Следите за новостями

Цифра дня

На 54-м месте Казахстан в рейтинге скорости 4G

АИС РК телефонизирует «поле»

Интервью с директором Департамента связи АИС РК Еленой Волковой о мерах, направленных на снижение тарифов на сотовую связь и интернет.

11 октября 2007 11:39, Данияр Буканов, Курсивъ
Рубрики: Связь, Интернет

Либерализация рынка телекоммуникаций предоставит абонентам больше возможностей.

В конце сентября депутаты мажилиса парламента Казахстана разработали проект предложений правительству для развития отрасли телекоммуникаций. Поставленные задачи Агентству РК по информатизации связи (АИС) направлены на развитие инфраструктуры в сельской местности.

На вопросы «Къ» о мерах, направленных на снижение тарифов на сотовую связь и интернет отвечала директор департамента связи АИС РК Елена Волкова.

— Со стороны мажилиса было рекомендовано до 2010 г. обеспечить тарифы на сотовую связь, соответствующие тарифам в развитых странах. Какие мероприятия будут проводиться?

— Рынок услуг сотовой связи продолжает активно развиваться и является наиболее конкурентным рынком на сегодня. В настоящее время в Казахстане услуги сотовой связи оказывают три оператора стандарта GSM: ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком», ТОО «Кар-Тел» и ТОО «МобайлТелеком-Сервис», и 1 оператор стандарта CDMA — АО «Алтел».

Количество абонентов сотовой связи на сентябрь 2007 года превысило 11 млн. человек, при этом телефонная плотность составила 70 абонентов на 100 жителей. Абонентская база ведущих сотовых операторов выглядит следующим образом: ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» — 5,17 млн. абонентов; ТОО «Кар-Тел»  — 5,22 млн. абонентов; ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» — 104,5 тыс. абонентов; АО «Алтел» — 503,94 тыс. абонентов.

Действующим Законом РК «О связи» определено, что тарифы на услуги сотовой связи устанавливаются операторами связи на основе обоснованных затрат и объективного подхода, обеспечивающих равные условия для всех пользователей. Кроме того, на сегодня услуги сотовой связи не входят в номенклатуру услуг, на которые применяются регулируемые государством цены.

Вместе с тем, АИС совместно с операторами сотовой связи, проводят мероприятия, направленные на снижение тарифов: во-первых, с ноября прошлого года введен 10-секундный шаг тарификации мобильных соединений, во-вторых, в период 2006–2007 гг. операторами предлагаются различные тарифные планы, в которых тарифы пересмотрены в сторону снижения, в-третьих, тарифы ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (торговая марка NEO) — 32 тенге в минуту по всем направлениям внутри Республики Казахстан и на международные звонки, а с 15 сентября тариф на звонки внутри сети NEO снижен до 16 тг.

Одной из проблем, которая отрицательно сказывается на тарифах, является недостаточность радиочастотного спектра, другими словами — рост абонентской базы опережает технические возможности операторов. Урегулирование вопросов, связанных с повышением эффективности использования радиочастотного спектра (являющегося ограниченным национальным ресурсом), осуществляется в рамках созданной постановлением правительства Межведомственной Комиссии по радиочастотам Республики Казахстан (МКРЧ).

В целях дальнейшего развития сектора услуг сотовой связи Агентством в соответствии с решением МКРЧ (протокол от 17 августа 2007 года) проводятся мероприятия по распределению радиочастотного спектра в диапазонах GSM 1800 МГц, 3G и т.д.

— Также рекомендации затрагивали вопрос тарификации интернет-услуг. Какие программы осуществляются по этому направлению?

— Согласно «Программе развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на 2006–2008 годы», утвержденной Постановлением правительства Республики Казахстан от 7 июня 2006 года №519 Агентством Республики Казахстан по информатизации и связи, проводятся мероприятия, направленные на развитие массового, широкополосного доступа к сети интернет и казахстанского контента интернета, а также на снижение тарифов АО «Казахтелеком» на услуги интернет.

Однако, несмотря на проводимые мероприятия, тарифы АО «Казахтелеком» как основного оператора связи, остаются на достаточно высоком уровне.

Все проблемные вопросы, связанные с развитием инфокоммуникационного рынка в стране (в том числе развитие и обеспечение доступности услуг сети интернет) рассматриваются Агентством по информатизации и связи совместно с заинтересованными государственными органами в рамках работы Комиссии по либерализации отрасли телекоммуникаций, созданной 8 декабря 2006 года.

Кроме того, в октябре прошлого года была создана рабочая группа по телефонизации и интернетизации сельских населенных пунктов и созданию национального центра обмена интернет-трафиком с участием представителей АО «Холдинг «Самрук» и АО «Казахтелеком».

В частности, целями проекта центра обмена трафиком Kazakhstan Traffic Exchange (Alma-TX), который позволит первичным казахстанским провайдерам услуг сети интернет (ISP) обмениваться IP-трафиком по единым для всех провайдеров правилам и условиям подключения, обмена в соответствии со стандартными пиринговыми соглашениями, являются: оптимизация маршрутов прохождения трафика между операторами, сокращение времени передачи сетевых пакетов данных, а также разгрузка дорогостоящих международных каналов связи.

