Следите за новостями

Цифра дня

17,9 млн абонентов сотовой связи имеют доступ к интернету

...плюс каталогизация всей Сети

Обзор каталогов сайтов Казнета.

29 июня 2007 10:18, Алена Аукенова, Computer Club Magazine
Рубрики: Интернет

Итак, начнем, пожалуй, с дефиниции. Что такое каталог в обычном смысле этого слова знают все модницы, которые по иллюстрированным талмудам тряпочки/обувку заказывают. И «научные черви», роющиеся в списках-описях книг в библиотеках или художественных предметов в музеях, тоже в курсе, что это.

А какие они только ни бывают: комплексно-системные и страноведческие, топографические и служебные, краеведческие и нумерационные, авторские и алфавитные, глобальные и хронологические, звездные и файлов.

Но мы сегодня, разумеется, будем обозревать иные каталоги. Которые по ходу своего возникновения и развития вырастили рядом с первым словом второй «корешок» — «рубрикатор».

Суха теория, мой друг

Пользователи интернета имеют доступ к необозримому количеству информационных ресурсов, HTML-документы в Сети валяются не десятками, а сотнями миллионов. А кроме текстов — программы, изображения, аудио- и видеофайлы. И, конечно, в этом океане данных найдутся те, до которых вам есть дело, пусть ваши интересы необычны и оригинальны, а также — узкоспециализированы. Но выковырять из миллионов веб-страниц самое индивидуально-корректное — не так-то просто. И тогда приходится прибегать к помощи поисковых систем. А здесь многих подстерегает вероятность неудачно сформулировать запрос (иногда принцип работы поискового механизма недостаточно понят, а может, голова болела или еще что).

И вот бедный юзер досадует: так срочно надо что-то найти, а счастья в поисковике почему-то не случается. Закавыка — именно то, что нужно, не выпадает в первых рядах. В последние же идти нет смысла — там вообще релевантностью практически не пахнет. Но мы-то с вами нынче гораздо грамотнее, чем раньше, и знаем, что автоматические поисковые машины сейчас в подавляющем большинстве случаев объединяются с каталогами интернет-ресурсов. А те собираются и/или обновляются вручную. Таким образом, гармонично дополняют друг друга, и вообще — логично задать одному инструменту две возможности.

Так вот, электронные каталоги документов организуются при участии человека. В них информация о гораздо меньшем количестве ресурсов, но презентация и методы сортировки материала выгодно отличают их от большинства индексных поисковых систем. Потому что они при упорядочивании подчиняются тематическому принципу.

Так что, если вам нужна конкретная тема вроде «Разведение питонов в условиях Крайнего Севера», то каталог-рубрикатор окажется эффективнее текстовой поисковой системы.

Внутри каждой категории сайты могут быть отсортированы самыми разными способами: по алфавиту, по времени создания, по посещаемости и по авторитетности (цитируемости). Вообще, чего ждет и хочет пользователь, если говорить о каталогах: а) чтобы, не пользуясь поиском и тыкаясь наугад, не перерывать горы ссылок в поисках сайтов нужной направленности — пришел, пробежался, выбрал нужное; б) добавить свой ресурс, обеспечив ему дополнительную раскрутку и снабдив, таким образом, функцией быстрой «находибельности».

Чего ждут и хотят создатели: а) создать ресурс, на котором был бы постоянный приток посетителей, и к которому бы не зарастала народная тропа; б) чтобы на нем можно было делать деньги, хотя бы за счет рекламы, уж не говоря о тех благословенных временах, когда и за размещение можно было бы брать деньги… Что, правда, сейчас, в связи с развитием модели Web.02, представляется крайне затруднительным — весь мир стремится обеспечить всех и всем на халяву. А корпорации вроде «Гугля» делают миллионы, и вовсе не на мелких платных радостях, возлагаемых на счета и кошельки отдельных посетителей, а на толстосумах-рекламодателях.

Вопрос того, как подходят к созданию каталогов в Казнете, достоин отдельного рассмотрения. Выбор у создателей, в общем-то, невелик. И все идут двумя путями: забивают сами вручную начальную базу, разрешают пользователю добавлять свои ссылки и описания; делают только базу, но сами ничего не забивают, дозволяя и перекладывая ее «накапливание» на плечи пользователя. У второго варианта есть шанс на успех только в том случае, если он прикручен к уже известному ресурсу. И то — не факт.

Пройдемте в номера

Уважая патриархов, снимаем шляпу еще и потому, что они до сих пор живы, чего и всем желают — Весь WWW-Казахстан (http://catalog.site.kz/) — про него уже столько писано-переписано, что ограничусь только этими определениями: первый, старейший, большой по сравнению с новоявленными миру. Соперничать с ним может разве что eXtra.kz (http://catalog.extra.kz/) — потому что их собирал один и тот же человек (А. Е. Ляхов), и его база была задействована в создании последнего, но поскольку «Экстра» родилась позже, то и ссылок в ней больше. В «Экстре» на сегодняшний день всего 8 рубрик, в каждой — не меньше 8–10 подрубрик, переходы исчисляются сотнями.

