Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Распространение интернета в Казахстане

Мнения представителей ИТ-компаний о том, что мешает массовому распространению интернета в Казахстане, и как сделать интернет-связь более доступной населению.

31 мая 2007 10:08, Интернет и Я
Рубрики: Связь, Интернет

На вопрос, что мешает массовому распространению интернета в Казахстане, и как сделать интернет-связь более доступной населению, отвечают представители ИТ-компаний.

Анар Курманбекова,
начальник отдела анализа, планирования и тарифной политики,
департамент маркетинга АО «Нурсат»

В настоящее время, несмотря на небольшую долю пользователей относительно численности населения республики, этап развития интернета можно назвать динамичным. По данным исследовательских компаний Казахстана, количество интернет-пользователей с 2000 года выросло в 8,5 раз (с 0,5%  до 5%) от общего числа населения. По оценкам экспертов, к 2010 году ожидается увеличение количества пользователей интернета до 47%. В настоящее время не более 20% казахстанских семей имеют персональный компьютер, а благодаря развитию компьютерного рынка и, как следствие, снижению цен, этот процент, хотя и медленно, но, все-таки, растет. На рост числа интернет-пользователей также оказывает влияние развитие мобильной связи: на текущий момент насчитывается 8 миллионов абонентов сотовой связи. Можно ожидать, что определенная часть из них станет пользователями мобильного интернета.

Один из ключевых факторов, сдерживающих быстрое освоение сегмента массового пользователя интернет, — стоимость доступа: у трети целевой аудитории в возрасте 16–19 лет отсутствует личный доход для оплаты услуг. Поколение интернета только начало взрослеть, но совсем скоро станет более платежеспособно, а, следовательно, более активно.

Сейчас себестоимость казахстанского интернета гораздо выше, чем в США, где интернет-трафик преимущественно замыкается в рамках собственной сети, или в России, где также большей частью пользуются собственным отечественным контентом.

В Казахстане же интернет-трафик местного контента занимает только 5% от общего объема, во всех остальных случаях задействованы внешние каналы доступа.

Крупные первичные провайдеры в рамках одной страны, как правило, заключают так называемые пирринговые соглашения о бесплатном обмене трафиком между своими сетями без транзита, что понижает для всех его себестоимость. Перспективы серьезного снижения тарифов могут быть связаны только с насыщением собственного, внутреннего контента и ростом объема использования внутреннего трафика хотя бы до 50%.

Жулдызай Капишева,
отдел маркетинга 2DAY Telecom

Массовая «интернетизация» идет уже давно. Если раньше доступ к сети интернет могли позволить себе люди достаточно состоятельные, то теперь этой услугой пользуются и школьники, и студенты, и домохозяйки. В нашей компании 2DAY Telecom очередное снижение тарифов произошло с 15 апреля 2007 г. Так, в зависимости от тарифных планов, на выделенный доступ к сети интернет, кроме снижения абонентской платы от 35% до 64%, были сняты какие-либо ограничения по скорости, при этом одновременно увеличены объемы предоплаченного трафика, стал дешевле дополнительный трафик, не предусмотренный в абонентской плате (диапазон снижения тарифов от 7% до 53%). Различные тарифные планы предусмотрены для того, чтобы пользователи в соответствии со своими потребностями могли подобрать для себя наиболее удобный и экономичный тариф.

С точки зрения операторов, предоставляющих доступ к сети интернет, массовому распространению интернета, особенно в крупных населенных пунктах, ничто не мешает: предусмотрены различные технологии, способы оплаты, реально существует конкурентный рынок интернет-провайдеров, который сам регулирует оптимальные тарифы. Возможно, мешает отсутствие привычки у части потребителей пользоваться интернетом. Но именно эта причина может быть со временем устранена с помощью средств массовой информации, просвещающих население о новых возможностях, открывающихся с помощью интернета. Доступность интернета уже существует, и более того, будет все более «углубляться» в труднодоступные районы Казахстана. С этой целью 2DAY Telecom использует новейшие технологии беспроводного доступа, который по качеству и тарифам сопоставим с более дешевым доступом по медным проводам. Спутниковый доступ обеспечивает интернетом в основном крупные и средние компании, где нет никакой другой сети телекоммуникаций. Однако в связи с дороговизной оборудования, которое приобретается исключительно у зарубежных поставщиков, резкого снижения тарифов в ближайшее время не предвидится.

Александр Шептев,
специалист по анализу и разработке продуктов SAP

На мой взгляд, ничего не мешает. Уже сейчас мы имеем ситуацию, когда при желании пользователь получает час работы в интернете по цене в 10 тенге. Во всю развивается предоставление широкополосного доступа посредством ADSL, кабельного и спутникового интернета по вполне приемлемой цене. Так, сервис, предложенный одним из операторов с подключением через телефонный номер 2502, сделал процедуру подключения абсолютно простой. Если говорить о массовости распространения, нужно проводить исследования рынка и выделять целевые группы, недостаточно охваченные, выбирая ценовую политику для них. Безусловно, нельзя ставить на один уровень доходы школ и банковских структур, но и потребности у них совершенно разные, и объемы оказания услуг несопоставимы. Что касается физических лиц, то текущая ситуация на рынке, по-моему, очень располагает к массовой «интернетизации». В данный момент есть возможность получить unlimit в пределах 40 долларов, причем за хорошую связь и достаточно большой трафик.

Напрашивается ответ: снизить цену. Однако, есть и определенный предел, ниже которого провайдеры не смогут обеспечить техническую базу для хорошей связи и, как следствие, для дальнейшего развития и закупа нового сетевого оборудования. Как вариант: ввести платные услуги, чаще всего получаемые в Сети, а стоимость доступа сделать символической. Лично у меня есть большие сомнения, что это сработает: не думаю, что человек, посещающий интернет, чтобы проверить почту или почитать новости, сильно захочет оплачивать эти услуги. Раз государство заинтересовано в массовой «интернетизации», нужно, чтобы оно оказывало реальную поддержку провайдерам, а не взваливало собственную инициативу на их бюджеты. Можно, к примеру, предоставить провайдерам льготное налогообложение, в случае проведения политики снижения цен на услуги, оказываемые в бюджетных организациях.

Елена Шестак,
коммерческий директор «АРНА»

Республика Казахстан сейчас активно развивается в сфере высоких технологий, в частности, в области телекоммуникаций. Однако, и у столь перспективного направления, как предоставление интернет-услуг, есть свои препятствия для развития. Одним из основных препятствий можно назвать, пожалуй, недостаточную техническую подготовку населения, или так называемую «боязнь техники».

Широкому распространению интернета мешает поверхностное представление людей о том, как он устроен, о принципах работы и назначении. То есть казахстанцы в большинстве своем оказались внутренне неподготовлены к тем невероятным возможностям, которые сейчас предоставляют новые технологии. И вполне объяснимо, что люди не могут сразу перестроиться и воспринимать как данное то, о чем раньше говорили только писатели-фантасты.

Для того, чтобы сделать интернет более массовым, нужно, в первую очередь, рассказать населению, что это такое, зачем это нужно и как работает — хотя бы основные принципы. Сейчас ознакомление и обучение необходимо начинать с раннего возраста. Благосостояние казахстанцев растет и, соответственно, растет потребность в получении «быстрой» информации, необходимой как для успешной работы, так и для повседневной жизни. Мы надеемся, что, предоставляя высокоскоростной доступ к сети интернет, и, внедряя новые технологии, мы делаем жизнь людей проще и счастливее!

Кирилл Ложников,
инженер компании «SputTV.com»

На мой взгляд, в цивилизованном обществе «интернетизация» неизбежна, и связана она как с внедрением компьютеров в нашу жизнь, ростом благосостояния населения, так и с его менталитетом. А формировать менталитет нужно с детства, в школе, причем, образовательная программа должна постоянно корректироваться с учетом технического прогресса, с применением современных учебных пособий (не тех, по которым училось когда-то наше поколение). Конечно, это требует финансовых вложений, но экономить на обучении детей, значит, экономить на развитии страны. По этой же теме — и вопрос о мизерной зарплате учителей, на которых и возложена основная задача в развитии детей вне дома.

Вопрос о доступности населению интернет-услуг многогранен. С одной стороны, очень большой процент людей не имеют представления о том, что это такое. С другой, у части тех, кому нужен интернет, нет своего компьютера, они пользуются услугами интернет-кафе. Поэтому, неплохо было бы увеличить их количество и качество самих услуг.

И самое очевидное — стоимость. Она играет решающую роль и для посетителей интернет-кафе, и для самостоятельных пользователей. А уж на ее уменьшение повлияет снижение ставки налогов, привлечение большего количества провайдеров, упрощение получения лицензии, наличие квалифицированных специалистов на рынке труда.

Я думаю, что все идет своим чередом. И не нужно забывать о том, что многое зависит от нас с вами.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии