Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Казнет спортивный: в аутсайдерах?

Обзор спортивных сайтов Казахстана.

23 марта 2006 10:46, Алена Аукенова, Computer Club Magazine
Рубрики: Интернет

Слова антонимы: черное — белое, высоко — низко, стоять — бежать. А как вам парочка: спорт — интеллект? Не правда ли, что в сознании продвинутых двуногих эти два понятия традиционно противопоставляются? И плотно смыкаться умеют разве что в СМИ, где доступными тому или иному их виду (иллюстрированным журналам, газетам, телевидению, радио, интернету) подручными средствами ведется комментирование разновидностей спорта, учет, подсчет, анализ спортивных состязаний или деятельности спортивных структур, баз, организаций, магазинов.

А ведь в советское время, если не спортсменами, то физкультурниками в разные периоды своей жизни становились чуть ли не все поголовно. Эти самые «чуть ли не все» ходили в секции, занимались физзарядкой по радио и ТВ, физкультурой в школе (минимум три раза в неделю), участвовали в районных, городских, областных, республиканских спартакиадах, крепили к лацканам (прятали в тумбочках, — нужное подчеркнуть) значки ГТО и безудержно гордились званиями КМС или МС.

В перестроечно-независимые годы все сначала разложилось чуть ли не на атомы, потом плотно и основательно закорковалось, а сейчас снова начинает «пробиваться сквозь асфальт». Спокойное и сытое время настало, хочется думать не только о минимуме для пропитания, но и о максимуме буржуйского толка. То есть — о бытии, которое определяет здоровое, уверенное сознание, в свою очередь гармонично развивающее ум, тело и душу.

Мы (горожане) вдруг с удивлением обнаружили, что вокруг масса приятных мест, где можно погонять до десятого пота на тренажерах или отмассировать самые нежные части тела. Что сфера околоспортивных услуг на родных турбазах облагодетельствует каждого, у кого в кармане завалялась хотя бы сотня долларов. Что мировые брэнды спортивной одежды и снаряжения не замедлили призывно замаячить на прилавках специализированных и не только магазинов. Что каждый может как в старые добрые времена купить абонемент, если не для того, чтобы чинно и благородно влиться в систему World сlass, то уж точно для того, чтобы нырнуть с похмелья в щедро хлорированный бассейн.

А вот что касается развития спортивной тематики в интернете, то налицо удручающая тенденция: 90 процентов ссылок, которые я, например, приводила в своих обзорах для сайта Gazeta.kz год-два назад — почили в бозе. И, кажется, не собираются восставать из пепла. То есть, новых за это время — почти не возникло, зато старые — накрылись далеко не блестящим пелевинским шлемом ужаса, а будничным проржавленным банным тазом. И ничего с этим не поделаешь — видимо, такая информация никому не нужна, и держать ее на вебе — себе дороже. Поэтому на первых страницах так легко узреть больно бьющую по профессиональному обонянию надпись (орфография сохранена) «Сайт временно закрыт, приносим свои извенения».

Олимпийские страдания

Но кое-что, разумеется, есть. И начнем с самого свеженького. Конечно, этой зимой всех интересовали Олимпийские Игры. И как вы думаете, много ли трепетных сердец нашлось в родных пенатах, чтобы электронными метками обозначить достижения наших спортсменов? Ничуть.

Все те же. Все там же.

По старой доброй традиции «играет в классиков» Александр Ляхов (http://www.lyakhov.kz/olymp/torino2006/index.shtml/). Уже третий раз ведет Олимпийские дневники интернет-отдел газеты Караван (http://olympiada.gazeta.kz/). И, слава богу, обзавелся, наконец, своим сайтом Олимпийский комитет РК (http://www.olympic.kz/nok_rk.htm/). Правда, к неискоренимейшему сожалению, кроме всем известной и давным-давно растиражированной информации про то, что такое Олимпийские Игры и чего на каких Олимпиадах в прошлые годы достигали наши спортсмены, здесь ничего не найдешь. Дневники Турина на момент написания обзора не велись. Хорошо, если в течение месяца после там появится информация о конечных результатах.

Электронные прилавки — под спорттовары!

Вынуждена констатировать: такая отрасль, как интернет-магазины спорттоваров в Казнете отсутствует по определению. Он-лайн у нас продают диски, книжки, в общем, мелочь, но никак не разноплановые одежду-снаряды-снаряжение. Хотя, при желании, в качестве утешительного приза найти кое-что можно. Основная «узкоколейка»-концепция, по которой дружными вагонами катятся немногочисленные образчики этого веб-жанра, на мой взгляд, называется «каталог». Потому что они изначально описательны. Вроде Mix-sport.kz (http://www.mix-sport.kz/) или рубрика «Спортивные товары» раздела «Магазины и торговые организации» на Infokz (http://infokz.com/).

Пытливый пользователь, конечно, узнает, чем можно побаловаться в торговых пассажах, гипер- и супермаркетах, бутиках и обычных магазинах. Все простенько — адреса, ассортимент, описание-light, рассказы о торговых спортивных марках вроде Пумы и Адидаса, всего понемножку — журчания о себе, конспектов тренировок, советов на форуме. И, о, чудо! — выясняется, что по таким рельсам можно докатиться до знакомства не просто с магазинной географией и топонимикой, но и до отдельных сайтов — типа Limpopo (http://www.limpopo.kz/), — было бы их еще видно в Сети…

Кстати, в этом же направлении работают и сетевые барахолки, на которых торгуют всем — от теннисных столов до охотничьих ножей. Они бывают стихийные как Astana.dan.kz (http://www.astana.dan.kz/?m=barax&id_rod=25&PHPSESSID=d20bea69182608c67339916f50ac9694/), и вполне организованные, как http://my.kz/, — но все равно не блещущие разнообразием ассортимента. Правда, еще встречаются вымирающие как мамонты Доски объявлений Ads.site.kz (http://ads.site.kz/index.php/), из которых тоже при желании можно выудить нечто, относящееся к спорттоварам категории б/у.

А вот до таких ресурсов как Sport-plus.ru (http://www.sport-plus.ru/) нам еще расти да расти. Чтобы и заказать, и оплатить, и гарантированно получить затребованное. И до такой каталогизации как на Яндексе (http://market.yandex.ru/catalog.xml?hid=91512/), с иллюстрациями и упоминаниями о возможности-невозможности доставки — тоже.

Хочешь быть здоров? Подкачайся!

Приблизительно та же картина с информацией о залах-качалках, фитнес-клубах и прочих оздоровительно-спортивных заведениях. Она лежит вполне доступная и подробная на раскрученных форум-сборищах вроде небезызвестного всем без исключения казахстанским пользователям ресурса Центр Тяжести (http://bb.ct.kz/lofiversion/index.php/t30659.html/), но с отдельными сайтами, отражающими состояние дела на этом рынке, все плохо.

Если не считать фитнес-клуба World Class Астана (http://www.worldclass.kz/), который сила, с какой стороны ни глянь. Из этого же разряда Samaldeluxe (http://www.samaldeluxe.kz/) и Fitnation (http://www.fitnation.kz/) — Фитнес-центр «Самал Де Люкс», и Fitnation — как первая Отечественная сеть фитнес-клубов в РК.

Но и они смогли стать образчиками лишь одной ярковыраженной тенденции — делаться под копирку, в том числе и по цветовой гамме. Рецепт прост: берется стандартная «болванка» и ваяются — расписание групповых и персональных программ, индивидуальные, семейные, корпоративные виды членства, с соответствующей дифференциацией по ценовым планкам, рассказы о профессионалах и знатоках оздоровительного дела.

Когда обращаешь внимание в таких отдаленных местах на те же спайлоговские счетчики, кроме одинокого хоста себя любимого — иного не увидишь, но заметишь, что человек 10 все же побывало «до», и тихо радуешься: если в качалках «зажигают», значит, это кому-то нужно!

На региональном уровне все, принадлежащее к этой сфере услуг, походит на типовое размещение павлодарского женского клуба «Top Star» (http://www.infomarket.kz/base/inbase/TopStar/topstar.htm/). На этих информационных страничках можно порадоваться шейпингу, сауне, фитболу, степ-аэробике, а заодно прикупить антицеллюлитные колготки и спреи для волос, но, заметьте, отнюдь не по адресу в браузере, а ножками — по тому, который дом и улица.

Хотя спортивно-оздоровительные клубы бывают разными. В том числе не особо коммерческими, а для души и сердца, как, например, сайт про бадминтон в Кокшетау (http://kl-optimist.narod.ru/), открытый в 2000 году, а через год — благополучно брошенный, но продолжающий висеть в Сети немым укором тем, кто хотел, но не смог. Или сайт Алматинского стрелкового клуба (http://www.guns.kz/).

А ведь по статистике только в городе Алматы оказывают спортивно-оздоровительные услуги около 200 клубов. Но до интернета они не добрались…

Экстремал жок, экстрим бар!

Вроде бы все знают, что экстремалы существуют во всех сферах жизни: в быту, в профессии, в литературе, в медицине. Потому что они не могут существовать без периодической подачи адреналина в кровь. Разумеется, что в нетрадиционных видах спорта их больше чем положено.

Не хочу останавливаться на 1-2-страничных рукотворных закоулках индивидуального html-творчества — к сожалению, они не стоят ничьего внимания и не представляют собой никакого явления.

А вообще альпинизм, парапланеризм и все, что связано с горами в Казнете, представляют официальный сайт Федерации Альпинизма и Скалолазания РК (http://www.mountain.kz/), Казахстанская федерация парапланерного спорта (http://www.paragliding.kz/), парапланерная школа Сергея Юнязова (http://www.fly.kz/) и сделанный всего на 30–40% ресурс Kazmountain (http://www.kazmountain.kz/).

Экстремальный спорт, вообще вещь далекая от виртуальности. Если ты сам им не занимаешься, то позволительно разве что потрепаться о том как все прошло, поделиться впечатлениями, окунуться в чьи-то эмоции. Что и происходит на конференциях, где собираются экстремалы Центр Тяжести (http://bb.ct.kz/index.php?s=0428b08cda392f2dff3696d9ae0441a6&showforum=11/).

В том числе те, кто катается на лыжах по… песку (Bb.ct.kz (http://bb.ct.kz/index.php?s=26c4ed67ca81f555e99b1bee9a7931d3&showtopic=15220/).

…и те, кто узнал о существования кайтинга и кайтсерфинга (http://bb.ct.kz/index.php?showtopic=56014/).

А когда-то по этому адресу — Webber.kz (http://www.webber.kz/mtb/)  — жил и маунтинбайк в Казнете. Теперь не живет. Но зато появился Velo.kz (http://www.velo.kz/). Не одно и тоже, но приятно. Что свидетельствует о непобедимости пословицы про «свято место».

Новостушки отовсюду

Еще одна подотрасль развития спортивного направления в интернете — это выкладывание новостей и отслеживание спортивных событий. Любой уважающий себя сайт/портал, будь то электронная версия СМИ или отдельный сетевой информационный ресурс, всегда имеет в своих разделах заветную плашку с буквами S.P.O.RR.T.

Правда, что касается наших популярных казахстанских сугубо спортивных изданий — вроде газеты «PROСПОРТ Казахстан», они почему-то как раз и не горят стать маленькими гигантами большого интернета. Зато у журнала про гольф (не самого доступного и распространенного вида спорта) сетевая версия есть Golfkz (http://www.golfkz.kz/).

Хотя та же газета «Караван» (http://www.caravan.kz/) вообще вынесла тему спорта со своего электронного дубля, организовав отдельный сайт Sport.gazeta (http://sport.gazeta.kz/), где куда проще управляться с контентом: ведь его не надо тщательно распределять по бумажным площадям, выискивая свободные полоски и подвалы, а можно заливать на веб от души, не будучи стесненным в объемах печатных знаков.

Оттого ссылками именно на ресурс «Наш спорт» изобилуют и многочисленные российские сайты с новостийными нишами о спорте в СНГ (Gazeta.ru (http://www.gazeta.ru/), Sport-express.ru (http://www.sport-express.ru/), Sovsport.ru (http://www.sovsport.ru/), Rol.ru (http://www.rol.ru/news/sport/)).

Остальные республиканские и региональные СМИ, имеющие свои е-версии (Казинформ(http://www.inform.kz/), Казахстанская правда (http://www.kazpravda.kz/), Новое поколение (http://www.np.kz/), Время (http://www.time.kz/), Комсомольская правда (http://www.kp.kz/), Литер (http://liter.kz/), Экспресс-К (http://www.express-k.kz/), Известия (http://www.izvestia.kz/), 31 канал (http://www.31.kz/), Хабар (http://www.khabar.kz/), Рахат-ТВ (http://www.rikatv.kz/)) по мере возможности и степени актуальности публикуют все, что может быть интересно и не очень казахстанскому читателю: новости, репортажи, интервью с тренерами, чиновниками от спорта, самими спортсменами.

Хороши в этом плане и сайты отдельных спортивных команд, которые занимаются сбором публикаций о себе и их систематизацией. В качестве яркого примера — хоккейный клуб Казцинк-Торпедо со своей «кладовочкой»-библиотекой (http://www.kazzinc-torpedo.kz/).

Но вот для чего делаются иные сайты — уму непостижимо. С минимумом информации, декларативного характера, они лишены какой бы то ни было интерактивности: Ukfta (http://www.ukfta.kz/), Shymbaseball (http://shymbaseball.h10.ru/), Basketball (http://basketball.forever.kz/), Cycling (http://www.cycling.from.kz/), Youth (http://www.youth.kz/lifestyle.htm/).

Но ведь бывают и фанаты своего дела, и тогда появляются сайты типа The-fisher (http://the-fisher.forever.kz/), где невольно пускаешь завистливую слюну, читая рассказы какого-нибудь заядлого рыболова.

Отфутболить по полной

Поскольку футбол, как ни крути, был и остается самым любимым видом спорта для большинства мужчин и частички женщин земного шара, остановлюсь на секундочку и на нем.

Кроме вполне профессионально и достойно выполненных сайтов, несущих на себе полную функциональную нагрузку по освещению футбольной жизни страны и отдельных ее частей вроде Fsk.kz (http://www.fsk.kz/) или Kairat.kz (http://kairat.kz/cgi-bin/kairat.pl/), в Казнете живет и плесневеет масса недоделанных, запущенных, заброшенных, беспризорных как котята, которых сердобольные хозяйки не развели в пропорции 5 штук на ведро воды, а просто выкинули на помойку, сайтов.

Ekibastuz.kz (http://www.ekibastuz.kz/sport/ekibastuzec/), Football.forever.kz (http://football.forever.kz/), Vostok.forever.kz (http://vostok.forever.kz/), Fc-yesil.forever.kz (http://fc-yesil.forever.kz/), — список легко продолжить, если задаться такой целью и поспрашивать у поисковиков, что где находится и когда все это кончится.

Активно живут и размножаются не качественно, а количественно — постами и тредами — лишь «избы-читальни-говорильни», именуемые в интернет-просторечии форумами: Soccer (http://soccer.host.kz/cgi-bin/ubb/ultimatebb.cgi?ubb=forum;f=1/), Bb.ct.kz (http://bb.ct.kz/index.php?s=b314aa59105df7b96680f74c02c29b80&showforum=68/).

А вот чего у нас нет даже в зародышевом состоянии по футбольной (и не только) линии — так это букмекерского бизнеса. Если в Рунете на каждом шагу господам предлагают делать ставки, не отходя от кассы, пардон, компьютера, то у нас отметилась лишь БК «Олимп» (http://www.olimp.kz/), и то самым незамысловатым образом: с десяток страниц чистой презентации, без каких бы то ни было онлайн-моментов в виде хотя бы программинга по регистрации и тотализатору.

Бизнес и спорт: кто больше матери Сети ценен?

Отдельными товарищами вроде этих — Aeroprakt (http://www.aeroprakt.kz/) — открыты виды бизнеса на природе, весть о которых должна (по замыслу) разнестись далеко за пределы тех участков земли (лесов, пастбищ, речных пойм), где бизнесмены ставят коттеджи и держат инструкторов и прочий люд. Последние организуют охоту, рыбалку, катают на лодке, буксируют, кормят-поят в кафе и стелют постели в номерах. Заодно парят в саунах, учат стрелять по тарелкам, сдают в аренду надувные матрацы и даже устроят вам мини-охоту на… кроликов (если вы возжелаете воспользоваться «особым предложением»).

Бродить по подобным сайтам одно удовольствие для лингвистов: таких неологизмов для диссертации можно набрать — закачаешься!

Занимаются организацией пикников и прочими видами активного релакса корпоративного характера в «самых живописных уголках» (название областей берем произвольно — Алматинская, Акмолинская, Усть-Каменогорская, Южно-Казахстанская) — и многие турагентства, специализирующиеся на внутристрановом отдыхе (Almata (http://www.almata.kz/russian/yslygi/picnic/), Infocity (http://infocity.nursat.kz/?2223/)). Жаль, что у этих компаний, которых не так мало на сегодняшний день (по крайней мере, согласно списку Комитета по туризму и спорту — Kazsport.kz (http://www.kazsport.kz/tourism/regions.htm/l) — нет своих интернет-представительств.

На многих сайтах, вроде таких как Morgana (http://www.morgana.kz/russian/alpin.html/) или Altai-es (http://altai-es.ukg.kz/a1.htm/), Uozera (http://www.uozera.narod.ru/), Infomarket (http://www.infomarket.kz/base/inbase/Svyatoslav/svyatoslav.htm/), Altay (http://www.altay.kz/alpine.htm/), — тоже идет смычка популяризации с коммерциализацией: экотуры, этнотуры, сплавы, охоты, рыбалки, дайвинг, конный и горный туризм. Тут же до кучи встречаются даже и экологические программы, а что? Раз уж все смыкается, почему бы и сходное-подобное не присовокупить к общему отнюдь не изобилию, дабы масса информации и впечатлений от веб-картинки на выходе получилась весомее…

И, конечно, основная тенденция по части организации е-пространства — единообразный подход, как мерило качества досуга и фантазии устроителей: программы по дням, даты отъездов-приездов, количество проводников, стоимость тура… Снова да ладом. Не мытьем, так катаньем. Из сайта в сайт.

Подводя итоги состояния казахстанского рынка веб-услуг спортивного образца, хочется отметить: отдельно встречающиеся качественные экземпляры рано или поздно оказываются беспризорными. Отдельные достойные по контенту — не выдерживают никакой критики по части дизайна или программинга. Если сайт красивый — ссылки битые, если все работает — нечего читать или актуально было когда-то, а сейчас сайт устарел или переехал «сюда» (ссылка не работает).

Хаотичная и беспорядочная жизнь в казахстанском сегменте Сети продолжается, и это могло бы радовать, если бы конечные трансформации происходили по принципу «быстрее, выше, сильнее» или «лучше меньше, да лучше», а не наоборот.

В общем, нет в Казнете Совершенства. И Гармонии — тоже. А дух спортивный слабо пробивается из-под завалов «веб-мусора» — неверно прописанных и битых ссылок, перекошенных страниц, размытых снимков, убогой палитры, неграмотных текстов.

То ли еще будет? Будет… Вот только — то ли?

Комментарии