Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Новая политическая эра

Использование Казнета как средства политической коммуникации.

23 августа 2007 10:27, Роман Шпитальский, Экспресс-К

В настоящее время глобализация информационных потоков привела к тому, что все большее значение в избирательных кампаниях в развитых странах мира приобретает интернет. Ведущие политики, партии и общественные движения все активнее используют интернет-ресурсы в целях донесения до постоянно расширяющегося числа пользователей Всемирной сети своих политических установок.

Так, совсем недавно претенденты на выдвижение кандидатами в президенты США от Демократической партии провели первые в истории видеодебаты, в которых ответили исключительно на вопросы избирателей, присланные через интернет. Видеомост, устроенный телевизионной корпорацией CNN и самым популярным порталом видеообмена YouTube, наблюдатели называют политической вехой в истории страны: подобные обсуждения в Сети могут, по мнению экспертов, сыграть существенную роль в борьбе за Белый дом, которая разгорится в следующем году. Республиканцы тоже намерены ответить на вопросы пользователей YouTube 17 сентября.

Потенциальные кандидаты от обеих главных партий Америки пытаются заручиться поддержкой пользователей интернета через сайты, позволяющие общаться напрямую. Кроме того, они предполагают, что YouTube поможет им оперативно узнавать, разделяют ли их мнение избиратели. Постоянные видеоканалы на этом сайте открыли демократы Хиллари Клинтон, Барак Обама, Джон Эдвардс, Билл Ричардсон и республиканцы Джон МакКейн, Митт Ромни и Рудольф Джулиани.

Интернет и информационно-коммуникационные технологии сыграли значительную роль и на парламентских выборах в Великобритании 2005 года — в планировании и осуществлении общенациональных мероприятий, в частности в рассылке агитационных материалов, телефонной кампании и т.д.  В этих целях лейбористы разработали и использовали специальное программное обеспечение Mosaic, консерваторы — Voter Vault. Региональная партия Plaid Cymru также впервые прибегла к помощи компьютерных баз данных для идентификации целевых групп избирателей. Если в 2004 году во время выборов в Европейский парламент сайт центральной избирательной комиссии Великобритании посещали в среднем 7500 человек в неделю, то в 2005 году этот показатель достиг 41000.

Самым показательным примером использования интернета на выборах стали парламентские выборы в Эстонии, которые состоялись 4 марта 2007 года. Эстония стала первым в мире государством, где избирателям была предоставлена возможность отдать свой голос по интернету. Система электронного голосования была впервые испытана здесь на выборах в местные советы в 2005 году. Чтобы проголосовать через интернет, гражданин должен был использовать свою личную идентификационную смарт-карту, которыми уже обзавелись более 1 млн. из 1,3 млн. совершеннолетних жителей Эстонии. Чтобы сформировать цифровую подпись со своего ПК, необходим также специальный кард-ридер, который в эстонских магазинах продается по 8 долларов. Многие граждане уже давно купили такое устройство, потому что оно дает доступ не только к системе голосования, но и ко многим другим сервисам на центральном государственном портале.

Сейчас некоторые страны готовятся последовать примеру Эстонии и тоже внедрить у себя технологию интернет-голосования. Подобные эксперименты на небольшом количестве избирателей уже прошли в Великобритании, Франции, Голландии и других странах. Сразу после выборов в Эстонии полноценные интернет-выборы состоялись и на Гавайях.

Таким образом, опыт выборных кампаний в развитых странах мира показывает, что интернет-пространство приобретает все большее значение в процессе подготовки и проведения выборов. Казахстан, поставивший задачу вхождения в число наиболее конкурентоспособных стран мира и активно развивающий информационные технологии, также не смог избежать подобной тенденции во время проведения парламентских выборов 2007 года.

Принимая во внимание глобальный характер интернета и его возросшее влияние на общественное мнение, впервые в казахстанской практике работа в интернет-пространстве была выделена участниками выборов в отдельное направление предвыборной деятельности.

Практически все партии, участвовавшие в выборах депутатов мажилиса парламента, проводили серьезную информационную кампанию в интернет-пространстве. У каждой из них имеется собственный веб-сайт, на котором была изложена вся необходимая информация о политических партиях: общие данные, основные идеологические установки, список кандидатов в депутаты, уставные документы, политические программы и предвыборные платформы. Даже консервативная во всех отношениях Коммунистическая народная партия Казахстана уделила большое внимание этому направлению своей информационной работы.

Все необходимые условия для деятельности партий во Всемирной электронной паутине были созданы и государством. Так, на базе веб-портала «электронного правительства» был создан специальный сайт «Парламентские выборы-2007», который стал главной площадкой освещения предвыборных процессов в сети интернет. Ежедневно в оперативном порядке на сайте размещались новостные сообщения, статьи и аналитические комментарии, касающиеся выборов, а также результаты социологических исследований и рейтинги политических партий. Кроме того, веб-сайт предоставил интернет-пользователям возможность обсудить интересующие их темы в специальном разделе «Форум».

Главной отличительной особенностью веб-сайта стали интернет-конференции лидеров политических партий, в ходе которых они отвечали на вопросы посетителей сайта, поступившие в рубрике «Интернет-приемная». В период с 21 июля было задано более 600 вопросов. Ответы партийных лидеров ежедневно с 31 июля по 8 августа транслировались в прямом эфире Казахского радио с одновременным размещением их стенограмм на портале «электронного правительства».

В целом в период с 21 июля по 18 августа веб-сайт «Парламентские выборы-2007» посетило более 45 тысяч человек, что является очень высоким показателем для казахстанского сегмента сети интернет.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что парламентские выборы 2007 года оказали существенное влияние на развитие интернета в Казахстане. Политические инвестиции в сетевые ресурсы, широкое распространение интернет-представительств субъектов политического процесса, использование интернета для осуществления информационной работы — все это в конечном итоге способствовало становлению казахстанского интернета как средства политической коммуникации.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии