Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

Ральф Вензель, FoodPanda: мы будем инвестировать настолько много, насколько это необходимо

Интервью с совладельцем и главным управляющим директором проекта FoodPanda Ральфом Вензелем о том, как планируется развивать сервис в РК.

22 января 2014 09:55, Наргиз Асланова, Profit.kz

15 января в Казахстане был запущен глобальный сервис онлайн-заказов еды FoodPanda.kz. Казахстан стал 34-й страной, где работает данный проект. О том, как FoodPanda планирует развиваться в республике и завоевывать местный рынок, мы расспросили Ральфа Вензеля, совладельца и главного управляющего директора проекта. Кстати, FoodPanda принадлежит холдингу Rocket Internet. В 2012 году холдинг запустил в Казнете интернет-магазин Lamoda.kz. Сообщается, что за год работы магазин обслужил более 60 тыс. клиентов, а чистая выручка за год составила 12 млн долларов.

Ральф Вензель

Г-н Вензель, вы готовитесь открыть второй проект в Казахстане. Что сподвигло компанию обратить внимание на Казахстан?

— Причиной запуска в Казахстане стал тот факт, что мы увидели большой успех в соседних странах — у нас уже запущен успешный бизнес в России и Украине. Этот опыт стал для нас вдохновляющим, чтобы открывать бизнес в других странах региона. С другой стороны — Казахстан с самого начала был в нашей «дорожной карте», потому что развитые города вашей страны являются достаточно урбанизированными. Наша бизнес-модель работает особенно хорошо в крупных городах. Мы всегда ориентируемся именно на наиболее развитые города, а не на страны.

Особенностью нашего бизнеса является то, что идея не нова. Всегда были рестораны, всегда была доставка и заказ еды — это существует уже многие годы. Что нового? Раньше люди совершали свои заказы посредством телефонных звонков, теперь же это все больше осуществляется в онлайне. Онлайн проще, быстрее, комфортнее. Наша бизнес-модель состоит в том, чтобы перенести бизнес, существующий уже многие годы, в онлайн.

Отвечая на ваш вопрос, о том, почему мы пришли в Казахстан — переход в онлайн наиболее эффективен в тех странах, в которых растет проникновение интернета. Казахстан показывает больший рост проникновения интернета и мобильных устройств, чем, например, Германия. Это то, что поможет нам достаточно быстро «переключить» людей на заказ еды из офлайна в онлайне. Именно поэтому наш бизнес здесь может получить более быстрое развитие и завоевать рынок быстрее, чем в Германии.

По вашему мнению, какие суммы в настоящее время инвесторы готовы вкладывать в Казнет?

— Как я упоминал, мы в первую очередь смотрим на развитые города и регионы. Мы являемся глобальной платформой. В каждой стране нашего присутствия локально существуют команды, которые занимаются развитием, но управление осуществляется из штаб-квартиры в Германии. Поэтому инвесторы смотрят на нас как на глобальный бизнес, и инвестируют в нашу компанию как в глобальный бизнес, понимая, конечно, что мы присутствуем во многих странах. И эти деньги мы используем для поддержки наших активностей во всех странах нашего присутствия. В свете этого, регион СНГ является для нас одним из приоритетных, здесь фокусируются большие инвестиции. Мы хотим достигнуть высочайшего уровня сервиса и иметь лучшую команду, поэтому мы будем инвестировать настолько много, насколько это необходимо для достижения лучшего сервиса.

Ральф Вензель

Рассматривал ли ваш холдинг уже существующие в Казахстане стартапы? Нет ли планов по работе с этими проектами?

— Наша философия состоит в том, что основателями бизнеса должны быть мы. Это вопрос фокуса. Вы можете быть хорошим инвестором или хорошим предпринимателем. Мы считаем, что мы хорошие предприниматели, мы отлично запускаем и развиваем проекты. Наш опыт на большом количестве рынков помогает нам понять, каковы ключевые факторы успеха и что необходимо делать для занятия лидирующих позиций на рынке.

Какие проекты на местном рынке могут быть наиболее перспективны и почему?

— Я думаю, любое направление, которое популярно в офлайне, будет также популярно и в онлайне, будь это еда, мода или электроника. В будущем многие магазины будут выполнять функцию шоу-румов, а люди — покупать в онлайне. Вам больше не нужно будет ехать через весь город и стоять в пробках — вы сможете получить доступ к рекомендациям о местных сервисах, ресторанах, магазинах. Таким образом, выбирать можно будет именно локализованно, исходя из вашего местонахождения.

В отличие от многих других стран Казахстан пошел по иному пути развития. В других странах люди из офлайна перешли в веб. А в Казахстане люди из офлайна пришли сразу к мобильным сервисам и мобильному интернету. Вчера мы запустили здесь свой бизнес, и Казахстан стал первой страной, где мы выпустили мобильное приложение еще до запуска основного сайта. В других странах мы сначала запускали сайт, и только спустя недели и месяцы — мобильное приложение. И вчерашний запуск в Казахстане совпал с запуском нашей мобильной версии сайта. Вместе с казахстанским запуском мы стали мобильными по всему миру.

Каковы ожидания от нового проекта и каковы были начальные инвестиции?

— Мы будем инвестировать столько, сколько необходимо для того, чтобы стать лидерами на рынке. Наша цель — занять долю 50% рынка доставки еды. Сейчас 99% заказов совершается в офлайне, и самым крупным нашим конкурентом является телефон. Я не могу сказать, сколько инвестиций потребуется, но мы будем инвестировать в маркетинг, в различные каналы продвижения. Если мы будем видеть, что нам нужно повысить уровень обслуживания, мы будем это делать. Если мы увидим, что можем быть более успешными, увеличивая или уменьшая долю маркетинга, мы будем это делать. К счастью, у нас есть большие инвестиции для региона — несколько месяцев назад мы получили 20 миллионов долларов для регионов СНГ и Азии. Поэтому все необходимое для успеха у нас есть.

На какие показатели и к какому сроку вы планируете выйти? Вы упоминали о 50% рынка — когда они должны быть достигнуты?

— Это трудно сейчас сказать, так как мы только вчера запустились. В ближайшие несколько месяцев мы будем инвестировать в людей, в рынок. По опыту на других рынках, могу сказать, что мы выходили на лидирующие позиции уже в течение года. Здесь мы также ожидаем, что в ближайшие 6-12 месяцев станем абсолютными лидерами и займем большую часть рынка доставки еды.

За счет чего будет зарабатывать FoodPanda?

— Сервис, который мы предлагаем, для пользователей бесплатный. Рестораны размещаются на нашем сайте также бесплатно. На чем мы зарабатываем? У нас есть небольшая комиссия от ресторанов за каждый совершенный заказ. Что очень важно — если ресторан начинает работать с нами, это увеличивает его рост бизнеса примерно на 20%, и небольшая комиссия в данном случае — совсем не много. Причем этот рост не требует увеличения числа официантов или другого персонала. Тем самым рестораны зарабатывают больше денег.

Ральф Вензель

Собираетесь ли вы держать свою службу доставки и если нет, будете ли каким-то образом контролировать качество доставки партнерами?

— В настоящий момент мы сотрудничаем с теми ресторанами, у которых уже есть и налажена собственная служба доставки. Что касается качества службы доставки, у наших заказчиков будет возможность оставлять комментарии на сайте и оценивать сервис ресторана. Но если мы увидим, что для повышения качества сервиса необходимо создать свою службу доставки, мы это сделаем. Когда мы будем выходить в другие города, мы также будем оценивать ситуацию и при необходимости запускать собственную службу доставки.

Сколько ресторанов сейчас подключено к проекту?

— На сегодняшний день у нас подписано 35 ресторанов, на сайте уже доступны 28 ресторанов. Как мы видим по опыту других стран, как только проект запускается, рестораны сами начинают приходить к нам. Мы начали работу в Казахстане в ноябре, а в декабре уже появилась команда «продажников». По сути, от начала работы до запуска сайта прошло полтора месяца.

Вы упомянули другие города. Каковы планы по дальнейшему развитию?

— Примерно через месяц будет запущен проект в Астане, затем — Караганда, Шымкент, Западный Казахстан. В идеале — мы должны запуститься во всех городах.

Рынок достаточно маленький, постоянно работающих ресторанов, особенно в регионах, достаточно мало. Многие закрываются через несколько месяцев после открытия. Сможете ли вы развиваться в регионах с таким проектом?

— Интернет-бизнес — это ежедневный бизнес. Каждый день у кого-то что-то меняется, это нужно прорабатывать. FoodPanda выступает как дополнительный источник дохода для ресторанов, который будет помогать ресторанам выживать. При помощи FoodPanda у них будет больше заказов, а вероятность закрыться — меньше.

Ральф Вензель

Проект по доставке еды с аналогичным функционалом уже действует в Казнете, и не один. Не боитесь, что FoodPanda не вызовет интереса у пользователей?

— Наше главное отличие в том, что мы — глобальная компания. На примере других стран мы доказали, что можем расти намного быстрее, поскольку мы учимся на опыте других стран. У нас больше денег, поскольку мы глобальная компания. Также у нас больше специалистов в разных странах — мы можем сравнивать опыт и делиться им. Мы будем отличаться, потому что у нас будет больше ресторанов. Мы намерены серьезно концентрироваться на мобильности проекта и на отличном сервисе для пользователей. Даже тот клиент, который закажет кусочек пиццы, получит наилучший сервис.

Несколько слов о другом вашем проекте, Lamoda.kz — каковы его финансовые показатели? Окупается ли уже проект?

— Я не могу комментировать показатели Lamoda.kz. Я знаю, что это очень успешный проект, он уже превысил ожидания инвесторов. Но комментировать его работу я не могу.

Что касается глобальных проектов — упоминалось, что в «портфеле» Rocket Internet присутствует такой проект, как Ebay Europe. Не собираетесь ли вы и в Казахстане запустить аналогичный?

— Сейчас мы фокусируемся на том, чтобы стать крупнейшим сервисом доставки еды. Пока фокус только на FoodPanda.