В отличие, например, от каталога сайта «Indra-Tour» (http://www.indratour.net/site/), где просто ужас, сколько разделов, аж… 60! От авто-мото до хобби и увлечений. Но под каждой строчкой «Всего сайтов» — негусто, от 0 до 54. А в основном — не более десяти.

«Образования», например, 18 (а помните, сколько я их насчитала в предыдущем обзоре?), а вот «Авто и мото» — уже 51. Впереди лишь «Товары и услуги» — 54 сайта. И вроде как наши казахстанцы под себя в целом сайт делали, но в каталоге почему-то очень много адресов из зоны «.ru». При этом есть список десяти последних зарегистрированных ресурсов, а ссылка «Добавить сайт» никуда не ведет.

Catalog.desk.kz (http://catalog.desk.kz/) — 20 рубрик, от 17 до 57 сайтов в каждой. Много рекламы и 8 сайтов вынесены на титул с логотипами и описаниями (наверное, проплачены или в каких-то партнерских отношениях, а может, и впрямь, потому что круче всех, на взгляд создателей/пользователей, — им выставлена оценка 10), а еще 10 сайтов вынесены на титул, начиная постраничное, а не попапочное (как это обычно бывает) явление на свет божий всей базы каталога. Из-за чего страница выглядит довольно неряшливо. Всего в каталоге — 757 сайтов. Удивилась, что в категории СМИ нет одного из самых посещаемых информсайтов — Gazeta.kz (http://www.gazeta.kz/) — решила исправить оплошность. Вроде бы все зарегистрировалось на ура и быстро, даже стандартная надпись «Спасибо, ваша ссылка была добавлена в нашу базу данных и в течение 24 часов будет рассмотрена модератором» не преминула появиться. Не забыла через пару дней (48 часов, то есть) проверить. Пусто… Значит, модерация происходит от случая к случаю или вообще отсутствует, но разрешения сразу появляться на вебе — тоже нет.

List.kz (http://list.kz/) — создатели этого каталога не стали скромничать. В строке браузера так и написали: «Лучший Казахстанский рейтинг Интернет сайтов, ресурсов. Каталог сайтов Каза-…» (грамматика и пунктуация сохранены). И подход творческий, каталог каталогом, а главное на самом виду завлекалочка должна быть — «ЧАСТНЫЕ ФОТКИ ДЕВЧОНОК — Каждый день новые фотки» (нет-нет, ничего серьезного, не торопитесь, чистой воды обманка — ссылка на Виагру (http://www.viagra.kz/). Зато внизу (ведь вся (!) верхняя часть отдана под рекламные ссылки — среди них не так просто найти разделы каталога) есть статистика: зарегистрированных — 290, всего хитов — 90911, всего хостов — 19222. Больших рубрик 10, есть подрубрики. Правда, чувствуется, что ресурс самостийный, отдан на откуп пользователям, потому что в той же рубрике «СМИ» — какого-то рожна лежат туристское агентство, лучшие сайты знакомств, купи-продай Кульсары.Кз (портал местечка Кульсары). Ну что ж, я их понимаю — СМИ ищут многие. Глядишь, и к ним на огонек заодно заглянут.

Заинтересовал еще один момент — «МАГАЗИН ПО ПРОДАЖЕ ЭНТЕОГЕНОВ». За красивым названием скрываются не менее прекрасные и экзотические растения: Бетельный орех, высушенный, 30 грамм за $8; курительная смесь «Чилин» — $15 за 1 грамм; и некие Ололиуки по $14 за 5 гр. Не могу не процитировать, простите, оказывается, это: «ацтекское название семян одного вьющегося растения, которые, как мескалиновый кактус пейотль и гриб теонанакатль, использовались в доколумбовые времена ацтеками и соседними народами в религиозных церемониях и магических целительских практиках. Ололиуки до сих пор используется некоторыми индейскими племенами, такими как сапотеки, чинантеки, масатеки и миштеки». Назвать это пропагандой наркотиков не повернется язык ни у одного, осилившего весь текст до конца…

В каталоге TABU (http://catalog.tabu.kz/) на первой позиции рейтинга популярности стоит TABU.KZ — Казахстанская поисковая система, с рейтингом 243, вторым с рейтингом 56 идет Казахстанский юридический портал (http://www.zakon.kz/). И, начиная позиции эдак со 112, — рейтинги нулевые. То есть, иными словами, на 112 сайтов с Табу еще ходили, на остальные — нет.

Казахстанский горнопромышленный портал (http://www.mining.kz/cat/) тоже внес свою лепту, правда, со своей спецификой, что похвально: зачем, надрываясь, растекаться универсальной мыслью по древу? Поэтому вы сможете найти тут немногое. Зато по теме. Инвестиционные группы и банки (1), Геология и разведка недр (2), Оборудование, материалы и запчасти (136), Отраслевые издания (8) (вроде журналов «Металл» или «Подъемные сооружения. Специальная техника»).

Типичные, с небольшим количеством ссылок, которые явно приходящими людьми и сторонними заполнялись: Hat.kz (http://www.hat.kz/), Resurs.kz (http://www.resurs.kz/). На Resurs.kz немного категорий, внутри подкатегории, а в них — «Ресурсов в разделе: 59». Чисто, понятно, аккуратно — приятно посмотреть. Ничего лишнего.

Тем же путем, но куда более тесным и узким, пошли на Kokshetau.user.kz (http://kokshetau.user.kz/catalog/). Есть ограничения по географии (в каталог принимаются ссылки на сайты о городе Кокшетау и районах Акмолинской области, а также населенных пунктах бывшей Кокчетавской области), по добавителям (принимаются ссылки на сайты, разработанные нынешними и бывшими жителями города. Если по содержанию они не отвечают пункту 1, то укажите в описании, являетесь ли вы (или являлись когда-то) кокчетавцем). И никаких деревьев, категорий, подкатегорий. Один лист, все вперемешку, да здравствует нормальная сетевая анархия — никакой иерархии. Рядом с Кокшетауским провайдером — сатира и юмор, фотогалереи и школа, работы с ФотоИмпакт, помощь начинающим вебмастерам и помощь в поиске уехавших в Германию, форум и немногое другое.

PortEx (http://www.portex.kz/cat/) — симпатичный каталог, 3585 ссылок, тут же, на первой, отсортировала все по популярности и узнала, что тема моего прошлого обзора, что называется, «рулит»: Рефераты на казахском языке (http://www.kazref.narod.ru/) — 917 переходов, Рефераты Казахстана (http://www.diplom.kz/) — 723, Рефераты, курсовые и дипломные (http//:www.referat.kais.kz/) — 723. На всякий пожарный сходила глянуть на то, что не котируется в принципе, замыкающая четверка выглядела так: Хостинг в Казахстане — 500 Мб от 2 у.е.  — Kz-Host (http://kz-host.net/ — 1 переход, Туроператорская фирма VladiGerTur (http://www.vgt.kz/) — 1, Международные перевозки и туристические туры Otan-Travel (http://www.otravel.kz/) — 1.

Ресурс CountZero (http://zero.kz/) студии Neo Lab's тоже открыл и развил дополнительную, кроме каталожной, направленность — рейтинговость/посещаемость. А и то верно: придет рекламодатель потенциальный, да заодно и узнает, как котируется тот сайт, на котором он собрался себя позиционировать.

Ловить нечего, сматываем удочки!

А сейчас мы завершим наш экскурс походом в места не столь отдаленные, пустующие и бесполезные, но не по определению, а по объективным веб-обстоятельствам.

Каталог Сайтов Казахстана и Актобе (http://catalog.aktobeinfo.kz/cgi-bin/catalog.ru/) — колодец просто какой-то. Чтобы добраться до собственно ресурсов, надо на 3 уровня опуститься. И вообще интересно получается: «Автосервисы — всего сайтов: 7». А чуть глубже копни — «В этом подразделе каталога пока еще нет сайтов». И ведь точно нет!

Destiny.kz (http://destiny.kz/catalog/) — еще один каталог, где абсолютно нечего ловить: мало того, что «Улсуги [0]» (орфография сохранена — прим. авт.), так еще и только в категории «Мобильный мир» аж 2 ссылки, в остальных — от 0 до 1. И антивирус выдает сообщение о какой-то заразе.

Чувствуется, что Catalog.awstudio.kz (http://catalog.awstudio.kz/) делали те же самые ручки, что программили Catalog.desk.kz (http://catalog.desk.kz/) и концепт со «звездами» составляли. Но выглядит посимпатичнее, правда, рубрик уже больше 60, а ссылок в каждой в основном 0. Разве что «Музыка» в лидеры выбилась: не поверите, целых 7 сайтов зарегистрировали.

На Uno.kz (http://catalog.uno.kz/) — тоже очень глубоко ссылки закопаны. И мало чего можно найти. Хотя разделов достаточно — 17 штук. А в них — подразделы, а в них — подподразделы, в которых, уф, наконец-то, сами ссылки.

Регионы тоже не балуют.

Petropavl.kz (http://www.petropavl.kz/catalog/cat_15.shtml/)  — 15 категорий, около 50 сайтов.

Pavlodar-online.kz (http://www.pavlodar-online.kz/links/?page=1/) — легкий винегрет. Каталог каталогов. В основном рунетовских. А чего голову морочить: проще дать ссылки на тех, кто уже свое отморочил, на рельсы поставил и подбросил угля в топку.

Вообще, если подытожить тенденции, то все наши каталоги в основном как те близнецы-братья, по крайней мере, по самому первому и основному дереву: все начинается «авто», продолжается «бизнесом» и «государством» и, благополучно минуя «культуру», кончается «разным» или «хобби».

И пример тому — Рунет. А ему — интернет.

Но будем честны, продолжать традиции — не самое плохое занятие. Куда лучше, чем воровать или разрушать…

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии