английском, русском и казахском языках. Конечно, должен существовать и развлекательный контент, который тоже вызывает интерес и желание пользоваться современными технологиями. Думаю, этот вопрос решится как исторически, так и экономически: как только сайты на казахском языке будут востребованы, появится огромное количество компаний-разработчиков, имеющих финансовый интерес.

Другой вопрос, что население Казахстана составляет чуть меньше 15 миллионов, и наш информационный рынок несколько меньше, чем информационный рынок русскоязычного интернета, где задействовано более 100 миллионов человек и гораздо меньше, чем китайский интернет с миллиардным населением. Конечно, контент на казахском языке будет поддерживаться за счет государственных органов, национальных компаний, больших локальных компаний, которые понимают значимость сайтов на казахском языке. Но самый большой рост начнется только после того, как казахстанские фирмы почувствуют, что на этом можно зарабатывать деньги.

— Ваш главный успех в жизни?

— Мой главный успех — это мои дети: сын и дочь. Они гордятся мною, верят в меня и, что меня особенно радует, связывают свою дальнейшую жизнь с Казахстаном.

— Что бы вы изменили в сегодняшнем мире?

— Хотелось бы, чтобы люди не умирали по воле, желанию или глупости других людей. Чтобы никто не делил нас по цвету кожи, вероисповеданию, уровню жизни. Каждый человек имеет право на жизнь и право выбирать, как ему жить. Остальные должны уважать этот выбор и не мерить других по своим меркам. У разных людей свои ценности, но все мы можем существовать и жить в мире.

Комментарии