Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

О развитии Казнета

Для развития интернета в Казахстане срочно нужны инвестиции. Где их взять?

6 июня 2006 10:23, Александр Колосов, Computer Club Magazine
Рубрики: Интернет

Публикации последнего времени в прессе, материалы различных конференции, круглых столов и т.д.  подталкивают к малоприятному выводу. Интернет в Казахстане находится в состоянии некой стагнации. Его информационное пространство не стало для большинства населения частью повседневной жизни. Бизнес, СМИ, образование, политические партии и государственные структуры по большей части ориентируются на традиционные старые проверенные средства общения с читателями (избирателями, гражданами, покупателями, учащимися и т.д.). Наглядным примером того, что интернет — отнюдь не первостепенная потребность наших граждан, а скорее роскошь и баловство, являются высокие цены на доступ и абсолютное господство коммутируемого доступа

Для домашнего пользователя. Символические жесты Казахтелекома по снижению цены еще более укрепляют это ощущение.

В конце апреля в Москве прошла конференция «Интернет и бизнес». Вопросы, которые там обсуждались, интересны для нас, хотя и кажутся чем-то из отдаленного будущего. Мы ведь идем тем же путем, только несколько отставая.

— Привлечение инвесторов в интернет-проекты. Обсуждается вопрос не о том, нужны ли инвесторы или откуда их взять (что очень для нас актуально), а о деталях: как сделать привлекательной и высококонкурентной атмосферу, как не дать инвестору слишком много прав и т.д.

— Реальная стоимость интернет-проектов. Как ее считать, как рассчитывать прибыль и на что ее лучше тратить.

— Для чего покупать интернет-магазин: для привлечения его аудитории к своему проекту или просто из-за денег, которые он принесет.

— Интернет-компании и рынок ценных бумаг.

— Интернет-реклама, перспективы ее роста и, естественно, прибыльность.

Сергей Васильев, представитель «Видео Интернешнл», самого крупного игрока на рекламном рынке Рунета, сказал: «В 2000 году объем российского медиарекламного рынка составлял 940 миллионов долларов. В 2005 году он превысил 5 миллиардов долларов. Таким образом, Россия занимает 6 место на европейском и 12 место — на мировом рекламном рынке. При этом на долю интернет-рекламы приходится всего около 1 процента этого объема.

С 2000 по 2005 год доля телерекламы выросла с 29 до 47 процентов, а доля рекламы в прессе, напротив, сократилась с 48 до 28 процентов. При этом, несмотря на малые объемы, развитие интернет-рекламы в Рунете носит взрывной характер.

Ежегодные темпы роста рынка интернет-рекламы в России составляют 80–100 процентов, а аудитория интернета растет на 30 процентов в год. С 2001 по 2006 год медиарекламный рынок России вырос в четыре раза. За тот же период рынок интернет-рекламы вырос в 20 раз. При этом интернет-аудитория является самой качественной по сравнению с традиционными медиа».

Васильев представил свой, как он выразился, «пессимистичный» прогноз размера аудитории Рунета, который совершенно не совпал с известным прогнозом от Мининформсвязи, ожидающим, что к 2010 году в стране появится свыше 80 миллионов интернетчиков. В крупнейшем рекламном агентстве считают, что не будет ни 80, ни даже 50 миллионов пользователей. По их мнению, в 2006 году число пользователей вырастет с 22 до 28 миллионов, в 2007 году составит 34 миллиона и будет продолжать расти на 5–6 миллионов в год, пока к 2010 году не достигнет 46 миллионов.

В «Видео интернешнл» особо подчеркивают, что среди интернетчиков высокообеспеченные граждане встречаются в 2 раза чаще, чем просто в России. При этом более половины интернет-пользователей имеют высшее образование. Это социально и экономически активная аудитория, которая к тому же потребляет рекламу в основном в дневное время. Потенциал интернет-рекламы огромен, считают в агентстве, так как в некоторых странах такая реклама по доле на рынке обгоняет радиорекламу, а, например, в США доля интернет-рекламы больше, чем доля «наружки».

Отдел аналитики «Видео интернешнл» также представил консервативный, по словам Васильева, прогноз роста российского медиарекламного рынка, согласно которому с 2005 по 2010 год объем рынка вырастет со 141,7 до 295 миллиардов рублей. Изюминкой прогноза является то, что он подразумевает линейное ежегодное увеличение рынка ровно на 30 миллиардов рублей. Относительная доля интернет-рекламы к 2010 году составит около 5 процентов всего рынка, что в абсолютном выражении даст примерно 14 миллиардов рублей. Для сравнения, в 2006 году прогнозируется объем в 2,9 миллиарда.

Как оказалось, интернет-реклама является уникальным явлением в сравнении с другими медиа. Ее охват составляет 22,5 миллиона человек. Кроме того, баннеры как рекламные модули имеют очень хороший угловой размер, а значит, привлекают больше внимания пользователя, обходя по этому параметру даже стандартный щит 3×6 метров и уступая лишь журнальной странице (http://www.c-ib.ru/ ).

Приведенные цифры наталкивают на один важный вывод. У нас ничего подобного в плане статистических исследований не проводится. Данных по Казахстану просто нет. Как и нет подсчета, сколько же пользователей имеет казахстанская часть интернета. Нет и серьезной аналитики наподобие той, что была приведена на конференции. О рекламе в нашем интернете говорить просто беспредметно. Если и есть от нее доходы, то они настолько малы, что невооруженным глазом незаметны.

В настоящее время в Казнете насчитывается не более 5 сайтов, которые активно привлекают рекламодателей. При этом число рекламодателей по данным к. э. н. Серикпаевой A. M., директора маркетинговой компании «Vincent Mackmillan Independent Expert Group Kazakhstan» (http://www.vmieg.kz/), не превышает десяти. В основном это телекоммуникационные и компьютерные компании. Объем рынка интернет-рекламы в Казахстане не превышает 30000 долларов США. Хотя преимущества интернет-рекламы бесспорны. Она не раздражает прерыванием интересных программ, как телевизионная, и при этом от нее никуда не денешься, пока находишься на сайте. Т.е.  степень запоминаемости интернет-рекламы гораздо выше других рекламных носителей. Можно также сделать вывод, что оценивать эффективность размещения рекламы на сайте можно по следующим взаимодополняющим характеристикам: количество посещений на сайте и время, проведенное пользователем на данном интернет-ресурсе. Таким образом, если время посещения сайта невелико, но при этом количество посещений высокое — это еще не повод утверждать об эффективности такого рекламного носителя. При этом интернет-реклама привлекательна колоссальной разницей в цене на размещение. Почему, при всех вышеуказанных преимуществах, рынок интернет-рекламы до сих пор не развит, остается большим вопросом. Антон Носик на конференции заметил, что в любой отрасли надо переизобретать свой бизнес каждые 18 месяцев. Нам же, казахстанцам, приходится и здесь констатировать, что сказать по этому поводу нечего. Проекты чаще всего умирают, отработав какое-то, чаще всего непродолжительное, время.

Ничего другого, как вывода о том, что надо работать, на ум не приходит. Что же мешает нам войти в число 50 наиболее развитых стран? Наверное, односложно ответить трудно. Самое главное — острый недостаток ресурсов. Буквально во всем. Создание и администрирование сайтов — пока что главным образом дело энтузиастов. Мы писали об этом не раз. Создание же востребованных сайтов с обширной информационной базой и частым обновлением — дело энтузиастам непосильное. Здесь нужны деньги, и большие.

Однако дело не только в живых деньгах. Для СМИ и рекламодателей (а это, как известно, две стороны одной медали) самая важная проблема — прогноз воздействия на аудиторию. Сколько у нас постоянных пользователей интернета, сколько из них могут потенциально быть читателями (потребителями рекламы) — главный вопрос, когда решается судьба интернет-СМИ. Нужны серьезные научные исследования. Их никто не проводит. По той же прозаической причине — отсутствие средств.

Расширить аудиторию интернета, поднять интерес к его ресурсам могут интересные проекты — конкурсы, викторины, игры и многое другое. Опять же нужны деньги. Небольшие в понятиях бизнеса, но существенные в представлении участника, когда речь идет о призовом фонде. Опять же, тратиться у нас пока никто не торопится.

Руководитель IT-подразделения одного из крупных банков в частной беседе жаловался на крайний дефицит специалистов. Грамотного программиста или системного администратора на зарплату, вполне сопоставимую с израильской (при аналогичной квалификации, естественно), найти невозможно. Чему и как учат в наших вузах большая загадка. А вузы ведь сейчас далеко не так бедны, как 10 лет назад, но с задачей явно не справляются. Может, бизнесу напрямую заняться образованием, как, например, поступает Cisco?

Однако технические специалисты для банков — это одно. Острый недостаток подготовленных журналистов, которые грамотно и квалифицированно, а главное, просто расскажут широкой аудитории о сложных вещах — проблема не менее серьезная.

Ну и самый интересный вопрос.

Когда же доступ в интернет для рядового пользователя станет столь же привычным, как центральное отопление или водопровод? Казахтелекомовский Megaline — хорошо, хотя дорого и запоздало. Дорого потому, что 6 тысяч тенге в месяц — это в 2,5–3 раза выше российской цены, да еще и при меньшей скорости и имеющемся, фактически, ограничении трафика. Шесть тысяч тенге в месяц —все вместе взятые (!!!) коммунальные платежи трех-комнатной алматинской квартиры. Запоздало потому, что даже на не самом передовом по мировым меркам постсоветском пространстве Белоруссии, России, Украины, Молдовы, Грузии, Армении, не говоря о Балтии, уже три-четыре года, как пресловутый dial-up стал стремительно уходить в прошлое. Ждать, что фактический монополист Казахтелеком (несмотря на многочисленные документы и декларации о либерализации рынка) будет по собственной инициативе снижать уровень своей доходности, наивно и нереально. Этого не будет даже под давлением властных структур, а общественности и подавно. Остается одно — создавать такие схемы, которые предоставляли бы возможность пользоваться интернетом, минуя инфраструктуру Казахтелекома. Возможно ли это? Вполне. Например, при помощи муниципальных сетей, подключенных к спутниковому каналу интернета, о которых наш журнал рассказывал в №12 за прошлый год. Но на это нужна поддержка местных властей и деньги. Причем небольшие деньги, если применять хорошо зарекомендовавшие схемы (например, в алматинских микрорайонах «Самал»).

Таким образом, развитие казахстанского интернета (как и всего другого, впрочем) определяется наличием денег и способностью их разумно потратить. Причем эти траты — отнюдь нe «закапывание денег в песок». Они дадут большую отдачу. Некоторые быстро, некоторые не очень, некоторые же только через годы, а может и десятилетия. Но без фундаментальных затрат все же не обойтись.

Где же взять средства на развитие казахстанского интернета? Вопрос интересный, особенно на фоне того, что деньги в стране появились. И совсем немалые. Прежде всего, от нефти и других природных ресурсов. Это привело к многократному росту цен на жилье и коммерческую недвижимость. В фактическом отсутствии фондового рынка людям некуда вкладывать появившиеся деньги. Почему они не хотят их вкладывать в развитие информационных технологий? Без серьезного научного исследования (которое тоже, как ни странно, требует немалых денег) на этот вопрос можно ответить только умозрительно. Вопрос привлечения внутренних капиталов — важнейший. Но о нем и говорить надо обстоятельно. Это отдельная тема.

Сегодня же поговорим о капиталах внешних, о возможных иностранных инвесторах, которых прельщают возможности быстрорастущей экономики Казахстана.

На сайте Посольства Казахстана в России (http://www.kazembassy.ru/economics/general/) можно прочитать: «Республика Казахстан представляет для иностранных инвесторов большой интерес. Инвестиционную привлекательность казахстанского рынка обеспечивают совокупность доступа к природным ресурсам, величина рынка, стратегическое расположение Казахстана, а также стабильная внутриполитическая обстановка и наличие соответствующей законодательной базы. Начиная с 1993 года, валовый приток прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана достиг 28,4 млрд. долларов США. Но поскольку потребность в инвестициях далеко еще не исчерпана, то Казахстан по-прежнему заинтересован в их привлечении. В настоящее время приоритетными направлениями для инвестиций являются: топливно-энергетический комплекс; агропромышленный комплекс; инфраструктура, включая транспорт, телекоммуникации, социальную инфраструктуру. Перспективными формами привлечения иностранного капитала представляются такие как финансовый лизинг, продажа акций крупных предприятий иностранным компаниям, привлечение иностранных инвестиций в венчурное производство (при долевом участии государства или правительственной гарантии)».

А вот еще один документ:

Инвестиционный климат Республики Казахстан

Казахстан, занимая лидирующие позиции среди стран региона по уровню социально-экономического развития и обладая значительным территориальным преимуществом, может сыграть ключевую роль в регионе, направленную на превращение Центральной Азии в достойный и самостоятельный регион цивилизованного и благополучного мира, выступить в качестве движущей силы, посредником в диалоге с крупными ТНК, плацдармом интересов мировых инвесторов по развитию всего региона Центральной Азии.

В октябре 2000 года ЕС предоставил Казахстану статус страны с рыночной экономикой.

26 марта 2002 года администрация США в лице Министерства торговли приняла решение о снятии с Казахстана статуса страны с нерыночной экономикой в соответствии с антидемпинговым законом США.

Казахстан по праву считается лидером среди стран СНГ по предоставлению наиболее благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности. Об этом свидетельствуют присвоение международными рейтинговыми агентствами Moody's в 2002 году первой из стран СНГ, Standard&Poor's и Fitch в 2004 году рейтинга инвестиционного класса и результаты оценок других экспертов зарубежных стран и международных организаций.

Согласно ежегодному докладу Всемирного Банка «Бизнес в 2005 году: устранение препятствий для роста» о состоянии и степени свободы предпринимательства в 145 странах мира, Казахстан по индексу защиты инвесторов находится в 5 группе (страны получают рейтинг от 0 до 7, где 7 — лучший показатель, например, Канада и США), куда относятся также Германия, Дания, Новая Зеландия, Швейцария, Сингапур и Грузия, что является лучшим показателем среди стран СНГ. В будущем мы намерены продолжить работу в данном направлении и добиться еще более высоких уровней.

Сегодня, по экспертным оценкам, казахстанской экономикой получено более восьмидесяти процентов всех прямых инвестиций, поступивших в Центральную Азию. Всемирный Банк включил нашу страну в двадцатку наиболее привлекательных в инвестиционном отношении стран мира.

Казахстан последние несколько лет находится на первом месте по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения среди стран СНГ. С 1993 года по первое полугодие 2005 года объем поступлений в Казахстан прямых иностранных инвестиций составил почти 37,2 млрд. долларов США. При этом, только в 2001–2003 годах в экономику страны ежегодно привлекалось по 4–4,5 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций, а в 2004 году — 8,4 млрд. долларов США.

В настоящее время наблюдается рост интереса к казахстанскому рынку со стороны иностранных инвесторов, так, если в 1999 году количество действующих предприятий с участием иностранного капитала составляло 1865, в 2003 году этот показатель составил 6579, а в 2004 году — 7070.

Приведенные показатели позволяют охарактеризовать инвестиционный режим Казахстана как либеральный, обеспечивающий доступ иностранным инвесторам практически во все отрасли экономики.

8 января 2003 года принят Закон Республики Казахстан «Об инвестициях», построенный на базе двух предыдущих законов. Данным законом, в первую очередь, были регламентированы равенство мер стимулирования инвестиций, как для иностранных, так и для отечественных инвесторов, гарантии защиты прав инвесторов, порядок разрешения споров с участием инвесторов.

Комитет по инвестициям Министерства индустрии и торговли РК (http://www.fic.kz/content.asp?parent=6&lng=ru&mid=2S)

Подробнее об этих вещах можно прочитать в статье В. Степановой «Инвестиции в Республике Казахстан», расположенной по адресу http://www.cis-legal-reform.org/publiсatiоn/conferences/rechtsreform-investitionsrecht-gus/stepanova-investments-in-kazakhstan.ru.html, а также в подборке http://www.dicsa.net/kz_in vest_r.shtml

Все вроде бы хорошо. Казахстан рад привлечь иностранные инвестиции. Сфера телекоммуникаций (а значит и интернет) включена в число приоритетных направлений для инвестиций. Однако не так все просто. Периодически возникает вопрос об их ограничении в сферу телекоммуникаций. Главное опасение — соображения национальной безопасности. Но это очень тонкий момент. Если бы удалось создать механизм, при помощи которого внутренние инвестиции потекли бы столь же полноводной рекой, как, например, в строительство, вопросов бы и не возникло. Однако действительность такова, что отставание Казахстана от не самой передовой России за последние пять лет, мягко говоря, не уменьшилось. Если так будет продолжаться и дальше, национальная безопасность пострадает уж точно. С другой стороны, ограничение активности иностранного капитала должно способствовать привлечению отечественного. Хорошо бы, но действительность этого не подтверждает. Если же дело не столько в национальной безопасности, сколько в протекционизме, то где они, отечественные предприниматели?

Иностранные инвестиции в казахстанском интернете есть. Компания Nursat создавалась в рамках совместного предприятия с участием капиталов США, DUCAT — также с участием американских партнеров, SA Telcom с торговой маркой GoldenTelecom — предприятие со 100% российским капиталом. Но инвестиции эти ограничены и дальше оптовой (в значительно меньшей степени розничной) продажи интернета не идут.

В последнее время организации, занимающиеся привлечением частных инвестиций, обратили внимание на Казахстан и Центральноазиатский регион. В октябре marcus evans собирается провести в Германии представительную конференцию для возможных иностранных инвесторов и тех казахстанских (и не только) организаций, которые в таких инвестициях заинтересованы.

Marcus evans (http://www.marcusevans.com/) — одна из ведущих международных компаний по продвижению и распространению деловой информации. Она занимается организацией международных индустриальных, межиндустриальных и финансовых мероприятий с целью улучшения обмена деловой информацией и установления и расширения деловых контактов для повышения эффективности сотрудничества в различных областях бизнеса.

Департамент конференции по России существует с середины 1998 года. За этот период «русские» конференции укрепились на конкурентном рынке.

Первая конференция «Финансирование и развитие рынка информационно-телекоммуникационных технологий в Казахстане и Центральной Азии» предоставит возможность встречи и конструктивного диалога представителей международных финансовых структур, инвесторов, государственных органов с представителями телекоммуникационной IT-отрасли. (Подробнее — на сайте Казахстанской Федерации Интернета http://www.kif.kz/)

Для чего же могут быть использованы иностранные инвестиции с взаимной выгодой? Точек приложения более чем достаточно: развитие инфраструктуры, контента, подготовка специалистов, повышение квалификации технических специалистов, педагогов и журналистов, научных исследований и многого другого. Вот только несколько примеров:

— Организация сборки в Казахстане недорогих компьютеров, очень нужных для образования и воплощения идей «электронного правительства». В последнее время с очень заманчивыми идеями выступают Intel, HP, Массачусетский технологический университет и др.

— Создание сетей жилых микрорайонов с подключением их к спутниковым каналам.

— Создание обширных баз данных в интересах бизнеса, государственной власти, образования и культуры.

— Проведение конкурсов, олимпиад, чемпионатов по интеллектуальным играм. То, чем сейчас активно и с успехом занимается казахстанское телевидение, но на иной, интернетовской базе. Очень интересно смотрелось бы «Молодежное электронное правительство», «Дебаты в интернете» и др.

— Дистанционное образование, интернет-университеты, повышение квалификации различных специалистов, так или иначе связанных с развитием интернета и IT.

— Помощь в формировании фондового рынка для развития информационных технологий и интернета.

— Научные исследования, аналитика.

Естественно, каждое из направлений нуждается в детальной проработке. Некоторые проекты, как, например, сети жилых микрорайонов, требуют небольших затрат, прибыль могут принести быстро. Научные же исследования сами по себе прибыль вряд ли способны обеспечить, но они совершенно необходимы для решения узловых вопросов.

Ясно одно. Сфера телекоммуникаций и интернет остро нуждаются в скором и эффективном притоке капиталов, как внутренних, так и внешних. Бюджетные деньги, предусмотренные в «Программе электронного правительства», хоть и впечатляют объемом, решат только часть задач. Без частного капитала не обойтись никак.

Комментарии