Следите за новостями

Абонент вне зоны доступа

Анализ качества сотовой связи в Казахстане.

28 июля 2007 11:57, Зарина Мусаева, Известия-Казахстан
Рубрики: Связь

Как часто каждый из нас слышал эту изрядно надоевшую фразу на том конце провода! Постоянные проблемы со связью продолжают третировать казахстанцев. Все чаще срываются разговоры весь диалог под бесконечное бульканье и кваканье в трубке состоит из фраз «Повтори!», «Ты пропадаешь!» и тому подобное. Вместе с этими фразами уходят деньги со счетов, а беседа так и не складывается. Все больше мест, где мобильные телефоны отказываются выполнять свою основную функцию, высвечивая на дисплее еще более раздражающую фразу «Поиск сети». Операторы сотовой связи, как это ни парадоксально, признают и не признают этих проблем.

Потребителю, звонящему в сервис-центр, говорят, что загвоздок с качеством связи нет, а на официальном уровне жалуются, как нелегко живется им.

Невиноватые мы

Как оказалось, проблемы с качеством связи возникли еще тогда, когда сотовая связь только появилась в республике. И по сей день их пытаются решить различными методами. Но все они проигрывают перед одной важной составляющей. Надзорным органам просто не с чем сравнивать: нет каких-либо документов и эталонов оценки, чтобы наверняка и документально зафиксировать плохое качество связи.

«Дело в том, что в Казахстане действуют правила предоставления сотовой связи, — говорит начальник отдела присвоения радиочастотного спектра департамента связи Агентства информатизации и связи (АИС) РК Виталий Ерошенко. — Там есть пункт, оговаривающий, что услуги должны быть качественными, а их оценка производится по принятому стандарту качества. Именно в этом-то и парадокс — никакого стандарта еще не принято! На данный момент он находится в разработке, я бы даже сказал, на заключительной стадии, на согласовании у госорганов. Как только выходит этот стандарт, мы начинаем проверять компании и их услуги. А пока мы можем определять качество по одной схеме: если услуга имеет место быть, значит, она качественная… Когда же АИС РК все-таки напоминает сотовым компаниям о наличии проблемной связи, ответ звучит один — не хватает радиочастотного ресурса. Мол, полученный несколько лет назад диапазон выработан до максимального предела, и остро стоит необходимость расширения частот. Ведь абонентов стало больше в несколько раз, а станции не могут всех обслуживать.

Сегодня сотовые компании работают на частоте в 5 мегагерц, и только одна — 7,5 мегагерца. Это значит, что на одну базовую станцию могут одновременно подключиться 20–30 абонентов, а остальных эта станция просто «выкидывает». В итоге — тот самый пресловутый «недозвон». Такую проблему можно решить выделением новых радиочастот, и тогда к одной станции смогут подключаться в два-три раза больше клиентов. Но это тоже проблемный вопрос».

Выяснилось, что присвоением новых диапазонов ведает Министерство обороны РК. И те частоты, па которые так рассчитывают в АИС и сотовых компаниях, просто заняты военными станциями. И пока высвободить его стражи родины не готовы, между прочим, «в целях национальной безопасности». А выделенный для гражданской связи в 1998 году радиочастотный спектр уже не выдерживает многомиллионных потребителей, настаивают на своем операторы связи.

Потребители подают в суд

«А почему они тогда продолжают подключать новых клиентов, еще больше ухудшая связь? — вопрошает президент Лиги потребителей Казахстана Светлана Савченко. — Выходит, чтобы абоненты необоснованно платили деньги — разговоры не состоялись, постоянные срывы, а деньги всегда снимаются со счетов».

Кстати, в течение одного месяца в рамках специальной акции Лига потребителей фиксировала жалобы па плохую сотовую связь, чтобы оперировать этими данными в суде. Жалоб и возмущений было немало. «Сеть постоянно недоступна»; «когда мой телефон включен, и я нахожусь в городе, до меня никто не может дозвониться»; «нажимаешь кнопку сброса после разговора, а отсчет времени прекращается, только спустя несколько секунд»; «в городе есть места, где «сотка» не ловит или разговор постоянно срывается, приходится перезванивать по нескольку раз», — жаловались алматинцы.

«Я на себе испытала, что мне не могли дозвониться, когда телефон был включен и рядом, — говорит Светлана Савченко. — А когда я была в Америке, у меня не работал роуминг, который стоит, между прочим, немалых денег. Свою sim-карту я попыталась проверить на нескольких разных телефонах, греша на свой мобильный. Но ни в одном из них оплаченный роуминг так и не заработал. Я и звонила, и писала в компанию «Кар-Тел», а она мне прислала письменный ответ, что все остальные абоненты спокойно пользовались услугами, и только я одна не могла использовать роуминг, а также сослалась на то, что, скорее всего, это проблемы с телефоном, а не со связью. Кстати, 95 процентов всех жалоб поступали именно на эту марку стандарта GSM, и это при том, что два года назад им выделили дополнительные радиочастоты, и сейчас у них диапазон больше, чем у других компаний».

Однако другие эксперты называют оператора «Кар-Тел» лидером рынка. По словам директора научно-консультационного центра Национальной телекоммуникационной ассоциации РК Евгения Малишевского, с приходом российского инвестора здесь обновилось оборудование, и резко увеличилась клиентская база. «Действительно, частот у них больше, чем у остальных, — говорит он, — но может статься, что количество абонентов перерастет технические возможности, и качество снова начнет падать».

Судя по всем, расширенного диапазона хватило ненадолго, и прогноз экспертов сбылся уже сейчас.

«Но мы все равно будем разбираться в суде: иск уже сформулирован, есть требования о возмещении материального ущерба, есть конкретные примеры, люди, — говорит главный защитник потребителей Светлана Савченко. — Клиент всегда имеет право на полную, а главное, на достоверную информацию обо всех услугах и возможных проблемах. Во-вторых, качество за деньги — ведь тарифы у нас не самые низкие, в отличие от качества. Мы требуем, чтобы установили новые антенны, станции и покрыли все зоны хотя бы в черте города».

Всегда есть два выхода

Как оказалось, решить хотя бы на какое-то время проблему качества связи можно и без новых радиочастот.

«Да, строительство новых базовых станций позволит одновременно подключать к сети до 40 человек вместо 20–30,  — говорит начальник отдела присвоения РЧС департамента связи АИС РК Виталий Ерошенко. — Но это большие затраты, которые операторам, естественно, не нужны. И с технической стороны могут возникнуть проблемы. Если будут допущены ошибки в расчетах, и станции будут находиться слишком близко друг к другу, качество связи лучше не станет, скорее, только хуже. А вот то, что в каких-то районах работает один оператор, а в других — другой, неоправданно. У всех идентичные лицензии на охват всей республики без какой-либо дележки. Хотя здесь уже вопрос конкуренции и рынка. Операторы выставляют базовые станции чаще всего на крышах высотных зданий (чтобы охват территории был больше), причем они их арендуют. И, естественно, что на одной крыше не установят соты двух разных компаний. Каждый оператор будет «метить» новую территорию».

Но лучше, конечно, говорят технические службы, работать в новом диапазоне GSM-1800 вместо GSM-900, который позволит перейти на другой стандарт — 3G.

«Кроме Минобороны расширить частоты может межведомственная комиссия по радиочастотам, которую возглавляет премьер-министр и в которую входят все министры, — говорит Виталий Ерошеико. — Все глобальные вопросы по распределению таких ресурсов решают через нее. В ближайшее время состоится заседание этой комиссии, где и будут рассматривать выделение дополнительных частот операторам сотовой связи. И если решение будет положительным, то Министерство обороны должно будет его выполнить».

Плюс принятие стандартов качества сотовой связи, благодаря которым будут следить за операторами, количеством состоявшихся соединении и оборванных разговоров, за качеством связи и зон действия и так далее. И если обрывов и недостатков будет слишком много, операторы будут отвечать по закону. В АИС РК обещают, что ждать осталось недолго — до конца года вопросы с диапазоном и стандартами будут решены окончательно и бесповоротно.

Одно только неприятно. Почему сотовые компании честно не признают своих недостатков перед лицом клиентов? Да, возможно, решение проблемы не зависит от них напрямую, но ведь об этом можно сказать, предупредить. Когда автор этих строк звонила в сервис-центры как обычный абонент с вопросом, почему не работает сеть, мне, как и Лиге потребителей, ответили, что «качество всех услуг на уровне, все объемы предложенных сервисов доступны и не дают сбоев, а проблема может быть только в вашем телефоне». Остается ждать «поблагодарить»…

Не подарок: а лишь сувенир

При всех недостатках сотовой связи ее тарифы держатся фактически на том же уровне, что и несколько лет назад. Никакого снижения еще не произошло. Единственный подарок больше похожий на сувенир, который сделали операторы за несколько лет работы, — это посекундная тарификация вместо поминутной или полуминутной. О том, что цены за услуги мобильной связи можно бы и снизить, говорят давно. Однако каждый раз находится уйма оправданий в пользу высоких тарифов. Буквально в прошлом году операторы давали такое объяснение: «На достаточно большой территории (девятое место в мире) в Казахстане проживает всего 15 миллионов человек. Операторы мобильной связи вынуждены вкладывать значительные средства в строительство сети, покрывая, помимо крупных, средних и малых населенных пунктов, автодороги и железные дороги регионального значения. Естественно, такие инвестиции окупаются медленнее, чем в соседних странах, где плотность населения выше. Например, в Украине 46 миллионов жителей. Соответственно, там прибыль и компаний будет гораздо больше».

В этом году звучит другое оправдание

«Сами операторы настаивают на том, что нехватка частот не позволяет изменить тарифы в сторону уменьшения, — говорит Виталий Ерошенко. — По их словам, если они снизятся, то клиентов станет еще больше, и сеть не выдержит, обвалится. Но нельзя забывать, что это — коммерческие компании, для которых всегда приоритетна прибыль».

Хотя, по словам Евгения Малишевского, высокие тарифы держатся потому, что рынок монополизирован аффилированными компаниями, В любом случае отсутствие конкуренции не ведет к борьбе за низкие цены и клиентов.

Но, как говорят в АИС PK, если диапазоны мобильной связи расширят, то тогда можно будет просить операторов снижать цены за услуги. Ведь проблем с перегруженной сетью к тому моменту уже не будет.

«Вчера и сегодня»

Сотовой связи, в республике еще не исполнилось и 15 лет. Первые мобильные телефоны появились в 1994 году. «Кирпичи», как их именуют ныне, стоили бешеных нескольких тысяч долларов, да и стоимость связи была заоблачной. Хотя 13 лет назад связь была аналоговая, а операторами выступали две компании, одна из которых фактически была монополистом. Как рассказывают в Агентстве информатизации и связи РК, всерьез экспансия на рынок связи началась в 1998 году, когда правительство продало лицензию на право использования сотовой связи стандарта GSM-900 двум новым компаниям. По неофициальным данным, документ обошелся операторам в 150 миллионов долларов. К началу 1999 года казахстанцы могли выбирать из двух марок — K'Cell и K-Mobile. Тогда к услугам беспроводной связи подключились лишь 20 тысяч жителей страны. Борьба за расширение клиентской базы, привлечение абонентов новыми услугами и привлекательными тарифными планами делала свое дело — потребителей становилось больше.

В 2005 году в одну из сотовых компаний пришел новый инвестор — российский оператор в желто-черных тонах. По сведениям Национальной телекоммуникационной ассоциации, в развитие казахстанской структуры ОАО «Вымпелком» с торговой маркой Beeline в 2006 году вложило несколько миллионов долларов. Эти инвестиции дали свои плоды — абонентская база возросла почти в три раза, догнав лидера рынка «GSM Казахстан». На данный момент уровень проникновения сотовой связи в республики не составляет более 50 процентов. Две самые раскрученные сотовые компании поровну делят между собой примерно 8,5 миллиона потребителей. В этом году на рынок пришел и третий оператор стандарта GSМ, появление которого могло снизить тарифы. Но резких изменений в ценовой политике пока так и не последовало. Нельзя не упомянуть о другом стандарте сотовой связи CDMA, представленной в республике двумя марками, но пока их клиентская база значительно отстает от GSM-стандарта.

Комментарии