Следите за новостями

Реальные услуги в виртуальном режиме

Итоги третьей международной конференции, посвященной проблемам развития электронных услуг, прошедшей в Усть-Каменогорске.

3 ноября 2007 12:08, Виктория Шевченко, Казахстанская Правда

Третья международная конференция, посвященная проблемам развития электронных услуг, прошла в Усть-Каменогорске. Пять лет назад, когда только начиналось внедрение элементов системы «электронного правительства», Восточно-Казахстанская область стала пилотной в разработке и реализации программы создания «электронного акимата». Сегодня теория уже претворилась в практику. Более двух лет действует официальный сайт акима Восточно-Казахстанской области, чуть позже свои сайты открыли 17 государственных органов. Здесь же создан первый в Казахстане Центр электронных услуг (ЦЭУ), обеспечивающий доступ граждан и бизнеса к электронным услугам государственных органов, активно внедряется электронный документооборот.

В конференции приняли участие эксперты в сфере развития «электронного правительства» из Европы, России и других стран СНГ, представители коммерческих компаний, работающих в IT-индустрии, неправительственные организации, участвующие в развитии «электронного правительства», руководители государственных органов республиканского, областного и районного уровней. Председатель правления АО «Национальный научно-технологический холдинг «Самгау» Азамат Абдымомунов отметил, что ВКО можно назвать лидером в развитии «электронного правительства» в стране. Достичь этого и удерживать планку позволяет ориентированность на изучение уже накопленного международного опыта и готовность поделиться собственным.

В самом деле, заведующая отделом информационных технологий аппарата акима Восточно-Казахстанской области Марина Синельникова охотно рассказывает об уже пройденном пути, дабы уберечь последователей от ошибок, и о том, что еще предстоит сделать.

«Сейчас у нас на повестке дня внедрение электронного документооборота в госорганах, который ускоряет и упрощает процесс согласования документов, — рассказывала она. — Особенно важно для областного акимата то, что мы имеем быструю связь с акиматами городов и районов. Ведь раньше, для того, чтобы получить распорядительные документы на бумажном носителе, нарочным приходилось дважды в неделю приезжать в областной центр. Теперь, в областном акимате, каждое рабочее место оснащено компьютером последнего поколения, и на нем установлено место документооборота, так называемое клиентское. То есть все 80 человек аппарата акима работают с документами в электронном режиме».

Чтобы обеспечить полностью электронный документооборот, нужна транспортная сеть. Такую закрытую корпоративную сеть построили за два года на территории Усть-Каменогорска. Подключили 26 республиканских, областных госорганов, 19 городских и районных акиматов, а Глубоковский район определили в качестве пилотного, и там уже обустроили 30 компьютерных рабочих мест. Пока, правда, только канцелярии связаны друг с другом. Следующий этап — каждый из департаментов будет строить у себя внутри такую корпоративную сеть, чтобы между сотрудниками можно было наладить документооборот.

В чем сложность? Если в департаментах сотрудники, как правило, находятся в одном здании, то в структуре районных акиматов есть еще сельские, которые также нужно включить в корпоративную сеть, невзирая на территориальную удаленность. А система электронного документооборота эффективна только тогда, когда в нее включены все подразделения.

«Казалось бы, что «огород городить», если можно высылать документы по электронной почте. Но тогда трудно установить контроль над их прохождением, отследить сроки исполнения. Когда мы объединимся в единую сеть, учет и контроль над электронным документооборотом будет налажен. Сейчас работаем над тем, чтобы при помощи нашей сети связываться с Канцелярией премьер-министра. Пока оттуда документы приходят в бумажном виде. Мы их сканируем и запускаем по своей электронной сети. Это ускоряет исполнение поручений», — объясняет Марина Синельникова.

На базе корпоративной транспортной сети создаются внутренние сайты для государственных органов, с помощью которых открывается доступ к базам данных — законам, постановлениям правительства и решениям акимата, служебной переписке и так далее без выхода в интернет, то есть бесплатно. Идет совместная работа над документами: достаточно выставить документ на внутреннем портале, и все департаменты могут внести туда свои поправки.

Электронный ресурс поставлен и на службу населения через ЦЭУ — виртуальный Центр электронных услуг. Управление архивов уже предоставляет часть услуг в электронном виде. Например, можно заказать справку о награждении орденом «Материнская слава». Войти на сайт ЦЭУ, оставить там электронную заявку и свой электронный адрес. Потом на этот адрес заявителю присылают уведомление о том, что справка готова и можно за нею прийти. Пока виртуальные справки нашим законодательством не считаются легитимными, поэтому их приходится получать лично. Но в ближайшем будущем, обещают специалисты, будет узаконена цифровая, криптографическая подпись наподобие штрих-кода. Тогда электронная услуга будет полной.

