Следите за новостями

Бросок на юг

Планы казахстанского оператора связи АО «Арна» по выходу в центрально-азиатские страны.

17 августа 2007 10:21, Адиль Урманов, Бизнес & Власть
Рубрики: Бизнес, Связь

Казахстанский оператор связи АО «Арна» намерен к началу 2008 года начать работу в трех странах Центральной Азии — Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. В течение 5 лет компания планирует занять до 10% рынка каждого из этих государств.

Для проникновения на соседние рынки «Арна» намерена купить в каждой из стран по местному оператору, обладающему необходимыми лицензиями, и уже на их базе развивать бизнес. По словам первого заместителя гендиректора АО «Арна» Ержана Буденова, в настоящее время компания ведет переговоры с владельцами местных компаний-операторов на предмет покупки у них контрольных пакетов акций. Договоры о приобретении предприятий, как ожидается, будут подписаны до конца 2007 года. «Если сейчас не выйти на эти рынки, потом будет тяжелее, поскольку там активно развиваются местные операторы плюс туда приходят компании из других стран, прежде всего России», — сказал г-н Буденов.

В дочерних компаниях предполагается использовать бизнес-модель, апробированную в Казахстане. Компании будут предоставлять традиционные для республики услуги телефонной и спутниковой связи, доступ в интернет, аренду каналов. С этой целью «Арна» намерена «накачивать» свои будущие дочерние предприятия деньгами, оборудованием и технологиями. «Каждая из приобретаемых компаний находится в первой десятке на местном рынке», — отметил г-н Буденов. Дополнительное финансирование, по его словам, даст «дочкам» возможность активно развиваться ближайшие 5–10 лет для того, чтобы они смогли занять до 10% рынка телекоммуникационных услуг каждой из стран без учета доходов операторов мобильной связи.

Техническое развитие дочерних компаний будет определяться местными условиями, сказал г-н Буденов, отвечая на вопрос «&». «В Узбекистане, где между крупными городами небольшие расстояния, мы, возможно, будем строить магистральные оптико-волоконные сети, которые позволят компании занять свою нишу на рынке», — пояснил он. Но базовым элементом развития в каждой стране станет создание собственных оптико-волоконных «колец» в крупнейших городах. В Узбекистане такие «кольца» будут построены в Ташкенте, Бухаре и Самарканде; в Кыргызстане — в Бишкеке и, возможно, Оше; в Таджикистане — в Душанбе и Ходженте (Ленинабад). В этих городах компания намерена занять нишу оператора, обслуживающего бизнес, который все острее нуждается в передаче крупных объемов информации.

Руководство «Арны» уверено, что, несмотря на экономическую ситуацию в этих странах и возможные попытки установления контроля властей над бизнесом, планируемые инвестиции будут достаточно надежно защищены. «Для правительств этих государств наши вливания являются иностранными инвестициями, поэтому мы достаточно уверены в их сохранности», — отметил г-н Буденов.

Для обеспечения инвестиций АО «Арна» планирует выпустить дебютные еврооблигации на сумму от $50 млн. до $100 млн. Сумма, по словам г-на Буденова, будет зависеть от ситуации. Дата выпуска — ориентировочно I-II квартал 2008 года. Кроме того, компания намерена выпустить облигации для внутреннего рынка Казахстана на сумму около $5 млн. и до конца этого года разместить их на KASE. «Мы в сентябре выходим на Казахстанскую фондовую биржу. Сейчас проходим рейтинг у Moody’s», — сказал замгендиректора «Арны». Оператор выпуска пока не определен, но, как заявил г-н Буденов, компания способна обеспечить выпуск и самостоятельно. Привлеченные средства пойдут на развитие компании, в том числе и на внутреннем рынке.

«Безусловно, решение «Арны» очень смелое и амбициозное, так как потребует от компании грандиозных инвестиций, а текущая привлекательность названных рынков, в силу общеизвестных показателей экономического положения и политической нестабильности, пока невысока, и перспективы сделки крайне не однозначны. Скорее всего, компания уже заручилась гарантиями со стороны правительств этих стран, а также имеет какие-то скрытые козыри», — прокомментировала «&» Светлана Черненко, аналитик по Казахстану компании IKS-consulting.

Кроме того, добавляет она, позитивный опыт азиатской экспансии российских операторов, трейдеров и контент-провайдеров показывает, что компании, ощутившие жесткую конкуренцию у себя дома, стремятся стать первыми на ближайших зарубежных, еще не освоенных рынках, и грамотная маркетинговая политика позволяет им добиваться там лидирующих позиций. «Тем не менее, необходимо трезво понимать, что отсутствие хотя бы одного из перечисленных выше факторов может поставить под угрозу реализацию такого проекта в целом», — предупреждает г-жа Черненко.

Комментарии