Следите за новостями

Блеск и нищета Казнета

Развитие интернета на сегодняшний день в Казахстане.

15 сентября 2007 10:23, Александр Васильев, Kazakhstan
Рубрики: Рынок, Интернет

В первом полугодии 2007 года количество ADSL-абонентов «Казахтелекома» выросло более чем в четыре раза. Конечно, прирост в 326%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, впечатляет. Правда, абсолютные цифры куда более скромные. И так — практически во всем, что касается интернета в Казахстане.

Сегодня база коммерчески активных пользователей широкополосного доступа в интернет, предоставляемого АО «Казахтелеком», составляет всего 59885 абонентов. При этом число пользователей услуг коммутируемого доступа в сети национального оператора гораздо весомее — по итогам первого полугодия 2007 года оно достигло 241453 абонента, против 176680 за аналогичный период 2006 года. Таким образом, ADSL-пользователей стало больше на 45821, а пользователей коммутируемого доступа — на 64773 абонента.

Отметим, что эти цифры относятся только к «Казахтелекому», тогда как услуги доступа в интернет предоставляют несколько десятков провайдеров (наиболее крупные из которых — ASTEL, Golden Telecom, Nursat и др.). Но и не будем забывать, что национальный оператор занимает доминирующее положение на рынке.

В самом «Казахтелекоме» высокий рост количества пользователей интернета объясняют модернизацией сети телекоммуникаций компании, внедрением новых технологий, а также проведением гибкой тарифной политики. Напомним, что расценки на Megaline Hit (услугу широкополосного доступа к интернету для физических лиц) в феврале 2007 года были снижены на 23% (за 2006 год тариф на данную услугу был снижен на 76,5%). Кроме того, с 1 июня 2007 года тарифы на услуги широкополосного доступа были снижены и для «индивидуальных предпринимателей» за счет приравнивания к тарифам для физических лиц (таким образом, услуга подешевела на 50%). А в период с марта по август 2007 года подключение услуги Megaline осуществлялось с 50–100% скидкой. Тариф «Казахтелекома» на коммутируемый доступ в интернет с 1 января 2007 года был снижен на 5% (в течение 2006 г. тариф на данную услугу был снижен в среднем на 50%).

Учитывая, что рынок интернет-доступа является довольно конкурентным, действия «Казахтелекома» не могли не повлиять на других провайдеров, которые также были вынуждены снизить свои тарифы. Однако значительное снижение цен пока не провоцирует лавинообразного спроса, и основная масса пользователей по-прежнему выбирает устаревший dial-up, а не современный ADSL. При том, что среднемесячные затраты на эти услуги практически сопоставимы, а уровень комфорта при использовании ADSL несравнимо выше (это и «свободный телефон», и отсутствие проблемы дозвона до провайдера, и гораздо более качественная связь). Почему?

Прежде всего, процесс тормозят чисто технические причины: многие не могут подключиться к услуге из-за ветхости телефонных сетей. Кабельные системы старые, и не могут обеспечить передачу сигнала должного уровня. Автор сам оказался в подобной ситуации полтора года назад, когда в подключении было отказано по причине «отсутствия технической возможности». В то же время и сам «Казахтелеком» недостаточно активно продвигает услугу ADSL-доступа. Многие просто не знают о преимуществах использования широкополосного подключения. И, конечно, сказывается низкий уровень компьютеризации в целом по стране. Интернет без компьютера ни к чему.

Отдельно стоит вопрос интернетизации образования, на которое делается большая ставка (открыв для себя возможности интернета, школьники и студенты будут стремиться расширить их, не ограничиваясь учебным заведением, стараться организовать интернет-доступ и дома). Формально подключенным к интернету можно считать любое учреждение, имеющее телефон: наличие телефонной линии и компьютера является достаточным условием чтобы иметь доступ в интернет. Не нужно заключать договора и т.д.  — при использовании коммутируемого доступа через все тот же «Казахтелеком» стоимость интернета будет просто включена в единый счет за услуги связи. Более того, «Казахтелеком» обеспечил школам подключение к интернету со скидкой 50%, а также установил льготные тарифы по абонентской плате. А для государственных школ, финансируемых за счет бюджета, с февраля 2007 года предоставление услуги коммутируемого доступа к интернету осуществляется бесплатно (на казахстанском сегменте).

