Следите за новостями

Готовь ИТ летом

Краткий обзор рынка информационных технологий Казахстана за июнь-июль 2007 года.

13 июля 2007 10:33, Карим Токтабаев, Деловой Казахстан
Рубрики: Рынок, Железо

Лето традиционно считается сезоном отпусков, когда основная деловая активность заметно снижается. Исключение составляют «пищевики» и «напиточники». Но так считается традиционно. Однако этим летом неожиданно порадовали представители индустрии информационных технологий, объявив о нескольких весьма любопытных проектах.

За последний месяц мы были свидетелями следующих событий: появление на казахстанском рынке крупного российского дистрибьютора, начавшего работу под названием «Азия-5»; далее интересное заявление сделала компания «Глотур», анонсировавшая появление «народного» компьютера под торговой маркой Tecata осенью этого года, и, наконец, начало реализации программы National PC, проводимой Агентством по информатизации и связи.

Попробуем разобраться более детально в сути этих явлений.

«Фан» или пропал

Начнем по порядку. Российская «Фан Дистрибьютор», чьим дочерним предприятием стала «Азия-5», является очень крупным мультивендорным ИТ-дистрибьютором с шестнадцатилетней историей. Отличительной особенностью компании являются четко отлаженный механизм поставки товаров, агрессивная маркетинговая политика, а также солидная техническая поддержка клиентов. По сути, это первый в Казахстане полноценный дистрибьютор, начавший свою работу с подписания соглашения с корпорацией Xerox о дистрибьюции в сегменте малой офисной техники.

Таким образом, задача «Азия-5» к 2008 году достичь объема продаж $3 млн., а в перспективе и $35–40 млн. (уже не только за счет Xerox, но и других брэндов, таких как Dell, Powercom и LinkSys) не кажется такой уж трудновыполнимой, если учитывать, что «Азия-5» обязательно будет обладать вышеуказанными особенностями материнской компании.

«Вполне вероятно, что намерение нового дистрибьютора увеличить долю Xerox в сегменте малоскоростной офисной техники удастся претворить в жизнь, — подтверждает это мнение аналитик IDC, ведущего поставщика информации на рынке ИТ, Андрей Верховод. — Особенно если «Азия-5» наладит эффективное сотрудничество с розничными сетями, в которых пока у Xerox довольно слабые позиции. В этом направлении бизнеса новый дистрибьютор и сильнейшие старые дистрибьюторы Xerox почти не пересекаются, так что появление «Азии-5» никак не отразится на старой партнерской сети корпорации Xerox».

Теперь традиционно считающимся лидерам в этом сегменте HP, а также другим производителям Canon и Epson стоит призадуматься о своих позициях. Xerox делает серьезные ставки на новую компанию. «Мы рассчитываем на увеличение доли Xerox на рынке малой офисной техники в РК до 15–20%», — сообщил Дмитрий Стальмашевский, менеджер по продукции представительства Xerox в Казахстане.

«У мелких дилеров появится возможность выбора дистрибьютора, через которого будет приобретаться товар, что создаст более выгодные условия для самого дилера благодаря здоровой конкуренции среди дистрибьюторов. Наличие конкуренции позволит уменьшить ввоз так называемого «серого импорта», поскольку доступность товара, приобретаемого официально у дистрибьютора, будет гораздо лучше, при этом риски останутся минимальными, — подчеркнул он.

Что касается корпоративного рынка, то, по мнению Андрея Верховода, если «Азия-5» начнет демпинговать в госсекторе или секторе крупного бизнеса, где у Xerox и его старых партнеров очень сильные позиции в нашей стране, это может негативно отразиться на данном направлении бизнеса вендора. Что, впрочем, маловероятно, т. к. вряд ли Xerox допустит разбалансировки партнерской сети».

В итоге и на розничном рынке в скором времени появятся линейки принтеров от Xerox, традиционно более известных в Казахстане своими «тяжелыми» решениями: цифровыми типографиями, копирами и многофункциональными устройствами. С другой стороны, у компании, с нуля начинающей свой бизнес в Казахстане, планы реализации своих задач могут серьезно выйти за жесткие временные рамки, поскольку у конкурентов уже отработаны все схемы работы с местными дистрибьюторами и розничными сетями.

В условиях более широкого ассортимента примерно равных по качеству продуктов покупателям следует учитывать не только цену приобретаемого товара, но и специфику каждого из них.

Локальный «брэндовый» ПК. Возможно ли это?

Ранее в сознании людей компьютер западного производителя представлял собой прежде всего дорогую машину, заметно превосходя в данном показателе ПК местной сборки. Основным рынком сбыта «брэндовых» компьютеров были государственный и корпоративный сектора — лакомый кусок для любой серьезной ИТ-компании. Однако с этой тенденцией успешно борются те же Hewlett-Packard, неплохо продавая свои ПК в рознице по вполне приемлемым ценам.

По данным ежеквартальной сводки IDC Kazakhstan Quarterly PC Tracker, рынок персональных компьютеров в РК в первом квартале 2007 года достиг 96,1 тысячи единиц, что на 27,1%  выше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Из них почти 38% приходится на долю мировых производителей, таких как Fujitsu-Siemens, HP, Dell, Acer и Toshiba. По объему поставок Hewlett-Packard уверенно занимает первое место, однако за ним следуют уже местные компании Alser и Logycom.

Вышесказанное говорит о хорошем потенциале казахстанского рынка. Так, некогда бывшая лидером по производству настольных компьютеров компания Glotur (в 2001 году, по данным той же IDC) недавно объявила о выпуске брэнда Tecata — первом «народном» компьютере, собирающимся промышленным способом на конвейерной линии. Цена такого компьютера составляет всего $350.

По данным информационного агентства Regnum, у «народного» ПК будут следующие характеристики: жесткий диск от 40 ГБ и оперативная память от 128 МБ. Возникает вопрос, будет ли массовый спрос у этих компьютеров, когда в современных машинах объем жесткого диска 200 ГБ и памяти 2 ГБ уже не вызывает изумления.

Комментируя данный вопрос, председатель правления АО «Глотур» Ханат Нурекенов сказал следующее: «Сразу хотел бы отметить, что брэнд Tecata будет использоваться по продукциям, выпускаемым нашими компаниями, т.е.  не только на данной модели компьютера. Если речь вести о «народном» (доступном по цене) компьютере, то целевую группу нужно делить по регионам Казахстана в зависимости от уровня проникновения компьютеров, т.к.  проникновение компьютеров очень сильно разнится в зависимости от региона. В центральных городах страны — Алматы, Астане, Караганде — такие компьютеры, по нашим исследованиям, будут востребованы больше как «вторые» домашние компьютеры, т.е.  когда в семье уже есть компьютер, и он, как правило, собран как игровой, и им пользуются дети и подростки, «народный» компьютер будет востребован людьми более старшего поколения — родителями. Данный компьютер не совсем подходит для графических игр, но вполне успешно справляется со всеми стандартными программными приложениями и работой с интернетом, в том числе просмотр видео, работа с мультимедийными приложениями. В регионах, где проникновение компьютеров относительно невысокое, он может быть востребован и как «первый» компьютер, т.к.  доступен по цене и качеству».

В целом результаты исследований, о которых упомянул господин Нурекенов, весьма любопытны. Получается, что в крупных городах намечена тенденция к наращиванию компьютерного потенциала внутри отдельно взятой семьи, что в рамках программы по сокращению компьютерного неравенства не может не радовать.

«Учитывая, что проект стартует только осенью, очень вероятно, что к тому времени все будет просчитано и конфигурация будет адекватна (для ПК среднего уровня) реалиям рынка», — отмечает Андрей Верховод, аналитик IDC. Необходимо принять во внимание тот факт, что в свое время Glotur отказался от розничного бизнеса. О планах по реализации своих компьютеров Ханат Нурекенов сказал следующее: «Мы будем использовать существующие розничные сети по электронике. Также будем работать напрямую с дилерами самостоятельно». Многие дилеры продают ПК собственной сборки. Захотят ли они продавать продукт конкурента?

Ко всему вышесказанному можно добавить, что средняя конфигурация идеально подходит для офисных и простых вычислительных работ. Учитывая малую цену компьютера, не будет удивительным увидеть данную модель Tecata в государственных или учебных заведениях Казахстана.

Долой информационное неравенство

Резюмируя, хочу сказать, что современному среднему пользователю необходимо серьезно подтянуть свой багаж знаний в области информационных технологий. Таковы реалии, что «чайник» становится «тормозом» в стремительном потоке технологичных преобразований как на глобальном, так и на местном уровне.

Программа снижения информационного неравенства, о которой много сейчас говорится, обозначила новый виток своего развития. 9 июля 2007 года в Агентстве РК по информатизации и связи состоялось подписание меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве по проекту «Ашык алем» («Открытый мир») между АИС РК, АО «Национальные информационные технологии», АО «Казпочта», АО «Казахтелеком», АО «Логиком», АО «Глотур», Ассоциацией ИТ-компаний, а также международными вендорами Microsoft и Intel.

Список захватывает дух, не так ли? Суть проекта согласно пресс-релизу АИС состоит в том, «что каждый казахстанец начиная с августа текущего года сможет приобрести ПК по цене на порядок ниже рыночной». Эта инициатива еще называется «национальный ПК». Сборка компьютеров будет производиться на базе платформ Intel/Microsoft. Приобрести такой компьютер можно будет в любом почтовом отделении АО «Казпочта».

«Идея АИС и ее воплощение в жизнь, несомненно, положительно отразятся на развитии IT-индустрии,  — говорит президент компании «Логиком» Сергей Швалов. — Вместе с этим реализация проекта будет способствовать повышению интереса к ИТ-сфере среди массового потребителя и росту спроса и предложений от компаний-производителей».

И все же возникает вопрос о взаимодействии между бизнесом и государством. С одной стороны, тот же Glotur принимает участие в проекте национального масштаба, с другой стороны, самостоятельно выступает с похожей инициативой. Как будут сочетаться между собой «народный» ПК и проект «национального» компьютера, пока представляется не совсем понятным. Обе машины будут находиться в одной ценовой нише, возможно, с одинаковым набором характеристик. Может получиться так, что одна программа выдавит с рынка другую.

А к национальному ПК неплохо было бы иметь и национальное ПО. Впрочем, осень уже не за горами, и мы будем внимательно наблюдать за развитием ситуации.

В заключение хочу сказать, что для реализации госпрограммы по снижению информационного неравенства создан корпоративный фонд «Информационная инициатива». Организация планирует проводить мониторинг обучения компьютерной грамотности госслужащих, работников бюджетной сферы и других групп в нескольких регионов Казахстана. Особое внимание будет уделяться организации обучения населения, прозрачности расходования бюджета программы (государство выделило 15,5 млрд. тенге), снижению тарифов на интернет и обеспечению граждан доступной по цене техникой.

О первых результатах исследования мы обязательно попросим фонд поделиться с общественностью.

Комментарии