Вместе с тем необходимо отметить, что тарифы для конечного пользователя на услуги доступа к сети интернет не входят в перечень тарифов, регулируемых со стороны государственных уполномоченных органов.

— Депутат Владимир Бобров рекомендовал АИС завершить телефонизацию сельской местности до 1 июня следующего года. Имеется ли у вас утвержденный план мероприятий?

— По состоянию на 1 сентября 2007 года из 7306 сельских населенных пунктов (СНП) телефонизировано 6709 (или 91,8%).

В целях обеспечения экономической привлекательности сельской связи доминирующему оператору связи, на которого возложены обязанности по оказанию универсальных услуг в сельской местности, выделяются средства на компенсацию убытков. Социально незащищенным слоям городского населения выплачивается соответствующая компенсация.

С целью реализации Программы развития сельских территорий Агентством по информатизации и связи утвержден план-график, представленный АО «Казахтелеком» по телефонизации 347 СНП, предусматривающий завершение телефонизации 321 СНП в ноябре-декабре 2007 года и 26 СНП — до 2 квартала 2008 года с количеством жителей более 50 человек. Для реализации мероприятий по телефонизации СНП из республиканского бюджета выделены денежные средства. Таким образом, к 1 апреля 2008 года все населенные пункты Республики с численностью свыше 50 человек должны быть телефонизированы.

— Какие меры, по вашему мнению, необходимо принять для либерализации отрасли телекоммуникации?

— За период 2006–2007 годы Агентством проводилась работа по активизации процесса либерализации отрасли телекоммуникаций, по результатам которой наблюдались определенные положительные результаты: совершенствование регламентов по присоединению альтернативных операторов к СТОП; снижение тарифов на услуги телекоммуникаций, прежде всего, на сегменте международной связи; дальнейшее развитие конкуренции на рынке услуг сотовой связи (с 16 февраля 2007 года начал работу третий оператор сотовой связи стандарта GSM); продолжила свою работу Межведомственная комиссия по радиочастотам Республики Казахстан, созданная постановлением Правительства Республики Казахстан, цель Комиссии — решение вопросов, связанных с эффективным использованием радиочастотного ресурса Казахстана, являющегося ограниченным ресурсом.

Однако, несмотря на проводимые мероприятия, направленные на развитие отрасли, остается нерешенным ряд вопросов: отсутствие реальной конкуренции на рынке услуг фиксированной связи, в том числе отсутствие для пользователей возможности свободного выбора оператора междугородной и международной связи, недостаточное развитие широкополосного доступа к сети интернет.

Основная цель либерализации рынка услуг междугородной и международной связи — обеспечение возможности выбора абонентом оператора междугородной и международной связи.

Несмотря на осуществление мероприятий, направленных на достижение этой цели, фактически операторы так и не перешли к реальным соединениям на сети.

В соответствии с действующим законодательством была проведена проверка деятельности операторов междугородной и международной связи с целью определения соответствия их сетей квалификационным требованиям, утвержденным постановлением правительства Республики Казахстан №909. В результате проверки выявлено невыполнение основного требования в части взаимосоединения сетей операторов и вынесено соответствующее предписание.

Определено, что для решения проблем, препятствующих реализации права абонента по выбору оператора, необходимыми условиями являются: дальнейшая модернизация сетей телекоммуникаций (с целью повышения уровня цифровизации до 100%); осуществление операторами технического подключения в срок до 1 ноября 2007 года (в соответствии с выписанным в результате проверки предписанием); разработка и утверждение методики расчета тарифов за присоединение и пропуск трафика.

Таким образом, будут созданы условия для обеспечения возможности выбора абонентом (пользователем) оператора услуг междугородной и международной связи. Это позволит создать реальную конкурентную среду на рассматриваемом сегменте услуг.

Общемировые тенденции и прогресс в области инфокоммуникационных технологий определяют необходимость повсеместного внедрения и развития сетей широкополосного доступа.

Среди факторов, сдерживающих развитие широкополосного интернета в Казахстане можно отметить — отсутствие возможности альтернативных операторов использовать сети местного доступа (аренда абонентских линий) доминирующего оператора, а также недостаточное обеспечение операторов связи радиочастотным ресурсом, необходимым для развития перспективных технологий радиодоступа (WLL, Wi-Max, Wi-Fi).

Кроме того, одной из причин, способствующих возникновению барьеров для входа на рынок новых компаний, мешающих конкуренции, является чрезмерная экономическая концентрация и аффилиированность в сфере естественных монополий в области связи между субъектами, оказывающими услуги связи (особенно на рынке фиксированной, мобильной связи и интернет-услуг).

Для решения данной проблемы считаем необходимым провести комплекс мер, направленных на демонополизацию рынка путем снижения доли аффилированности между инфраструктурной (сетевой) компанией и компаниями, пользующимися ее услугами. По нашему мнению, это приведет к расширению рыночных отношений, развитию конкурентной среды, привлечению частных инвестиций и предпринимательской инициативы в сфере оказания услуг связи.

Комментарии