Со временем многие сегодняшние процедуры, когда люди вынуждены приносить копии документов в тот или иной орган, отпадут. Достаточно будет оператору после предъявления удостоверения личности открыть базу данных. Центры обслуживания населения Усть-Каменогорска уже подключаются к базе данных «физические лица». Акимат апробировал аналог такой услуги во время выборов, когда можно было зайти на сайт, набрать номер своего удостоверения и получить информацию о том, где вы проживаете, какой у вас номер избирательного участка. Если такой информации люди не получали, они приходили в акимат и вносили себя в базу данных.

«Электронный оборот документов позволяет значительно ускорить получение услуги. Для населения у нас открыты 93 виртуальные приемные, куда любой может направить заочно свой вопрос или просьбу. И люди уже научились этим пользоваться. Правда, пока еще довольно робко: предоставление услуги опережает социальную готовность к ней, — в виртуальные приемные с апреля поступило немногим более четырехсот обращений. Но с помощью курсов, открытых повсеместно в рамках республиканской программы снижения компьютерной безграмотности, эта активность обязательно возрастет», — считает Марина Синельникова.

Выступавшие на конференции восточноказахстанцы, участвующие в программе «Электронное правительство», сетовали на то, что качество связи с городскими и районными акиматами оставляет желать лучшего, потому что осуществляется с помощью модемов. Эта проблема будет решена после реализации на территории ВКО пилотного проекта АО «НК Kazsatnet» по установке спутниковых станций. Области уже выделено на это 40 миллионов тенге. Появится возможность не только очень качественного документооборота, но и видеосвязи. А это путь к дистанционному обучению, электронной медицине и многому другому, о чем интересно рассказал на конференции председатель правления АО «НК Kazsatnet» Асан Досаев.

В возможностях такой связи участники конференции убедились, так сказать, воочию: все города, районы области получили возможность увидеть в режиме реального времени доклады и презентации экспертов по вопросам «электронного правительства» благодаря организационной и технической поддержке консалтинг-центра «Зубр» и IT-компании «Рейтинг».

Вопросы внедрения и развития «электронного правительства» волнуют не только страны СНГ, но и Европы. Представитель программы ООН «Демократическое управление» в Центральной Европе, эксперт по вопросам внедрения электронного правительства Ивар Талло, который не смог приехать на конференцию, так как находился на заседании ООН, поделился эстонским опытом развития электронных услуг посредством видеообращения из Женевы.

Американцы тоже решают схожие проблемы, в чем убедились заведующая отделом информационных технологий аппарата акима Восточно-Казахстанской области Марина Синельникова, глава устькаменогорской IT-компании «Рейтинг» Александр Левитанус и один из авторов государственной программы «Электронное правительство» Дмитрий Гусак из Караганды. По приглашению Госдепартамента США они проехали по нескольких штатам, посмотрели, как там внедряют «электронное правительство» на муниципальном и федеральном уровне.

«Они привлекают множество бизнес-компаний для создания сайтов госструктур, что мне понравилось. У нас все это делается за счет госбюджета. Для обучения населения компьютерной грамоте они используют гранты общественных организаций. Несмотря на то, что компьютерные технологии у них развиваются более стремительно, чем в нашей стране, в некоторых вопросах продвижения «электронного правительства» мы ушли дальше. Даже оснащенность компьютерной техникой их муниципальных агентств хуже, чем наших областных акиматов. Наше преимущество еще и в планомерном выполнении программы во всех регионах республики одновременно. А притом, что штаты Америки имеют собственное законодательство и административную структуру управления, разнятся подходы к вопросу и даже выбор программного обеспечения. Но в США считают: неважно какие технологии использовать для формирования услуги, главное, чтобы она дошла до населения. Может быть, это и правильно. Мы же начали с создания единой транспортной сети, единой электронной базы, единого документооборота и это в будущем сделает услуги для населения оперативными и качественными», — поделилась впечатлениями Марина Синельникова.

А что касается прошедшей конференции, то она стала очередной вехой в деле развития «электронного правительства», дала возможность для оценки сделанного и «прорисовки» контуров будущего. Обозначила ключевые направления развития, расставила приоритеты и, по сути, позволила сделать еще один шаг на пути формирования «электронного правительства».

Комментарии