Следите за новостями

Опасные связи

Ход либерализации казахстанского рынка сотовой связи.

9 октября 2007 11:34, Айжан Шалабаева, Бизнес & Власть
Рубрики: Рынок, Связь

Либерализация рынка сотовой связи откладывается как минимум до следующего года. С одной стороны, бывший и нынешний регуляторы все еще не разобрались со своими обязанностями. С другой — операторы, не чувствуя над собой контроля, поднимают тарифы. Эксперты уверены, что связь в Казахстане останется дорогой до тех пор, пока мнимая конкуренция не превратится в реальную.

Как сообщила «&» Елена Волкова, директор департамента связи Агентства РК по информатизации и связи (АИС), Комитет по защите конкуренции (КЗК) до сих пор не передал дела в АИС. Хотя теперь по закону именно АИС является уполномоченным органом, контролирующим деятельность сотовых операторов.

Пока госорганы разбираются со своими функциями, сотовые операторы задирают цены. Так, «Кар-Тел» с 1 ноября повышает тарифы по планам «Прайм», «Тайм 61» и Exсess. В «Прайм» все исходящие вызовы будут стоить 48,96 тенге за минуту (вместо 35 тенге). В «Тайм 61» тарифы внутри сети составят 33,6 тенге (вместо 24 тенге), звонки другим операторам, включая звонки на городской номер, — 58,8 тенге (вместо 42 тенге); в Exсess — 34,8 тенге (вместо 25 тенге) и 69,6 тенге (вместо 50 тенге). Параллельно компания меняет шаг тарификации с 60 и 30 секунд до 10 секунд в соответствии с изменениями в Правилах оказания услуг сотовой связи в РК.

Как сообщил «&» Женис Акишев, главный специалист отдела анализа и регулирования транспорта и связи КЗК, «Кар-Тел» не имеет права поднимать тарифы из-за уменьшения шага тарификации, ведь 10-секундный шаг — это требование закона. «Более того, компания повысила цены, не согласовав это с уполномоченным органом, то есть с АИС», — говорит он. С ним солидарна г-жа Волкова: «Компания не может поднимать тарифы без согласования с Агентством, так как «Кар-Тел» находится в реестре монополистов рынка мобильной связи». По ее словам, сейчас этот вопрос находится на стадии рассмотрения. «Новые тарифы не вступят в силу без согласования с нами», — заверила она «&».

Коммерческий директор «Кар-Тел» Светлана Вьюшина, напротив, в беседе с «&» утверждает, что контролирующий орган в лице АИС был извещен о повышении тарифов. По ее словам, принятые компанией изменения в тарифной политике отражают процесс балансировки тарифной линейки с учетом потребностей абонентов и полностью соответствуют требованиям законодательства.

Вне зоны доступа

«Тарифообразование сотовых операторов государством сегодня не регулируется. Между тем необходимость контроля назрела давно, ведь количество пользователей мобильной связи в Казахстане достигло 8 млн. человек», — делится с «&» Евгений Малишевский, директор научно-консультационного центра Национальной телекоммуникационной ассоциации РК. Государство в соответствии с действующим законодательством могло бы определить перечень услуг, тарифы на которые должны подлежать госрегулированию. Для этого правительству необходимо либо наделить такими полномочиями соответствующий госорган, либо внести поправки в Закон «О связи», считает г-н Малишевский. По его мнению, сегодня в стране нет конкурентной среды, поэтому снижать тарифы по собственной инициативе операторам не имеет смысла.

С этой точкой зрения полностью согласен мажилисмен Мухтар Тиникеев. «Безусловно, тарифы в Казахстане очень высокие. Достаточно сравнить их с тарифными планами некоторых российских операторов, в которых минута разговора стоит всего 1 цент, — говорит он в интервью «&». — В Казахстане явно существует теневой ценовой сговор между сотовыми компаниями». Доказательством сговора, по мнению депутата, является тот факт, что тарифы GSM Kazakhstan и «Кар-Тел» друг от друга практически не отличаются.

Решение проблемы г-н Тиникеев видит в создании условий для прихода на рынок новых игроков. «Когда будет много компаний, у потребителя появится куда больше вариантов выбрать подходящего для себя оператора — по тарифам, по качеству связи, по территории покрытия. Тогда начнется борьба за абонентов и, как следствие, снижение тарифов», — отмечает он. В конце сентября мажилисмены представили правительству проект предложений по развитию отрасли телекоммуникаций. Депутаты рекомендовали АИС до 2010 года обеспечить тарифы на сотовую связь, соответствующие тарифам в развитых странах.

Конкуренция отменяется

Депутаты считают, что АИС необходимо активизировать работу по либерализации телекоммуникационной отрасли. «В республике должно действовать госрегулирование тарифов или введены фиксированные сборы для всех операторов связи, которые будут направлены на целевую компенсацию малоимущим слоям населения в связи с ростом тарифов за телефон», — отметил мажилисмен Владимир Бобров.

Председатель АИС Куанышбек Есекеев видит источник проблем в «Казахтелекоме», клиентами которого являются все мобильные операторы. Он полагает, что если крупнейший оператор фиксированной связи снизит свои цены, это отразится и на тарифах сотовых компаний. «Абоненты звонят не только внутри сети, но и на городские номера. Вопросы взаимоотношений сотовых операторов с «Казахтелекомом» мы будем отрабатывать в следующем году», — уточнил чиновник. По мнению г-на Малишевского, в последнее время сотовые операторы несколько снизили цены. В частности, Beeline и K’Cell предложили ряд выгодных для клиентов тарифных планов. Другой вопрос — темпы снижения тарифов. «Все ожидали, что ярко себя проявит новый оператор — аффилированный с «Казахтелекомом» Neo, но этого не произошло. А еще раньше надежды казахстанцев на удешевление связи не оправдал Beeline», — сетует г-н Малишевский. По данным «&», российскому оператору, пришедшему в Казахстан в 2005, просто не позволили демпинговать.

«Номинально тарифы казахстанских операторов на наиболее популярные направления звонков — внутрисетевые, другим операторам, на городские номера — выше аналогичных российских в 2,5 раза, а то и более», — рассказывает «&» Светлана Черненко, аналитик представительства iKS-Consulting в Казахстане. По ее словам, цены, которые казахстанские операторы выдают за «уникальные» специальные предложения, сравнимы со стандартными тарифами российских коллег. «В наших условиях рассуждать о снижении тарифов до тех пор, пока 3 из 4 операторов в большей или меньшей степени принадлежат монополисту, определяющему погоду на рынке, практически бессмысленно. Самое действенное, что может предпринять государство для снижения тарифов, — это уменьшить свою долю в сотовых операторах», — считает эксперт.

Дорогое удовольствие

В 2008 году увеличивается абонентская плата за стационарный телефон: для сельских жителей — на 80 тенге, для городских — на 142 тенге. Как заявил глава АИС г-н Есекеев, это повышение необходимо для привлечения инвестиций в развитие сельской связи. Сегодня доля сельских жителей в населении Казахстана составляет около 50%, в то время как телефонизация сел не превышает 10%.

Депутаты рекомендовали АИС завершить телефонизацию села до 1 июня 2008 года. При этом они возражают против того, чтобы данный социальный проект оплачивался из кармана абонентов. «Необходимо переложить финансовые нагрузки и на других операторов связи. Прежде всего, это касается сотовых операторов, рентабельность которых сегодня превышает 150%», — отметил г-н Бобров.

В свою очередь глава АИС оправдывает операторов. По его словам, текущие тарифы столь высоки, так как компании реинвестируют крупные средства в собственный рост. «Нужно подождать, пока этот процесс закончится», — говорит г-н Есекеев. Затем операторы начнут бороться не за привлечение новых абонентов, а за переманивание друг у друга уже существующих. Вот тогда-то, обнадеживает чиновник, тарифы и пойдут вниз.

Впрочем, жизнь показывает, что операторы инвестируют отнюдь не только в развитие сетей. Об их прибылях можно судить хотя бы по размаху устраиваемых ими массовых мероприятий. Самый свежий пример: GSM Kazakhstan в честь 8-летия Activ пригласила в Алматы звезд мирового масштаба — группу Black Eyed Peas. По неофициальной информации, гонорар артистов составил $1 млн. Добавьте сюда расходы на доставку оборудования и представительские расходы, и станет видно, что концерт обошелся оператору, мягко говоря, недешево. Разумеется, это можно считать вложением в промоушн брэнда, маркетинговым ходом. Но при этом нельзя не признать, что компания, позволяющая себе такие праздники, может себе позволить и снижение тарифов.

Комментарии