Поэтому формально все школы и вузы считаются интернетизированными. Совсем другой вопрос — как компьютеризация и интернетизация реализованы на практике. Есть ли у учеников вообще доступ к компьютерной технике? — или компьютерный класс вечно закрыт, «чтобы не поломали»? К сожалению, эту сторону информатизации образования пока никто не изучал.

Так же, как никто не изучал количество пользователей интернета в Казахстане и не считал количество сайтов в Казнете. Да, называются какие-то цифры, но никто не говорит как они были получены, и поэтому их происхождение вызывает большое сомнение. Однако можно попробовать оценить аудиторию по косвенным показателям. За отправную точку возьмем статистику «Яндекса», самого популярного поисковика в русскоязычном интернете. Согласно этим данным, средняя дневная аудитория портала, приходящая из Казахстана, равна 40 тысячам пользователей. А средняя недельная — 170 тысяч. Ошибки здесь нет — т.к.  в статистике учитываются уникальные пользователи, то некорректно просто умножать дневную аудиторию на семь дней. Зато из этих данных можно получить информацию о доле уникальных пользователей в общем трафике, равном 280 тысячам пользователей в неделю (40 тыс. х 7 дней): 170000/280000=0,6,  или 60%. Для грубого подсчета месячной аудитории можно воспользоваться этим же соотношением, получим: 40000*30*0,6=720 тыс. пользователей.

Перепроверить полученные данные можно через соотношение статистики «Яндекса» с точными данными о количестве интернет-пользователей в какой-нибудь другой стране. Возьмем, например, Украину — во-первых, автору как раз попалась информация об интернет-аудитории в этой стране, а во-вторых, ИТ-рынок Казахстана часто сравнивают именно с украинским, как наиболее близким по происходящим процессам. Итак, согласно «Яндексу», средняя дневная аудитория из Украины — 320 тыс. пользователей, недельная — 1,02 млн. пользователей. Таким образом, доля уникальных пользователей в общем трафике равна 45%. Т.е.  месячная аудитория, согласно нашим предположениям, составит около 4,3 млн. пользователей. В то же время, по данным украинского интернет-агентства Sputnikmedia.net, аудитория украинского интернета в августе 2007 года составила 5,13 млн. пользователей.

Т.е.  погрешность наших расчетов составила около 15%, что вполне приемлемо. Ведь не нужно забывать, что «Яндекс» хоть и самый популярный поисковик, но все же не каждый пользователь посещает его хотя бы раз в месяц. Выходит, что аудиторию казахстанских интернет-пользователей примерно можно оценить в 750–800 тыс. человек, или 5% от всего населения. Учитывая, что в прошлом году была распространена оценка уровня проникновения интернета в Казахстане в 4%, годовой прирост составил 1%.

Согласен, не много. С другой стороны, нужно ожидать экспоненциального роста аудитории. Так происходило, например, с мобильной связью, уровень проникновения которой вырос с 18–20% в конце 2004 года до сегодняшних 60%.

С количеством сайтов ситуация сложнее. Например, в каталоге CountZero на начало сентября 2007 года присутствовало 4443 сайта (на начало января 2007 — 4101 сайт), а в каталоге «Весь WWW-Казахстан» — 3585 сайтов (на начало января 2007 — 3344 сайта). Но, конечно, далеко не все владельцы регистрируют свои сайты в каталогах, так же как и не все зарегистрированные сайты — «живые», регулярно обновляющиеся ресурсы. Поэтому об истинном количестве сайтов в зоне .kz можно только гадать.

Мы не отметили еще одну часто упоминаемую причину слабого развития Казнета — отсутствие в нем качественного и интересного контента. Да, это действительно так — в отношении своего содержания Казнет большей частью неконкурентен. Но это — не причина, а следствие. Будет спрос, будет и предложение. Пока вкладывать в развитие качественных проектов просто нерентабельно: при низкой посещаемости окупить хороший сайт за счет рекламных поступлений невозможно.

Тем не менее, нельзя не отметить стабильно растущий интерес к Казнету, о чем свидетельствует масса косвенных показателей. Одним из главных является коммерческий интерес: регулярно появляются новые интернет-магазины, в том числе в регионах. Растет количество компаний, воспринимающих интернет как действенный инструмент рекламы — в начале сентября алматинским интернет-агентством PROFIT Online было зафиксировано более 50 компаний, размещающих баннеры в Казнете. Сегодня рекламодателями востребованы все рейтинговые казахстанские сайты.

Другой показатель — количество подаваемых на регистрацию в зоне «kz» доменов: за первое полугодие 2007 года было подано 6010 заявок против 5350 за этот же период прошлого года (подробнее — см. Таблицу). Причем, по субъективным наблюдениям автора, выросло качество заявок — т.е.  большинство доменов регистрируется под реальные проекты, а не просто красивые имена с целью последующей перепродажи.

Радует и тот факт, что все больше СМИ обзаводится собственными электронными представительствами — а по мировой статистике, именно информационные ресурсы являются наиболее востребованными. Ярким примером служит резкий рост посещаемости сайта Курс.kz, предоставляющего информацию о курсах валют в обменных пунктах Алматы и других городах Казахстана, в период «валютной лихорадки» в конце августа — она достигала нескольких тысяч посетителей в сутки против нескольких сотен в обычные дни.

Кроме того, впервые в этом году различные политические партии Казахстана столь активно шагнули в интернет, что также говорит о его возрастающем влиянии на общественное мнение. Практически ни одна партия, участвовавшая в выборах депутатов мажилиса парламента, не обошла вниманием интернет-пространство. Многие партии обзавелись собственными сайтами, на которых представлена вся важная информация: от общих данных и основных идеологических установок до уставных документов, политических программ и предвыборных платформ.

Также был создан специальный сайт «Парламентские выборы-2007» на базе веб-портала «электронного правительства», который стал главной площадкой освещения предвыборных процессов в интернете. Ежедневно на сайте размещались новостные сообщения, статьи и аналитические комментарии, касающиеся выборов, а также результаты социологических исследований и рейтинги политических партий. Главной особенностью стали интернет-конференции лидеров политических партий, в ходе которых они отвечали на вопросы посетителей сайта.

Личный пример подает и глава государства — в начале июня Нурсултан Назарбаев провел интернет-конференцию, а 3 сентября принял участие в интерактивном уроке.

Положительно на развитии интернета в Казахстане должен сказаться и приход на рынок новых игроков. Так, недавно стало известно о выходе на наш рынок канадской компании Netbundle, которая будет предоставлять услуги беспроводного интернета в Казахстане. Беспроводной доступ выбран не случайно — ведь вся кабельная инфраструктура находится в собственности «Казахтелекома», и реальной альтернативой могут стать только беспроводные технологии. Компания поставит необходимое оборудование и в общей сложности готова инвестировать в проект около 500 млн. долларов США. Компания планирует начать работу с тарифного плана, эквивалентного 20 долларам США — по мнению ее президента Артур Терпла, это будет приемлемым для каждого жителя Казахстана.

Возможно, что этот проект послужит толчком и для отечественных компаний, и беспроводной доступ будет развиваться более активно.

В заключение приведем официальную статистику по телекоммуникационным услугам за первое полугодие 2007 года. Всего предприятиями связи Казахстана в январе-июле 2007 года оказано услуг на сумму 190,4 млрд. тенге, что на 32,7%  больше, чем в январе-июле 2006 года. В том числе населению за указанный период предоставлено услуг на 77,2 млрд. тенге, что на 31,8%  больше, чем за аналогичный период 2006 года.

В структуре доходов от услуг связи в январе-июле 2007 года на мобильную связь пришлось 50,8%  (в январе-июне 2006 года — 48%), междугородную телефонную стационарную — 16% (17,8%  соответственно), местную — 6,9%  (6,9%), интернет — 5,8%  (5,1%), радиосвязь, радиовещание, телевидение — 3,3%  (3%), почтовую и курьерскую связь — 3,1%  (3,3%).

Как видим, доля интернет-услуг пусть незначительно, но все же растет. Для более внушительных показателей нужна всесторонняя работа: дальнейшая компьютеризация и информатизация нашего общества, более активное продвижение услуг интернет-доступа и, как ни крути, качественный контент, который бы стимулировал к использованию возможностей, предоставляемых интернетом.

Заявки на регистрацию доменов в зоне .kz

  Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Итого
2006 г. 672 547 939 1195 583 718 696 5350
2007 г. 639 708 964 1239 976 611 873 6010

По данным компании PROFIT Online.

Комментарии