Следите за новостями

Под колпаком коммуникаций

Обзор состояния телекоммуникационного рынка в Казахстане.

Все мы окончательно и бесповоротно попали в жесткую зависимость от различных систем коммуникаций. Однако острее всего ощущается зависимость от современных средств связи и передачи информации. Радио, телевидение, телефон, интернет, — все эти каналы не только стали неотъемлемым атрибутом современной жизни, важным источником информации и способом коммуникаций. Стремительно развиваясь, предлагая все новые и новые возможности, сливаясь в один мощный инфокоммуникационный канал, они ставят нас во все большую зависимость.

Впрочем, материал все же посвящен не проблеме борьбы с колпаком, а собственно колпаку. Его размерам, форме и прочим свойствам. Итак, в прошлом, 2006 году, по данным Агентства по информатизации и связи РК предприятиями отечественной телекоммуникационной отрасли было оказано услуг на сумму 274,2 млрд. тенге, что на 20,4%  больше, чем в 2005 году. В том числе населению за указанный период предоставлено услуг на 99,5 млрд. тенге (или 36,3%  от общего объема доходов предприятий республики), что на 27,1%  больше, чем в 2005 году.

Если говорить о составляющих этих показателей, то большая часть в структуре доходов от услуг связи за 2006 год принадлежит мобильной связи — на нее приходится 45,9%. Далее идет междугородная телефонная стационарная — 18,7%, местная — 7,6%, интернет — 5,2%, радиосвязь, радиовещание, телевидение — 3,4%, почта — 1,8%. При этом мобильная связь не только продолжает составлять львиную долю, но и сохраняет самые высокие темпы развития: по сравнению с 2005 годом в 2006 году объем услуг мобильной связи увеличился на 58,5%.

В текущем году тенденция роста рынка услуг связи сохраняется. В январе-апреле 2007 года предприятиями связи Казахстана оказано услуг на сумму 101,3 млрд. тенге, что на 29,7%  больше, чем в январе-апреле 2006 года. В том числе населению за указанный период предоставлено услуг на 41,6 млрд. тенге, что на 41,3%  больше, чем за аналогичный период 2006 года, сообщили в госагентстве по статистике. В результате из общего объема доходов предприятий связи республики 41% получен от реализации услуг связи населению. В структуре доходов за указанный период на мобильную связь пришлось 49,7%, междугородную телефонную стационарную — 16,5%, местную — 7,3%, интернет — 5,9%, радиосвязь, радиовещание, телевидение — 3,4%, почтовую связь — 3,1%.

Вместе с тем, несмотря на хорошую динамику рынка, общие характеристики отрасли еще далеки от идеала. Так, согласно заявлению Аскара Бишигаева, заместителя председателя АИС, средняя телефонная плотность населения составляет 18%, причем в сельской местности этот показатель не превышает 7–8%. Кроме того, по информации г-на Бишигаева, в настоящее время неудовлетворенный спрос на подключение к телефонной сети по республике превышает 300 тыс. заявок. Однако этот же фактор оказывает положительное влияние на развитие мобильной связи, как главной альтернативы стационарному телефону. Напомним, что «мобильники» победили «городские» телефоны по уровню проникновения еще весной 2005 года. Но, если с точки зрения голосовой связи низкая телефонная плотность с лихвой компенсируется услугами сотовых операторов, то на проникновение интернета этот фактор имеет гораздо более существенное влияние. Ведь именно на домашних пользователях делается акцент в вопросе интернетизации.

Одними из самых активных по интернет-доступу городов считаются Астана, Алматы, Атырау, в которых уровень проникновения значительно выше среднего. Так, например, в Астане только «Астанателеком» обеспечивает интернет-доступ около 3,5%  жителям города (согласно данным компании, в 2006 году количество пользователей интернета увеличилось на 122,3% и составило 20645 пользователей, количество пользователей услугами ADSL составило 2986, что на 252,8% больше чем в предыдущем году. Численность жителей столицы оценивается примерно в 600 тыс. человек). При этом средний уровень проникновения интернета в Казахстане оценивается в 4%. А к концу этого года, по прогнозам Агентства по информатизации и связи РК, число казахстанских интернет-пользователей достигнет 800 тыс.

В значительной мере увеличению интернет-аудитории должны способствовать и более доступные тарифы. За прошедший год «Казахтелеком» вдвое снизил тарифы на доступ в интернет — общее снижение в первом полугодии составило в среднем 26,1%, дополнительно во втором полугодии тарифы были снижены еще на 25%. Снижение тарифов на интернет-услуги было произведено национальным оператором в рамках поддержки реализации правительственных программ по созданию «электронного правительства» и снижению информационного неравенства среди населения. В то же время рынок услуг доступа в интернет является высококонкурентным, и снижение тарифов позволяет «Казахтелекому» оставаться конкурентоспособным. Снизили тарифы и многие частные интернет-провайдеры.

Вообще, развитие интернета обозначено как одно из приоритетных направлений деятельности «Казахтелекома». Среди других направлений — развитие магистральных сетей, модернизация и развитие местной сети телекоммуникаций, беспроводных технологий.

Для реализации планов «Казахтелеком» запланировал достаточно большой объем инвестиций: на модернизацию и развитие сетей телекоммуникаций в этом году будет потрачено 35 млрд. тенге, что почти на 10 млрд. тенге больше, чем в 2006 году. Такой же объем ежегодных инвестиций «Казахтелеком» направит в 2008–2009 годах.

Кроме того, нацкомпания намерена обеспечить полную цифровизацию городских сетей телекоммуникаций в 2010 году, сельских сетей телекоммуникаций — в 2012 году. Одним из наиболее важных инвестиционных проектов является продолжение строительства Национальной информационной супермагистрали (НИСМ) с внедрением технологии спектрального уплотнения DWDM, что позволит существенно увеличить пропускную способность супермагистрали.

Также «Казахтелеком» намерен продолжить строительство сети следующего поколения NGN. До конца 2008 года планируется создание сетей NGN практически во всех областных центрах. Этот проект позволяет не только расширить спектр услуг, но и даст возможность существенно снизить затраты на их предоставление. Вместе с тем, в целях обеспечения беспроводного доступа к интернету на основе новых технологий компания продолжит строительство широкополосных беспроводных сетей Wi-Fi. Первый этап данного проекта был завершен в 2006 году в Алматы, а с 1 апреля 2007 года в эксплуатацию запущена услуга Megaline Wi-Fi.  Услуга предоставляет возможность пользователям ноутбуков, карманных персональных компьютеров и смартфонов, имеющих порт Wi-Fi,  получить беспроводный доступ в сеть интернет. Оплата услуги Megaline Wi-Fi производится посредством предоплаченной карты Tarlan+ по тарифам услуги «Зона интернет». Воспользоваться новой услугой можно в следующих точках доступа в Алматы: Международный аэропорт, рестораны «Будуар», «Тай», «Бейрут», «Борго Антико», «Шафран», «Керуен», а также на Арбате (пересечение улиц Панфилова и Жибек Жолы), в общежитиях КазНТУ и общежитии иностранных студентов Медицинского университета, Университете «Кайнар» и Казахско-Американском Университете, Алматинском Институте Энергетики и Связи, в Доме приемов и Акимате Алматы.

Развитие проекта будет осуществлено в 2009–2011 годах по мере роста спроса на услуги беспроводного интернета. Таким образом, пользователям будет предоставлена возможность выхода в интернет в библиотеках, гостиницах, на вокзалах и в аэропортах. Помимо этого «Казахтелеком» планирует реализовать проект строительства широкополосных беспроводных сетей Wi-Max. Так, в текущем году предусмотрено внедрение систем Wi-Max в областных центрах республики, в 2008 году — во всех других городах республики.

Кстати, беспроводной доступ используется не только для решения вопросов интернет-доступа. Для удовлетворения текущего спроса на установку телефонов «Казахтелеком» планирует, помимо использования традиционного линейно-кабельного хозяйства, применять беспроводной доступ по технологии WLL. В 2007 году почти 30% установок будет осуществляться посредством указанной технологии, что должно сократить количество «очередников» в три раза. Причем, очередь на установку телефона в городской местности сократится в 9 раз. Заявки на установку телефона в городской местности планируется полностью удовлетворить к началу 2009 года.

Ну, а пока «Казахтелеком» планирует, другие уже активно предлагают. Первым начал Nursat, предложив беспроводную телефонию и интернет-доступ в рамках услуги Excord. Несколько месяцев назад о подобной услуге — Dalacom City — объявил и «Алтел». И судя по тому, что у Nursat свободных номеров нет уже давно, а Dalacom из-за исчерпания номерного ресурса временно прекращал подключение новых абонентов в Алматы (затем компания открыла новый номерной диапазон) — услуга актуальна и пользуется спросом. Кроме того, на примере Dalacom City уже ощущается положительное влияние перехода Алматы на семизначную нумерацию: номера абонентов имеют формат 3хх-хх-хх,  т.е.  задействованы появившиеся дополнительные номерные емкости.

Однако вернемся к мобильной связи, тем более, что на этом рынке в последние месяцы произошли два крупных события. Во-первых, появился новый игрок, а во-вторых произошла смена лидера. На рынке в данный момент работает четыре оператора сотовой связи под восемью торговыми марками: ТОО «GSM Казахстан» (в стандарте GSM: K’Cell и Activ), ТОО «КаР-Тел» (в стандарте GSM: K-Mobile и Beeline), АО «Алтел» (в стандарте CDMA: Dalacom и Pathword), ТОО «Мобайл Телеком Сервис» (в стандарте GSM: NEO, в стандарте CDMA: «Жарши»). Абонентская база поделена между ними примерно следующим образом: около 4,5 млн. абонентов у «КаР-Тел», около 4 млн. — у «GSM Казахстан», и еще 0,5 млн. приходится на оставшихся операторов, где несомненным лидером является «Алтел» (по итогам 2006 года абонентская база оператора составила более 450 тыс. пользователей). Т.е., как видим, усилия «КаР-Тел» по агрессивному продвижению торговой марки Beeline принесли свои результаты: компания обошла «GSM Казахстан», неоспоримого (а раньше казалось, что и недосягаемого) лидера сотового рынка, по объему абонентской базы.

Но главным событием последних месяцев, конечно, стал запуск третьего GSM-оператора — в феврале 2007 года компания «Мобайл Телеком Сервис» начала предоставлять услуги мобильной связи в стандарте GSM под торговой маркой NEO. Выходя на довольно конкурентный рынок, компания должна была предложить что-то интересное для привлечения пользователей и формирования абонентской базы. Таким предложением стала акция: единый тариф 32 тг./мин. на звонки в любом направлении, включая дальнее зарубежье. По словам представителей компании, только в первую неделю работы оператора к NEO подключилось более 5 тыс. абонентов. А к концу года компания планирует сформировать базу из 700 тыс. абонентов. Однако судя по тому, что акция на звонки «32 тенге по всему миру», изначально действовавшая до 31 марта, была уже дважды продлена (сначала — до конца апреля, а затем — до конца мая), темпы прироста абонентской базы не оправдывают ожиданий компании. К тому же, до сих пор нет никакой информации об «обычных» тарифах на звонки. Между тем среди остальных операторов мобильной связи продолжается активная борьба за абонентов. Вводятся более выгодные тарифные планы, предлагаются новые интересные услуги.

Закончить разговор о телекоммуникационном рынке хочется на высокой космической ноте. В конце прошлого года наконец-то начал работу первый казахстанский спутник KazSat, запущенный 18 июня 2006 года. После нескольких месяцев тестирования и испытаний спутник заработал. Напомним, что полная емкость спутника KazSat составляет 864 МГц. При этом в аренду планируется сдать 760 МГц, 8 МГц остаются для так называемой «защитной полосы», а 96 МГц — в запасе.

В настоящее время загруженность спутника составляет около 40% от его полной емкости. Сейчас через него работает семь крупных операторов связи Казахстана, среди которых ASTEL, «Кателко», Nursat, 2DAY Telecom и другие. К концу текущего года планируется довести уровень загрузки космического аппарата до 70%. Для создания благоприятных условий казахстанским операторам на услуги спутника KazSat установлены конкурентоспособные тарифы — они ниже чем у международных аналогов на 5 и более процентов, в зависимости от объема занимаемой полосы и срока договора.

Всего к 2020 году предполагается вывести на орбиту пять спутников связи, аналогичных космическому аппарату KazSat. Запуск второго спутника связи — KazSat-2, работу над которым также ведет российский Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени М. Хруничева — запланирован на 2009 год, а в 2013 году планируется осуществить запуск спутника KazSat-3. «В 2016 году мы планируем запустить спутник (который будет считаться четвертым спутником связи), замещающий спутник KazSat-1, в 2020 году запустим KazSat-5, — сообщил вице-президент АО «Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств» (РЦКС) Габдуллатиф Мурзакулов. — С учетом активного срока службы космических аппаратов связи мы построили именно такой график создания, запусков и замещения наших спутников». Кроме того, по его словам, к 2023 году планируется запустить новый спутник, которым будет заменен KazSat-2.

Так что нашему рынку есть не только куда расти, но и чем гордиться. Не самый плохой колпак.

Комментарии