Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Краудфандинг в Казнете

О плюсах и минусах данного явления в нашей части всемирной паутины.

21 ноября 2013 11:07, Александр Саленко, Profit.kz

В Казнете уже довольно продолжительное время действуют несколько, в том числе и с государственным участием, стартап-акселераторов. Иные счастливчики находят своих инвесторов, а другие, в основном социальной направленности, — нет. Что делать их авторам? Неужели все бросать и искать новую идею? К счастью, нет! Не так давно до нашей части всемирной паутины дошло такое явление как краудфандинг. И именно в нем могут найти свое спасение проекты, которые отвергли разного рода бизнес-ангелы.

Согласно Википедии, краудфандинг — это групповое финансирование, где коллектив людей добровольно объединяет свои денежные или прочие ресурсы, как правило через интернет, чтобы поддержать других людей в их начинаниях. При этом конечная цель может быть разнообразной: от помощи пострадавшим в стихийных бедствиях до поддержки коммерческого продукта. Считается, что цель сбора средств должна быть четко заявлена, определена необходимая сумма и показана калькуляция всех расходов, а информация по сбору средств должна быть открыта для всех.

У группового финансирования есть как преимущества, так и недостатки. И если о преимуществах принято говорить громко и на каждом углу, то о недостатках часто предпочитают умолчать. Но не говорить о том и другом — нельзя.

Плюсы краудфандинга

Во-первых, краудфандинг дает возможность собрать необходимые средства тем, кто по каким-либо причинам не может привлечь инвесторов с большим кошельком. Чаще всего это либо социальные проекты, либо культурные. Они не представляют для бизнеса особого интереса, но порой люди хотят, чтобы в их жизни они присутствовали. Да и о самореализации не стоит забывать.

Во-вторых, краудфандинг дает возможность людям стать сопричастными к какому-либо проекту. Ведь никто не требует больших капиталовложений. «Деньги по чуть-чуть — не так накладно, — говорит Константин Горожанкин, руководитель проекта iStartUp.kz. — Плюс и в том, что у тех, кто дает, сразу появляется желание помогать и быть тестовой группой». Аскар Абенов, со-основатель и СЕО проекта Startuper.kz, указывает на еще одну сторону, в которой множество людей становятся сопричастны к проекту и пользу самого проекта от этого. «Групповое финансирование позволяет не просто собрать необходимые средства (причем не только деньги), но и получить обратную связь от своих потенциальных потребителей: чего им хотелось бы еще, готовы ли они покупать это, нужно ли вообще им то, что предлагает стартапер (автор идеи)», — говорит он.

Третий плюс отметил Константин Нагаев, коммерческий директор Kaznetmedia, руководитель проекта Horde.me: «Проекты получают независимое финансирование от пользователей и, как следствие, большую независимость. Пользователи — возможность поддержать понравившийся ресурс напрямую, без кликов на рекламу и прочих плясок». Действительно, когда над тобой не стоит инвестор, который требует идти в развитии определенным путем, стартап может развивать свой продукт по усмотрению своих основателей.

И четвертое: развитие технологий помогает людям из разных уголков нашей планеты связываться друг с другом, а в случае с краудфандингом еще и помогать друг другу финансово. Более того, при помощи социальных сетей и прочих видов коммуникаций можно донести свою идею до большего числа людей, привлечь их не заставляя делать лишних движений.

Минусы краудфандинга

Первый состоит в том, что порой не сложно заинтересовать людей своим проектом, идеей, но донести до них, чтобы они узнали об этом — это намного труднее. В результате сбор происходит медленно, если вообще происходит. В то же время Константин Нагаев отмечает, что мешать может «менталитет, при котором создатель проекта считает неудобным «выпрашивать» деньги, а пользователи просто не готовы платить, считая кнопку «поддержать» вымогательством». А с другой стороны, Константин Горожанкин указывает на низкий уровень доверия между людьми. И тут можно согласиться, так как новомодное слово краудфандинг уже начинают использовать для прикрытия финансовых пирамид. Да и случаев, когда проект собирал деньги, а его авторы просто исчезали, уже наберется с корзинку.

