Следите за новостями

Риски на ладони. Ликвидируйте!

Интервью с исполнительным директором корпоративного фонда «Информационная инициатива» Михаилом Тюниным о реализации госпрограммы снижения информационного неравенства в Казахстане.

11 сентября 2007 11:24, Ольга Антонова, Digital Kazakhstan
Рубрики: Общество

Как реализуется государственная программа снижения информационного неравенства в стране, взялся выяснить корпоративный фонд «Информационная инициатива». Как реализуется государственная программа снижения информационного неравенства в Казахстане? — Взялись выяснить мы, обратившись к исполнительному директору выше названной организации Михаилу Витальевичу Тюнину.

— Михаил Витальевич, с какой целью был создан фонд «Информационная инициатива»? Какие задачи он призван решать?

— Фонд «Информационная инициатива» выполняет миссию информационной программы фонда Сорос-Казахстан. Создан он был для реализации планов информационной программы Фонда Сорос. Основные наши проекты были направлены на создание информационной инфраструктуры для учебных заведений, в частности, для школ города Алматы. Одним из приоритетных проектов был проект «Прозрачный город» в Восточном Казахстане. Этот проект стал основой для реализации государственной программы электронного правительства в Восточно-Казахстанской области и для реализации других проектов, связанных с информатизацией казахстанского общества.

Прозрачный город

— Какие проекты были реализованы за время существования фонда?

— Прежде всего, это проект «Прозрачный город». Он длился почти шесть лет, стартовал в 2001 году, когда об электронном правительстве в Казахстане даже мало кто говорил. Мы же начали с того, что в Усть-Каменогорске открыли городской портал и интерактивным модулем вопросы-ответы. На вопросы населения отвечал аким города. Затем мы обучили работе с компьютером более тысячи государственных служащих. Помогли создать локальные сети в городском акимате, помогали консалтингом, обучением, возили государственных служащих и сотрудников акимата Восточно-Казахстанской области и города Усть-Каменогорска в Эстонию перенимать опыт по электронному управлению. Этот проект был успешно завершен в 2006 году. Мы даже получили в качестве признания грамоту акимата ВКО.

Информационная атака школ

Второй большой проект, который был реализован фондом «Информационная инициатива» — это проект «Школьная корпоративная сеть».

— Для школ Алматы в 2004 году, по просьбе акима Алматы В. В. Храпунова, мы подключили все школы. — Рассказывает Михаил Витальевич. — Финансирование предоставил Фонд Сорос-Казахстан. С 30 апреля этого года школьную корпоративную сеть мы передали в Департамент образования Алматы. Во-первых, это была первая корпоративная школьная сеть в республике. (Позже «Казахтелеком» начал тиражировать ее в других регионах.) Во-вторых, мы провели свыше 1000 тренингов для учителей, директоров школ, административных работников учебных заведений. Мы помогли создать электронный документооборот между школами и департаментом образования. Также создали свыше сорока сайтов школ, школьные он-лайн газеты, сайт Департамента образования. И мы благодарны, что нас помнят.

Сейчас, когда мы проводили мониторинг программы снижения информационного неравенства и вновь ездили по школам, заметили, что на большинстве компьютеров в классах, где обучались люди, есть наклейка «Доступ в интернет предоставлен Фондом «Информационная Инициатива». Многие до сих пор думают, что интернет предоставляет наш фонд.

— Интернет сейчас есть на компьютерах с вашими наклейками?

— Поскольку мы передали эту сеть, уже не везде.

— Какие «компьютерные» проблемы вы видите сейчас в школах?

— В рамках проекта «Корпоративная школьная сеть School.net», мы обеспечивали школы технической поддержкой. У нас не было ситуаций, когда интернет есть только на одном компьютере. На тот случай, если интернет пропадал в классе, по каким-то причинам (переустановили операционную систему, либо ученики вырвали провод), у нас был специальный человек (один на 200 организаций), который приезжал и все чинил. Это не стоило очень дорого, и он со всем справлялся один.

Я думаю, что большая проблема в школах в том, что интернет в компьютерных классах доступен только на одном компьютере. Проблема в безграмотности учителей и в их нежелании предоставлять интернет детям. Многие учителя в приватной беседе говорят, что им некогда следить за тем, что делают дети в интернете и им проще, чтобы интернет был на одном компьютере.

— А как же блокировка сайтов?

— Можно. Мы это делали, блокировали основные сайты, содержащие порнографию, насилие, сайты каким-то образом связанные с террористическими организациями. Но сейчас это не делается — это, во-первых. Во-вторых, в своем проекте мы требовали от учителей, чтобы в класс информатики, где есть интернет, был свободный доступ в течение 15 часов в неделю, как минимум. Это было условие предоставления грантов. Сейчас государство не регламентировало для школ предоставление интернета детям. Если никто не требует, то учителю информатики легче отказаться от этой не очень приятной функции, потому что за детьми нужно следить, а тут еще классное руководство, и еще нужно набрать текст какого-то документа для директора и тому подобное.

From Open Source to Open Society

Третий проект достаточно интересный и мощный. Он посвящен направлению Open Source — программному обеспечению с открытым исходным кодом. У нас действует Open Source Центр, где мы обучаем всех желающих основам работы ПО с открытым кодом, информируем, в основном студентов. Пока мы работаем в Алматы. Отвечаем на вопросы: Что такое ПО с открытым кодом? Что такое операционная система Linux?

Раздаем дистрибутивы с программами. Популяризируем браузер Mоzilla, офисный пакет Open Office . Стараемся проводить публичные мероприятия. В прошлом году мы провели Open Source Day в Казахстанско-Британском техническом университете. В этом году 15 сентября мы проводим Open Source Day 2 в Карагандинском политехническим университете. Выезжаем в регионы и надеемся, что нашими программными действиями мы увеличим количество людей, знающих, что есть альтернатива по программному обеспечению. Сейчас в рамках госпрограммы электронного правительства застопорилась работа по созданию национальной операционной системы на основе Open Source.

Ключевым моментом остановки этого процесса является отсутствие специалистов, которые будут в дальнейшем внедрять Open Source продукты. Мы надеемся, что, проводя эти мероприятия, немножечко расширим границы мировоззрения наших будущих IT-специалистов в области программного обеспечения и они будут глубже смотреть на возможности, которые предоставляет та же операционная система Linux и средства разработки программного обеспечения с открытым кодом.

— Как я понимаю, вы — сторонник программного обеспечения с открытым кодом. Откуда такой интерес к Open Source, когда доминирующее положение на рынке занимают коммерческие системы Microsoft?

— Не только Microsoft. Давайте, не будем говорить о доминанте только лишь Microsoft. Microsoft доминирует только на персональных компьютерах. Откуда увлечение Open Source… Это, наверное, близко мне по духу. Я — человек из академической среды, который работает на общество. И идеи Open Source просто согласуются с моим мировоззрением и с моей деятельностью. Я работаю для того, чтобы Казахстан сделать более открытым и слоган нашей организации From Open Source to Open Society, что в переводе означает «От открытого кода к открытому обществу». Мы считаем, что на самом деле программное обеспечение с открытым исходным кодом может серьезным образом повлиять на развитие IT-индустрии в Казахстане. Потому что, какими бы ни были прекрасными решения компании Microsoft или каких-то других производителей программного обеспечения, но возможностей для самореализации больше все таки предоставляют Open Source системы. Любой желающий может разобрать операционную систему до бинарного кода, собрать, внести изменения и предложить сообществу разработчиков. Это прекрасный полигон для формирования общего числа IT-специалистов в Казахстане, которых у нас, к сожалению, сегодня не хватает. И движение Open Source в Казахстане могло бы стать тем локомотивом, который выведет текущую ситуацию нехватки IT-кадров (разработчиков, людей, которые сопровождают операционные системы) из тупика.

Беспроводная электронная деревня

— Четвертый очень интересный проект. Мне он очень нравится. Это мой любимый проект, хотя он, с точки зрения бюджета, не дорогой. Это первая в стране беспроводная электронная деревня. Мы сделали такой проект в Карагандинской области в поселке Кокпекты. Этот проект действует уже год. Мы добились того, что полностью весь поселок накрыт беспроводной связью. При этом выбрали решение, которое не нуждается в получении на разрешение излучения радиочастотного спектра. В настоящий момент практически все работоспособное население поселка обучено компьютерной грамотности. В школе действует служба технической поддержки. Мы обучили школьников поддерживать локальные сети в самой школе и настраивать локальные сети, в том числе и беспроводные, у себя дома. Аким района теперь ходит по поселку с ноутбуком и отвечает на вопросы жителей не в приемные часы у себя в кабинете, не по телефону, а по ICQ. Это реально работающая вещь. Мы завершаем этот проект в этом году и надеемся, что государственные организации, государственные компании, такие как Kazsatnet, АО «НИТ», поддержат инициативы. Потому что на самом деле это уже готовое решение по информатизации села. Помимо организации сети там развивается контент. В самое ближайшее время мы сделаем информационный ресурс для жителей поселка Кокпекты с использованием технологии web20. То есть с использованием социальных сервисов, таких как блоги, живые журналы. На сегодняшний день достаточно много информации о Кокпекты есть в интернете.

Тот самый мониторинг

Последний проект, который сейчас осуществляет фонд «Информационная инициатива» — проект по общественному мониторингу программы снижения информационного неравенства. Идея провести исследование реализации программы принадлежала Фонду. Помог ее реализовать все тот же Фонд Сорос-Казахстан.

— Цель этого мониторинга, — говорит исполнительный директор фонда, — посмотреть, насколько эффективно используются бюджетные средства на реализацию программы, насколько соотносятся те качественные и количественные показатели, которые закреплены в программе и которые существуют на практике. Для своего проекта мы выбрали три региона: Алматы, Атырауская и Северо-Казахстанская область. В рамках своего проекта мы хотим промониторить несколько основных процессов реализации программы снижения информационного неравенства, в частности, первый процесс — это методическое обеспечение. Мы выполнили уже эту задачу. На наш взгляд, методическое обеспечение реализовано на очень высоком уровне. Есть небольшие замечания технического характера, но принципиально методическое обеспечение для реализации этой программы сделано на очень высоком уровне.

Другой процесс, который мы мониторим в настоящий момент — это обучение населения в компьютерных классах, расположенных в школах. В Алматы мы этот процесс уже промониторили, а в областях процесс еще идет. Третий процесс, который мы хотели бы изучить — насколько эффективно используются бюджетные средства для реализации программы снижения информационного неравенства. И четвертый процесс — обеспечение населения доступной компьютерной техникой и вопросы снижения цены на доступ в интернет. Наша цель — не только выявить слабые стороны, не только обозначить те риски, которые существуют в реализации программы, но на основе мониторинга разработать рекомендации и предложить их для республиканских и региональных администраторов программ Снижения информационного неравенства. Мы надеемся, что наша информация будет услышана, доведена до сведения первых руководителей, администраторов программы снижения информационного неравенства, те риски, которые мы обозначаем, и рекомендации, которые мы будем давать, будут восприняты. Надеемся, что если будет обнаружена какая-то сложная ситуация по ходу реализации программы СИН, она будет исправляться, в том числе, с помощью наших рекомендаций.

— Скажите на счет сроков проекта по мониторингу. Когда стартовал проект и когда планируется завершение?

— Мы начали этот проект 16 июня 2007 года и завершим к концу календарного года. По окончании проекта в конце января — начале февраля планируем провести круглый стол, куда намерены пригласить республиканских, региональных администраторов программ для того, чтобы довести до сведения те данные, которые мы получим. Это будет сделано для того, чтобы администраторы могли внести в случае необходимости какие-то коррективы в ходе реализации программы снижения информационного неравенства. Это очень короткий проект. На самом деле, мы бы хотели сделать его на все три года, но пока не нашли ту организацию, которая заинтересована в реализации наших идей. Единственная организация, которая пошла нам на встречу — это Фонд Сорос. Он профинансировал четвертую часть того, что мы хотели делать.

Комментарии