Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Стремление к финалу

Анализ развития и состояния рынка сотовой связи Казахстана на сегодняшний день.

22 июня 2007 11:45, Василий Калабин, Эксперт Казахстан
Рубрики: Рынок, Связь

Рынок сотовой связи, вероятно, уже никогда не будет развиваться так быстро, как сегодня. В ближайшее время он войдет в стадию насыщения и приоритетного экстенсивного развития.

Быстрорастущий рынок телекоммуникаций приковывает внимание предпринимателей и государства. Компании отрасли в 2006 году заработали примерно 274 млрд. тенге, это на 20% больше, чем годом ранее. При этом почти 46% этого рынка занимает мобильная связь, объем услуг в этом секторе увеличился в прошлом году на 58%. Развитие сотовой связи обуславливает тот факт, что сегодня рынок находится в самой активной стадии роста после нескольких лет умеренного развития.

Обычная телефонная связь сейчас развивается крайне вяло, и телефонизация страны весьма далека от идеала. Данный факт обеспечивает спрос на услуги операторов сотовой связи и обеспечивает им клиентскую базу.

«Рынок сотовой связи является одним из наиболее динамично развивающихся телекоммуникационных рынков Казахстана, чему в немалой степени способствует географическое положение страны — большие территории и низкая плотность населения, — говорит Аскар Хайрушев, коммерческий директор ТОО «Мобайл Телеком Сервис». — Развитие рынка сотовой связи в Казахстане обуславливается в первую очередь общим экономическим развитием страны и ростом доходов населения. Кроме того, важными факторами являются развитие сетей сотовой связи, наполнение их новыми услугами и контентом, снижение тарифов».

Директор департамента маркетинга ТОО «GSM Казахстан» Ирина Ковшарь обозначила и другие основные предпосылки развития рынка сотовой связи: «наличие потенциально неохваченных пользователей и требования потребителя к новым технологичным решениям».

Игроки и игры

На рынке существует 7 брэндов, которые продвигаются четырьмя операторами сотовой связи: ТОО «GSM Казахстан» работает в стандарте GSM и занимается брэндами K’Cell и Activ, ТОО «КаР-Тел» в том же стандарте имеет брэнды K-Mobile и Beeline. Хотя K-Mobile в ближайшее время, вероятно, уже полностью уйдет в историю, что соответствует планам компании по продвижению единой торговой марки. Существенно меньшими долями рынка обладают ТОО «Мобайл Телеком Сервис», в стандарте GSM — NEO и АО «Алтел» с брэндами Dalacom и Pathword в стандарте CDMA.

Сравнительным новичком рынка пока остается NEO, он появился только в феврале этого года. Изначально новый брэнд не претендовал на главенствующие позиции на рынке. Однако сразу справился со своей ключевой задачей — обеспечил дополнительную конкуренцию на рынке. Главная акция, которую предложил оператор, чтобы быстрее закрепиться на рынке, — это единый тариф по всем направлениям с более низкими ценами, чем в среднем на рынке. Таким образом, новый брэнд заставил шевелиться действующих операторов GSM, вновь пересмотреть свои тарифные планы и заняться скорейшим введением новых услуг и сервисов, чтобы избежать оттока абонентов. Но пока рекламная политика и методы работы нового оператора не обеспечили ему должной узнаваемости и популярности, и неизвестно, сможет ли он с легкостью выживать на рынке с такой сильной конкуренцией. Еще до прихода NEO два крупнейших оператора не скрывали своей заинтересованности в новом конкуренте, что должно было способствовать скорейшему развитию рынка.

«Ценовая конкуренция является одним из двигателей и регуляторов рынка связи, и, конечно, так или иначе она будет продолжаться, — считает г-н Хайрушев. — Выход на рынок NEO подогрел конкуренцию на рынке сотовой связи. С целью предотвращения оттока абонентов оба GSM-оператора, доселе доминировавших на рынке, приняли соответствующие меры — незадолго до запуска компании «Мобайл Телеком Сервис» они представили новые тарифные планы. В ближайшее время не стоит ожидать резкого обострения конкурентной борьбы. Скорее всего, конкуренция будет выражаться в проведении акций и введении специальных тарифных планов, направленных на отдельные целевые группы потребителей».

Выход нового оператора на рынок сотовой связи крайне сложен. Для этого необходимы большое количество дорогостоящих базовых станций для развития сети, сильная стратегия и огромные инвестиции. По мере приближения сектора к насыщению конкурировать на нем становится все дороже и сложнее. Кроме того, размер рынка ограничивает потенциальное количество операторов.

В странах СНГ на начало текущего года насчитывалось свыше 223 млн. человек. В России — более десятка операторов, в Таджикистане — пять, в других странах СНГ их количество меньше, чем в Казахстане, либо такое же.

«Возможность появления новых компаний, работающих в стандарте GSM, маловероятна, но недавно было сообщено об активации на рынке компании «Восток-Телеком», предполагающей начать предоставление услуг связи в сельских и малонаселенных районах в стандарте CDMA-450», — отмечает коммерческий директор ТОО «Мобайл Телеком Сервис».

«Казахтелеком» также заявил, что планирует до 2013 года реализовать проект по внедрению беспроводной связи на базе стандарта CDMA-450 во всех крупных и средних сельских населенных пунктах. В 2007–2008 годах их число составит 356, а это почти 20 тыс. номеров. Сегодня одна из главных задач всех операторов — территориальное развитие сетей. К этому стремятся операторы и GSM, и CDMA.

Что касается стандарта CDMA, он работает на частоте 450 МГц, единая частота не требует частотного планирования, кроме того, строительство базовых станций этой сети обходится в несколько раз дешевле, а охват территории ими больше, чем у станций GSM. CDMA — весьма перспективная и интересная технология. Она имеет высокие показатели передачи данных и голоса, основным ее плюсом обычно отмечают высокую помехоустойчивость. В 2008 году доля абонентов, пользующихся этим стандартом в целом по миру, может составить 20%. Технология имеет хороший потенциал развития, однако опыт показывает, что она занимает лишь небольшую долю рынка. Компании, работающие с этим стандартом, пока не могут преодолеть мощь огромных компаний, работающих с сетями других стандартов, в частности GSM.

В то же время, как отмечает г-жа Ковшарь, «сейчас наблюдается тенденция увеличения уровня использования сотовой связи в регионах. В связи с тем, что территория Казахстана огромна, а плотность населения очень маленькая, уровень телефонизации в регионах развит крайне неравномерно. Очевидна необходимость развития сотовой связи в регионах как альтернативного решения стационарной связи. Кроме того, наблюдается улучшение уровня социально-экономического развития регионов и их инвестиционной привлекательности».

Несмотря на цены

Тарифы на сотовую связь по-прежнему остаются достаточно высокими, но, несмотря на это, абонентская база стремительно растет. Существуют и объективные сложности развития рынка сотовой связи в Казахстане, которые в некоторой степени влияют на высокие тарифы. Малая численность и плотность населения заставляют операторов нести дополнительные высокие затраты на развитие и расширение сети.

АИС недавно объявило, что намерено ребалансировать тарифы операторов связи. Агентство будет содействовать проведению тарифной политики со стороны операторов, направленной на снижение стоимости мобильной и других видов связи, а также сети интернет.

На базе АИС был создан отраслевой регулятор, которому, в частности, были переданы функции Госагентства по регулированию естественных монополий в секторе телекоммуникаций и полномочия комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли РК. АИС теперь сможет проводить полноценное всестороннее регулирование рынка информационно-коммуникационных технологий.

Разумеется, речь не идет о прямом вмешательстве агентства в тарифообразование, первоначально предполагается воздействовать на рынок с помощью переговоров с основными операторами сотовой связи.

Уровень проникновения сотовой связи сегодня составляет примерно 60%. Абонентов набралось уже более 9 млн., и самую крупную долю рынка (по итогам первого квартала 2007г. — 50,2%) занимает ТОО «КаР-Тел». В 2008 году проникновение сотовой связи может достигнуть 100% (хотя, по некоторым прогнозам, в Казахстане этот показатель не может превысить 80%), а уже к концу нынешнего года число абонентов, вероятно, перевалит за 10 млн.

«Сегодня сотовая связь достигла и сельских местностей, — рассказывает Аскар Хайрушев. — Теперь услугами мобильной телефонии могут пользоваться жители удаленных пунктов, которым до недавнего времени была недоступна и фиксированная связь».

Спрос на мобильную связь настолько велик, что операторы и абоненты периодически сталкиваются с перегрузкой сети, происходящей из-за нехватки диапазона частот, который необходим для более продуктивной работы стандарта GSM. В Казахстане по разным причинам частотный спектр весьма ограничен, в то время как в других странах СНГ на одного оператора обычно выделяется больший, чем в нашей стране, диапазон частот.

Большой брат

Особое место на этом рынке занимает АО «Казахтелеком». Национальный оператор владеет 49% в «GSM Казахстан» (51% — у финно-шведо-турецкой компании FinTur), 51% долей в «Мобайл Телеком Сервис», 100% долей в «Алтел», а также контролирует компанию Nursat. У регулятора уже были планы по реструктуризации компании, однако они не были реализованы из-за принятия решения о продаже части пакета акций «Казахтелекома» широкому кругу инвесторов. Теперь АИС рекомендует компании вывести на фондовый рынок часть активов ее дочерних компаний.

Либерализация «Казахтелекома», скорее всего, повлияет на развитие конкуренции в отрасли, а также приведет к снижению стоимости ряда телекоммуникационных услуг, предоставляемых пользователям.

«Казахтелеком» также владеет значительной частью телекоммуникационной канализации. В начале 2007 года компания «КаР-Тел» приобрела 49% казахстанского оператора фиксированной связи TNS-Plus, чтобы использовать его каналы для пропуска своего трафика вместо каналов «Казахтелекома». Данное приобретение обошлось компании примерно в 5 млн. долларов. Однако обладая собственными магистральными каналами, компания сможет сэкономить до 15–20 млн., что отразится в конце концов на тарифах. В первую очередь это повлияет на стоимость роуминговых звонков.

Все-таки XXI век

По мере того как сотовая связь проникает в повседневную жизнь общества, абоненты становятся все более требовательными и предъявляют повышенный спрос на новые технологии и сервисы.

АО «Алтел» уже давно запустило новый проект CITY, который дает абонентам городской номер на их мобильном телефоне. Появление данной услуги сопровождало в свое время и становление российского рынка.

Все больше абонентов проявляют интерес к услугам высокоскоростной передачи данных и интересуются мобильным доступом в интернет. На рынке наблюдается стабильная тенденция стремления к конвергенции различных гаджетов в одном устройстве (сотовом телефоне). Но и старые технологии, такие как SMS, находят для себя новых пользователей. Передача коротких сообщений пользуется все большей популярностью и у взрослого населения, которое раньше составляло минимальную долю пользователей этой услугой.

«Активными пользователями сотовой связи являются потребители от 15 до 45 лет, — рассказывает директор департамента маркетинга ТОО «GSM Казахстан». — Образование — высшее либо незаконченное высшее. Социальный класс — средний и выше среднего. Нужно отметить также, что со временем возрастные границы у пользователей сотовой связи расширяются».

До конца года в 3–4 крупных городах планируется экспериментальное внедрение сети 3G. Сейчас идет анализ и освобождение частотного сектора. В зависимости от результатов этого эксперимента будет решаться вопрос о повсеместном внедрении сети сотовой связи третьего поколения.

«КаР-Тел» и GSM Kazakhstan уже объявили о готовности внедрить сети 3G. Генеральный директор ТОО «КаР-Тел» Дмитрий Кромский заявил: «Если создаваемая комиссия придет к положительному решению о запуске, то сотовому оператору Beeline потребуется около 6 месяцев с момента принятия решения о развертывании до момента ввода в эксплуатацию данной технологии».

3G работает на базе стандарта WCDMA (общеевропейский стандарт MTS). Новая технология обеспечивает скорость передачи данных до 2 Мбит/сек. и дает оператору возможность предоставлять целый спектр новых услуг, в том числе мобильное телевидение, видеоконференции и т.д.

«Учитывая, что данная технология за рубежом пользуется достаточно уверенным спросом и в ряде стран темпы прироста абонентов связи стандарта WCDMA (UMTS) уже сравнялись с темпами прироста абонентов связи стандарта GSM, можно предположить, что данная технология получит спрос и на казахстанском рынке, — уверены в «КаР-Тел».  — В рамках программы по повышению уровня проникновения интернета среди населения Казахстана технология 3G может стать одним из альтернативных способов получения высокоскоростного доступа в мировую сеть (что весьма актуально, учитывая плотность населения и протяженность территории страны)».

На рынке наблюдается и тенденция расширения спектра услуг, предоставляемых ведущими поставщиками оборудования для сетей. Ими изменен подход к оценке своей роли на рынке, и они активно занимаются не только выпуском телекоммуникационного оборудования, но и готовых к применению технологических решений для предоставления оператором различных конвергентных услуг (мобильный интернет, электронная коммерция, навигационные сервисы и пр.). Данный фактор влияет на дальнейшее развитие и появление новых услуг, предоставляемых сотовыми операторами.

Таким образом, сегодня сектор развивается по новым, разнообразным направлениям, и в ближайшем будущем по мере роста уровня проникновения и внедрения новых технологий мы, вероятно, сможем увидеть в Казахстане совершенно новый рынок сотовой связи.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии