Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Открытость не в моде

Интервью с главой представительства Nokia в Казахстане и Средней Азии Евгением Владимировым о работе компании.

18 октября 2007 11:46, Сергей Никифоров, Курсивъ

В Казахстане, как и в других странах СНГ, продажи классических брэндов IT-индустрии традиционно демонстрируют динамичный рост. Однако, как показывает практика, не вся продукция, проданная под маркой лидера, на самом деле таковой является. Основной урон официальной дистрибьюции наносят так называемые «серые дилеры». В то же время, сами производители не слишком заботятся о своей репутации, держа информационную блокаду деятельности представительств.

Одним из лидеров продаж в области мобильной телефонии в Казахстане де-факто считается Nokia, однако, рейтинговые показатели в региональном разрезе не учитывают ни число «серых» аппаратов, проданных на территории страны, ни страновой квоты на продукцию. Таким образом, в Казахстане «лидером» продаж может назваться каждый.

О ситуации на рынке IT-индустрии, менеджменте «мобильных» представительств, информационной блокаде на вопросы «Къ» отвечает глава представительства Nokia CМО в Казахстане и Средней Азии Евгений Владимиров.

— Какое количество дилеров на сегодняшний день представляют продукцию Nokia на официальной основе в Казахстане?

— Развитие розничных сетей является приоритетным направлением в деятельности представительства корпорации Nokia в Казахстане и Средней Азии. В настоящее время на территории Казахстана работают 6 официальных дистрибьюторов: FinTel (группа компаний), Mango-Mobile, Sulpak Telecom, Dixis Asia, группа компаний «Меломан» и «М-Зона».

— Какую долю на рынке Казахстана имеет Nokia по сравнению с конкурентами, представленными официально? Проводился ли подобный анализ?

— Согласно глобальной корпоративной политике Nokia, локальные данные по объемам продаж, доле рынка и другие данные в отдельно взятых странах не озвучиваются. Но я могу с твердой уверенностью сказать, что Казахстан — приоритетное направление в среднеазиатском регионе, что показатели продаж по нашей стране среди стран СНГ выглядят достаточно серьезно, и что доля Nokia в Казахстане относительно конкурентов сравнима с глобальной долей корпорации — так, по итогам первого полугодия в мире доля Nokia составила 38%.

— Планируется ли увеличение объема продаж, присутствия на рынке Казахстана официальным представительством? Какова реальная квота по РК, выделяемых телефонов?

— Динамика продаж в Казахстане демонстрирует ежегодный прирост. Если опустить такие причины, как рост экономики, повышение благосостояния людей и говорить конкретно о факторах телекоммуникационного рынка, то росту абонентской базы в Казахстане значительно способствует развитие качества услуг операторов, экспансия мощных торговых сетей России, активизация развития розничных точек в регионах.

Что касается квот мобильных устройств на нашу страну, все модели, которые выпускаются на наших заводах в Европе, в течение короткого времени поступают к нашим официальным партнерам в Казахстане.

— Какие действия компания предпринимает в целях снижения активности «серых дилеров»? Существуют ли адекватные, законные регуляторы?

— Объем «серого» рынка — это всегда очень-очень приблизительные данные. Nokia заинтересована в продажах оригинальных телефонов. Мы проводим тесную работу с государственными органами, ведь оцивилизовывание рынка мобильных устройств во многом зависит именно от них. Например, согласно законодательству некоторых стран операторы мобильных сетей отключают связь абоненту, если тот в течение определенного срока не предоставил документы о том, что его телефон ввезен в соответствии со всеми правилами.

— Чем вызвано отсутствие отчетов? Чем руководствовалось компания, вводя ограничения на мониторинг?

— Эта политика связана с тем, что акции компании представлены на крупнейших фондовых рынках и любое неосторожное сделанное заявление по поводу финансовых результатов компании, ее доли рынка могут привести к серьезным изменениям и повлиять на стоимость акций и капитализацию компании. Именно поэтому мы стараемся избегать таких ситуаций и относимся к цифрам крайне аккуратно. Мы не озвучиваем финансовые результаты по любой отдельно взятой стране, будь то Казахстан, Великобритания или Франция. То есть речь не идет о замалчивании именно казахстанских показателей.

— Насколько быстро мировые тренды обозначаются на казахстанском рынке, в частности, непосредственно на изменении потребительских предпочтений?

— В силу того, что новые модели поставляются на рынок Казахстана с небольшой разницей во времени относительно поставок в другие страны, все новшества становятся доступны казахстанцам наряду с американцами, европейцами и пр. Другое дело, что некоторые функции пока недоступны в Казахстане по причине отсутствия соответствующего оборудования у операторов связи.

Таким образом, потребители, в частности, это больше касается техно-фриков, читают анонсы моделей с новыми функциями и увеличившимися возможностями в прессе и спустя месяц-два, уже могут приобрести это чудо технической мысли, которое через некоторое время становится обычным девайсом.

Для нас, как для представительства Nokia, корреляция предпочтений, безусловно, положительный фактор. И мы рады, что спрос на конвергентные устройства растет. Это, в первую очередь, показатель зрелости рынка, зрелости потребителя.

— Бизнес-мобильность — тоже один из новых трендов в мире?

— Да, и к счастью, на территории Казахстана бизнес-сообщество отдает предпочтение расширившимся технологическим возможностям в этой части. Так, мы наблюдаем, что использование функционала мобильных устройств E-серии (Enterprises Solutions) стало составной корпоративных систем и бизнес-процессов в местных компаниях. Причем, коммуникаторы стали приобретать и использовать не только управленцы, но и менеджеры среднего звена.

Комментарии