Следите за новостями

Демоны доменов: киберсквоттинг, тайпсквоттинг, фишинг

Страдает ли рынок доменов Казнета подобными болезнями?

6 июля 2006 10:14, Санжар Амирханов, Курсивъ
Рубрики: Рынок, Интернет

Что стоит за этой терминологией и как с этим бороться? Страдает ли рынок доменов зоны KZ подобными болезнями?

Обычно в качестве наименования домена используется какое-либо краткое словесное обозначение, отождествляемое пользователем с владельцем домена. Как правило, это фрагмент наименования или товарного знака для юридических лиц и фамилия или псевдоним для физических лиц. Помимо этого как те, так и другие, конечно же, регистрируют более общие наименования доменов (car.kz, business.ru), номера своих телефонов и иные обозначения. Такие пользователи регистрируют домены для собственных нужд и именуются добросовестными.

Помимо названной категории пользователей есть те, кого именуют международным термином «киберсквоттеры». По сути, это сетевые деятели, пытающиеся извлечь выгоду из регистрации доменного имени, к которому не имеют ни малейшего отношения с целью его перепродажи владельцу сходного средства индивидуализации (не имеющему домена) или иному заинтересованному лицу.

Другое направление «деятельности» киберсквоттеров основано на вариантах написания того или иного домена (например, internet-law / internetlaw) или возможных ошибках в наборе как самого имени, так и в написании домена (skoda / shkoda, kommersant / commersant). С точки зрения пользователя, это почти одно и то же, а с точки зрения компьютера — это совершенно разные домены. Описанная деятельность получила название «тайпсквоттинг».

Экономический расчет прост — «человеческий» фактор имеет место, и ошибки в наборе суперпосещаемых доменов будут всегда, а значит и устойчивая посещаемость доменов-двойников, на которых размещена реклама, тоже будет. Реклама, размещаемая на подобных доменах, вполне способна окупить затраты киберсквоттера на содержание домена, независимо от того, удастся ли его когда-либо продать или нет.

В последнее время все чаще говорится о необходимости более тщательной проработки методов защиты от так называемого фишинга — разновидности сетевого мошенничества, при котором пользователей заманивают на фальшивые сайты, дизайн которых повторяет дизайн сайта-оригинала, и выуживают у них пароли и закрытую информацию. С целью такого заманивания фишеры регистрируют доменные имена, совпадающие с именами известных компаний, в которых часть латинских букв заменена на буквы национальных алфавитов. Еще до появления многоязычных доменов фишеры успешно обманывали пользователей, заменяя символ «I» на цифру «1». Можно добавить, что в доменах net, com 2% многоязычных доменов зарегистрированы со смешением алфавитов. С явлением фишинга можно бороться, например, запретив регистрацию доменов, содержащих одновременно символы латиницы и другого алфавита.

Ситуация в Казахстане

В Казахстане на протяжении последних нескольких месяцев отмечается незначительный рост числа регистрации доменных имен в национальном домене KZ. Ежемесячно число казахских доменов увеличивается на 500 имен. Эксперты связывают это с недавним снижением стоимости регистрации национальных доменов на 15%. С 5 мая 2006 г. стоимость услуги поддержки доменных имен для регистрантов была снижена Казахстанской ассоциацией IT-компаний с 4550 до 3900 тенге в год без учета НДС. Причины роста также видятся в активизации правительства в сфере реализации программы по развитию в Казахстане IT-технологий. Некоторые наблюдатели отмечают, что малочисленные активные скупщики подают десятки заявок, которые впоследствии не оплачивают. Много доменов не продляются на очередной срок. Всего в домене KZ насчитывается около 12 тыс. доменов второго уровня и еще около 1 тыс. имен третьего уровня зарегистрировано в поддоменах .com.kz, .net.kz и др.

В Казахстане развернута аналогичная российской система распределенной регистрации доменов, имеющая три уровня: регистратура, регистратор, регистрант.

Законодательно распределение доменного пространства казахстанского сегмента сети интернет регулируется приказом и.о.  председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 5 апреля 2005 года №88-б «Об утверждении Правил распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети интернет».

По словам руководителя компании Neolabs Семена Свирюкова, в ближайшее время ожидаются изменения и дополнения в существующие правила распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети интернет. Что касается киберсквоттерства, тайпсквоттерства и фишинга, то подобные болезни в полной мере могут расцвести в странах, где сильно развита интернет-сеть. «В Казахстане же я не вижу экономического смысла заниматься подобной деятельностью. Большая часть доменов, которые, возможно, совпадают с торговыми марками, была и будет находиться в руках регистрантов-одиночек, которые и планируют, потратив на 1 домен 4500 тенге, продать его за несколько тысяч долларов в кратчайшие сроки. К сожалению или радости, их планы реализуются всего лишь в нескольких процентах случаев», — сказал он.

«К сожалению, на момент регистрации доменного имени очень проблематично определить, является ли это имя зарегистрированной торговой маркой или нет. Нет открытого списка доменов, которые были зарегистрированы, и нет экспертов, которые анализировали бы этот список, искали бы в нем торговые марки. Регистрация торговой марки длится около 1 года, проверить, является или нет слово или знак чьей-то торговой маркой, — дело не 5 минут. Торговые марки могут быть зарегистрированы в Казахстане, а могут быть и мировыми. Экспертов, которые проверят все домены .KZ, будет сложно найти, и бесплатно такую проверку выполнять никто не будет. Поэтому делать какие-то заявления о распространении киберсквоттерства в Казахстане как минимум будет неправильно — данных нет», — считает Денис Сухачев, директор компании Hoster.KZ. Вопросами управления доменом KZ занимаются две организации: Казахский центр сетевой информации KazNIC, отвечающий за техническую сторону функционирования домена, и Казахстанская ассоциация IT-компаний, в ведении которой находится разработка Правил регистрации и идеология развития национального домена. В настоящее время на рынке регистрации доменов работают шесть регистраторов (с учетом KazNIC), причем из них сейчас четыре практически бездействуют из-за малого количества регистраций. Несмотря на то, что такая модель подразумевает неограниченное количество регистраторов, имеющих возможность регистрировать доменные имена, используя SRS, стабильность и непрерывность предоставления услуг потребителям обеспечивается достаточно жесткими требованиями аккредитации. Процедура аккредитации регистратора позволяет получить необходимую уверенность в качестве предоставления услуг по регистрации и поддержке доменных имен потребителям.

Комментарии