Следите за новостями

Заблудившиеся в виртуале

Проблема компьютерных игр в Казахстане.

3 ноября 2007 11:07, Владимир Курятов, Казахстанская Правда
Рубрики: Общество

Что наша жизнь? Игра. Глядя на компьютерные увлечения наших детей, становится страшно от мысли, что игра может стать жизнью. К сожалению, мы недооцениваем потенциальную опасность, которую несут в себе компьютерные забавы. И если в США, Европе, Китае принимаются меры, ограничивающие влияние видеоигр на подрастающее поколение, то в нашей стране этот вопрос не решается.

Вместо школы — дип-психоз

Между тем в обиход уже прочно вошли такие термины, как лудомания, интернет-зависимость. В фантастической литературе появился термин «дип-психоз», который применяется к виртуальщикам, путающим иллюзию с действительностью. И полагаю, не такой уж он фантастический, этот термин. Ведь интернет и СМИ пестрят примерами, когда подростки, «наигравшись» в компьютерные игры, совершают жесточайшие преступления, потому что в сознании их стираются грани между мирами. Для них реальное убийство тоже всего лишь игра. Этот вопрос — предмет исследований во всем мире. Вывод их однозначен: необходимо ограждать подростков от влияния видеоигр, пропагандирующих культ жестокости и насилия.

На этом фоне парадоксальная ситуация складывается в нашей стране. Запрет на пропаганду культа насилия и жестокости существует, но регулируется только законом «О СМИ» (пункт 2–1 статьи 25), который фактически упускает из поля зрения компьютерные игры, которые к средствам массовой информации отнести нельзя даже с натяжкой. Между тем по накалу страстей и обилию кровавых баталий они не уступают самым жестоким видеофильмам, запрещенным по этой причине к показу. Есть прямой запрет на пропаганду культа насилия и жестокости в Конституции, но он не получает развития.

«Анализ действующего законодательства показывает, что в данном контексте работа торговых точек, реализующих видеоигры, а также компьютерных клубов не регулируется, — отмечает помощник прокурора Астаны Ольга Ионова. — Проверки, проводимые правоохранительными органами в данном направлении, как правило, затрагивают вопросы соблюдения авторских и смежных прав, санитарных норм, выявления несовершеннолетних, уклоняющихся от учебы и посещающих компьютерные клубы во время учебного процесса».

Но, к слову, и подобные рейды проводятся нечасто. Последний из них в столице, например, имел место весной этого года. Тогда в течение двух дней на «карандаш» взяли более 20 подростков, которые пропускали занятия в школе, пропадая в гейм-клубах.

В целом же на учете департамента внутренних дел состоят 370 несовершеннолетних, злостных «уклонистов» от учебы. Речь идет о тех, кто пропускал школу по десять и более дней. Но сколько детей эпизодически предпочитают «виртуал» реальной жизни, постигая не законы Ньютона, а изуверские способы убийства себе подобных, сказать трудно.

В этом плане особенную тревогу вызывают такие игры, как GTA, Postal и им подобные, нелинейный сюжет которых позволяет главному герою вытворять все, что заблагорассудится: забить до смерти битой прохожего, облить бензином какую-нибудь гражданку и поджечь ее, а потом, благодаря изыскам программистов, наблюдать почти достоверную имитацию агонии сгорающего в пламени человека.

Но иногда даже безобидные на первый взгляд игры «стратегического» жанра несут в себе весьма странную смысловую нагрузку.

«Генералы» — популярная ныне компьютерная игра — повествует о борьбе США, Китая и террористической структуры ГАО. При этом события разворачиваются почему-то на территории Казахстана. Иностранные армии атакуют Байконур, взрывают водохранилище, которое по месту расположения очень напоминает Шардаринское. А как вы относитесь к тому, что в качестве мишени выступает столица Казахстана? Гибнущее под пулями местное население, разрушающиеся многоэтажки — такую вот участь уготовила Астане необузданная фантазия разработчиков проекта…

Комендантский час не панацея

Конечно, нельзя сказать, что проблема эта не тревожит общество и власть. «Локальные» попытки урегулировать данный вопрос наблюдались в Алматы, Уральске, других городах республики. В некоторых из них введен так называемый комендантский час для детей — завсегдатаев компьютерных клубов. Подобная инициатива, кстати говоря, имела место и в Астане. Департаментом внутренних дел города был разработан проект правил, который вводил запрет на пребывание несовершеннолетних без сопровождения взрослых в досуговых и развлекательных учреждениях после 22:00.  Однако инициатива поддержки не получила. Как всегда бывает в таких случаях, фактор рентабельности возобладал над здравым смыслом.

Сегодня МВД республики инициирует поправки в Закон «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности». Министерство предлагает ввести правовые ограничения для несовершеннолетних на посещение ночных клубов, дискотек, казино и залов игровых автоматов, компьютерных клубов. Одна из причин необходимости введения подобных поправок — рост компьютерной зависимости подростков, которая зачастую толкает их к антисоциальным поступкам. Для оплаты компьютерных игр они совершают кражи, сбегают из дома, как уже было отмечено, злостно уклоняются от учебы.

«Есть факты, когда родители объявляли детей в розыск, а полиция находила их в компьютерных клубах», — рассказывает начальник отдела по делам несовершеннолетних ДВД Астаны Галина Хабарова.

По ее словам, гейм-клубы становятся причиной совершения серьезных преступлений. В частности, один из клубов столицы подвергся не так давно нападению злоумышленников, которые вынесли из него оборудование на сумму в миллион тенге. Зафиксирован случай, когда ученик 9-го класса в течение полутора месяцев вымогал деньги у одноклассников для доступа к компьютерным играм. Чтобы рассчитаться с вымогателем, подросток крал деньги у родителей и вынес из дома в общей сложности около 170 тысяч тенге. Преступления в компьютерных клубах зафиксированы и в других городах Казахстана.

Но и комендантский час, полагаю, вовсе не панацея от этих бед. Лечить нужно не следствия, а их причину. Следовательно, речь должна идти о контроле содержательной стороны игр. Ведь, в конце концов, нет разницы, в какое время суток наши чада «впитывают» антисоциальную информацию…

Осторожно: категория «М»

В вопросе регулирования рынка видеоигр уже есть определенный положительный опыт. В Уральске, например, разработали правила пребывания детей в компьютерных клубах, исключающие возможность вовлечения несовершеннолетних в особенно жесткие виртуал-проекты. По этому поводу возник даже конфликт властей с владельцами клубов, так как в перечень запрещенных, и это неудивительно, попали наиболее «популярные» игры. Кстати, во многих цивилизованных странах компьютерные игры маркируются в соответствии с возрастными ограничениями. В Китае, в частности, действует также ограничение на игры в Сети. Игроки, нарушающие временной ценз пребывания в интернете, подвергаются своеобразной компьютерной стерилизации. Все результаты, достигнутые в игре, сводятся к нулю, после чего играть становится просто неинтересно.

Появились правильные «производители» и «реализаторы» виртуальных продуктов в России. Там в аннотациях к играм потребителя честно предупреждают, что виртуальное увлечение может вызвать приступ эпилепсии у людей, имеющих предрасположенность к данному недугу. Но в компьютерных клубах, надо полагать, о таких неприятных последствиях никого не осведомляют. Приходится констатировать, что и в нашей стране данная отрасль существует бесконтрольно. Возрастные ограничения на видеоигры отечественным законодательством не предусмотрены. В итоге родители выбирают для своих детей программные продукты методом проб и ошибок. А потому даже такие игры, которые в США, например, имеют рейтинг «M» (для «зрелой» аудитории, запрещенные для лиц младше 17 лет), свободно отпускаются в руки несовершеннолетних.

…Заглянув однажды в компьютерный клуб, услышал возглас из уст семилетнего малыша: «Пацаны, я снял проститутку!». Нужно ли продолжать? Нужно ли говорить о том, что есть игры, раскрывающие анатомические подробности убийств, провоцирующие агрессию по отношению к ближнему и так далее. Безусловно, компьютеры сегодня незаменимы в процессе обучения детей. Но чего нам ждать, если изучаемый материал — убийство?

Известен случай, когда подросток из штата Алабама, поиграв в игру Grand Theft Auto (GTA, «великое воровство автомобилей»), застрелил троих полицейских. Замечу, это одна из популярнейших игр в компьютерных клубах Казахстана.

Но надо сказать, проблема не ограничивается видеоиграми. Не меньше жестокости льется с экранов телевизоров. Даже мультфильмам для детей младшего возраста теперь нельзя доверять. В России был прецедент, когда заботливый отец семейства судился с телеканалом из-за трансляции в детское время совсем не детских мультфильмов. В исковом заявлении гражданин процитировал некоторые реплики из «произведения», которые по праву можно отнести к словесной порнографии. Самая безобидная из них: «Заткнись, вонючая жаба!» — так обращается к своей маме шестилетний малыш, главный «положительный» герой мультфильма. Кроме того, истец обнаружил в «шедевре анимации» эпизоды с групповыми избиениями человека, поощрение краж и мародерства, пропаганду наркотиков.

За рубежом, в том числе в некоторых странах СНГ, стараются оградить детей от излишней жестокости на телевидении. Существует запрет на трансляцию программ, содержащих насилие, в то время суток, когда дети составляют значительную часть аудитории. В Казахстане, прошу заметить, боевики крутят в любое время.

Но вновь возвращаюсь к компьютерным играм, более опасным в плане «воспитания жестокости», поскольку в этом формате дети ее не просто наблюдают, но сами становятся участниками событий. Только в Астане работает более 60 компьютерных клубов, в которых ежедневно играет более тысячи подростков. По уровню воздействия на сознание игры немногим уступают СМИ, а значит, и регулировать их нужно соответствующим образом. Многие специалисты, работающие с детьми, в том числе и в правоохранительной сфере, заявляют однозначно: этот вопрос нужно решать на законодательном уровне.

Надеемся, их голос будет услышан.

Комментарии