Следите за новостями

Цифра дня

269,5 млрд тг составили ИКТ-расходы в компаниях Казахстана в 2016 г.

Доберется ли Казахстан до Сети?

Сложности внедрения широкополосного интернета в Казахстане.

8 ноября 2007 12:27, Александр Галиев, Cnews Kazakhstan
Рубрики: Интернет

Внедрение широкополосного интернета в Казахстане — дело нелегкое. Сложности здесь обусловлены, во-первых, региональными особенностями, а во-вторых, слабым распространением этого вида связи. Рынок закрыт и фактически монополизирован «Казахтелекомом», а проникновение в регионах составляет 2–5%. Впрочем, некоторые перспективы здесь есть.

Понятие «рынок доступа в интернет» в данном контексте подразумевает рынок услуг провайдеров, которые ограничиваются именно услугами доступа в Сеть и не связаны с сервисными дополнениями, контентом, которые часто воспринимаются как сопутствующие.

«Казахтелеком» и все остальные

Несмотря на то, что Казахстан по многим реформам шагнул вперед и опередил многие страны бывшего советского блока, рынок доступа в интернет является неконкурентным. Причина, конечно, заключается в особом положении «Казахтелекома», — компании, которая контролируется государством и является главным телекоммуникационным оператором страны. Любая попытка изменить статус компании, придать большую конкуренцию рынка, оживить его и сделать прозрачным встречает категорическое сопротивление аргументированных внутриэлитных групп, а результат такой борьбы чаще всего предопределен. По крайней мере, еще ни одному правительству за последние несколько лет так и не удалось серьезно поколебать положение «Казахтелекома». Парадокс, но либерализация телекоммуникационного сектора, которая началась в Казахстане на заре нового века, еще больше упрочила положение «Казахтелекома».

Понятно, что в основе такого положения дел — уникальное позиционирование «Казахтелекома»: сегодня магистральный оператор, а именно такой статус носит «Казахтелеком», зарабатывает больше, чем вся банковская система страны (которая, кстати, является одной из лидирующих секторов экономики). Мало того, «Казахтелеком» участвует (или контролирует) практически во всех крупных операторах мобильной связи и телекоммуникационных проектах. Справедливости ради, необходимо отметить, что, получив практически монопольный технический карт-бланш на развитие и формирование наиболее интересных телекоммуникационных сервисов, национальному оператору приходится нести социальную нагрузку, а именно, в части развития крайне неэффективных проектов национального значения, как, например, телефонизация небольших населенных пунктов.

Казахстан попался в Сеть

Сегодня в Казахстане зафиксировано 1,8 млн. пользователей Сети — около 12% населения (оцените динамику роста: 41 тыс. (1997) — 93 тыс. (1999) — 200 тыс. (май 2001)). Чаще всего, когда мы говорим об этой цифре, подразумеваем общую базу пользователей. Тем не менее, следует иметь в виду, что для оценки исследуемого предмета следует выделить две категории условной аудитории: регулярную, т.е.  ту, которая регулярно посещает интернет, и нерегулярную, которая иногда выходит в Сеть. Существенная разница наблюдается и с точки зрения плотности пользователей интернета. В частности, в Алматы, Астане и других крупных городах Казахстана уровень проникновения использования интернета может достигать 25% (как, например, в Алматы — данные 2006 года). В то же время уровень проникновения в некоторых регионах составляет 2–5%. Это важное замечание, которое определяет многие факторы, в т.ч.  и с точки зрения оценки реалий и перспектив развития сервисов, и, прежде всего DSL и других широкополосных решений. В целом, подтверждая положительную динамику роста, хотелось бы привести данные Агентства по информатизации и связи РК (АИС), согласно которым предприятиями телекоммуникационной отрасли в 2006 году оказано услуг на сумму 274,2 млрд. тенге, что на 20,4%  больше, чем в 2005. Карта доходов в разрезе сервисов выглядит так: мобильная связь — 45,9%, междугородная телефонная стационарная связь — 18,7%, местная — 7,6%, интернет — 5,2%, радиосвязь, радиовещание и телевидение — 3,4%, почту — 1,8%. Очевидно, что у интернета есть существенные точки роста в части доходов. И, судя по всему, именно в этом направлении и направлены краткосрочные интересы роста доходности «Казахтелекома».

Было бы неверно полагать, что на рынке домашнего доступа в интернет других заметных событий нет. Компании KazTransCom, Ducat, Nursat (несколько лет назад аффилирована «Казахтелекомом»), Aksoran, 2Day Telecom, Astel, Golden Telecom и другие предоставляют не только инфраструктурные решения, решения последней мили, но являются в некоторых случаях сервисно-ориентированными в рамках исследуемого предмета. Несмотря на такое видимое разнообразие, их положение за редким исключением за последние годы не только не укрепилось; многие компании из списка существенно потеряли позиции, а вопрос бизнеса для многих, особенно в среде конечного пользователя, стал равнозначным вопросу взаимоподключения к сетям «Казахтелекома», которому принадлежит до 90–95%  наземной инфраструктуры. Еще на заре телекоммуникационной либерализации в Казахстане перспективы операторов второго уровня, которых к тому времени в Казахстан было немало, оценивались крайне пессимистически. Спустя несколько лет их практически не осталось: те немногие региональные примеры выживаемости, которые еще существуют, — следствие нерасторопности «Казахтелекома».

Что может предложить «Казахтелеком» в сегменте недорогого DSL-решения для широких слоев населения? Отсчет следует начать с легенды, которая гласит том, что решение пойти, наконец, к потребителю с реальными ценами — результат компромисса правительства в лице АИС и оператора. Еще бы, до сих пор ничего подобного в тарифной политике не было! За 35 долларов США, а именно столько стоит ADSL-тарифный план MegaLine HIT, пользователь получает псевдонелимитированный тариф (ограничение по трафику 7Gb и далее снижение скорости без всякого ограничения трафика) на 128 Кбит/с. Конечно, данные восторги у искушенных интернетчиков могут вызвать улыбку (в России, например, такие «скорости», порой, могут восприниматься как анахронизм и давно уже исключены из тарифных планов некоторых операторов), но это для DSL в Казахстане — это невероятный прорыв. Результат не заставил себя ждать: уже сейчас в Алматы 12% всех домашних пользователей используют данный тариф, и цифра растет очень впечатляющими темпами. К середине 2008 года по нашим оценкам до 90% всех новых подключений к интернет у в Алматы и других крупных городах будет приходиться на MegaLine HIT. Несмотря на такой оптимизм, при дальнейшем анализе ситуация дает больше повода для пессимизма. Сейчас «Казахтелеком» не в состоянии предложить логику развития, а в копилке тарифов оператора нет ничего, что могло бы поддержать потенциал развития широкополосного доступа.

DSL по-казахстански

В тоже время, не DSL единым жив рынок. И понимая это, «Казахтелеком» начал создание беспроводной сети стандарта WiFi, которая пока действует только в Алматы и имеет зональное покрытие. Таким образом, оператор полностью лишает стартапов от телекома возможности создания недорогую инфраструктуру, которая могла бы конкурировать с ним в некоторых сегментах. В частности, помимо доступа в интернет это может быть VoIP, беспроводной сервис и т.д.  После создания такой сети «Казахтелеком» будет полностью защищен не только с точки зрения протекционизма, но и с помощью технологических решений.

Прогноз в этой части, к сожалению, не отличается революционностью. Фактический монополизм «Казахтелекома» — результат баланса во властных структурах, который в ближайшее время вряд ли изменится. Что касается самого сервиса широкополосного доступа в интернет, то для домашних пользователей очевидно поэтапное и прогнозируемое снижение цен и расширение продуктов в линейке «Казахтелекома» и в тех рамках, в которых будет достигнут компромисс между правительством (АИС РК). Надо сказать, что они озабочены решением ряда государственных задач, в частности, программ по искоренению компьютерной неграмотности. Причем, в некоторых случаях, как, например, с проектом телефонизации небольших населенных пунктов, «Казахтелеком» будет иметь статус поставщика телекоммуникационных сервисов. Что касается альтернативных операторов, то, к сожалению, больших перспектив для их роста, по-видимости, нет. Корпоративный сегмент уже поделен, а массового развития малого бизнеса в стране не происходит, а значит, нет базы для роста. Оптимистический прогноз для альтернативных операторов может сработать только если произойдет пересмотр ныне существующих телекоммуникационных канонов.

Комментарии