«Необходимо отметить, что давая деньги на улице, любой из нас не может быть уверен, что деньги пойдут по назначению,» — говорит о втором минусе Алексей Пригара, руководитель проекта Stаrtticket. Действительно, часто вопрос стоит о доверии и по опыту немногих пока казахстанских краудфандеров первыми, и в большинстве единственными, жертвователями становятся друзья и знакомые. «У меня есть небольшой опыт краудфандинга. Первый раз я собирал на издание книги, кинув клич в Facebook. По факту все скатилось к взносам от людей, которых я знал лично, — делится Константин Нагаев. — Второй раз — на моем личном блоге, где я прикрутил кнопку платежной системы Wooppay для пожертвований. Вернее дотаций, но в нашем языке оба слова имеют негативную окраску. Мне удалось набрать сумму, достаточную для оплаты выделенного сервера, так что результатом я доволен».

И третий, и наверно самый серьезный, минус. О нем говорят все опрошенные эксперты: отсутствие законодательной базы и простого инструмента для пожертвований. И если со вторым уже начинается работа и проекты начинают свою работу, то с первым придется ждать. Алексей Пригара отмечает «отсутствие регулирования оборота электронных денег и недостаточное распространение и присутствие в регионах платежных систем. Во всем мире широко распространены электронные деньги, а при создании данного проекта мы столкнулись с ограничениями в РК по электронным платежам и возможности превратить их в реальные деньги, для возможности их расходовать».

Юридический аспект

Ксения Ермаганбетова, юрист компании «Диалог плюс», дает свой развернутый комментарий: «И как бы не хотели организаторы подвести краудфандинг под статью 516 ГК РК «Благотворительность», с юридической стороны сделать это «чисто» будет проблематично. Но, в условиях отсутствия законодательной базы для регулирования отношений «народного финансирования — краудфандинга» дает определенные привлекательные преимущества и возможности организаторам. Так, если говорить о благотворительности, то она должна быть соответствующие оформлена в форме договора или сделки, чтобы человек, который жертвует деньги на благое дело, был уверен в том, что они действительно будут направлены по назначению. Благотворители вправе определять порядок и цели использования своих пожертвований. В случае установления нецелевого использования пожертвования, благотворитель имеет право истребовать пожертвование обратно.

Что можно порекомендовать в этом вопросе, чтобы деятельность была законной? Необходимо иметь статус юридического лица («О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»), далее обратиться к Гражданскому кодексу РК, где описываются законные действия, что юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. И самый важный момент, это заключение договора, согласно Гражданскому кодексу РК. Будет ли это договор или договор оферты — это будет зависеть от юридического лица, выступающего как «благополучатель», и от лиц, которые будут выступать в качестве «благотворителя» (физическое, юридическое) и размера передаваемой на благотворительность суммы.

В связи с тем, что «краудфандинг» для Казахстана понятие новое, надо полагать, что система будет развиваться, обрастать необходимыми бюрократическими и законотворческими процедурами. В условиях казахстанских реалий, можно рекомендовать изучить опыт США, инициировать внесение дополнений в Законодательную базу».

А ты готов?

Все это понятно и те, кто думает об интернет-складчине, знают обо всем этом. Но готовы ли пользователи Казнета вкладывать в незнакомых им людей и их идеи? Вопрос далеко не праздный, так как большинство тех, кто хочет создать свой проект и найти под него деньги, все же не мечтает о мировом господстве. А значит, они будут выходить на локальный рынок и здесь же пытаться искать средства для этого. Вот и Аскар Абенов уверенно говорит, что Казнет «несомненно готов, мы же проглотили купонный тренд или бесполезные платежи в соцсетях. Потребуется время, но мы научимся помогать друг другу...»

На блог-платформе Horde.me был проведен небольшой опрос-эксперимент о готовности помочь своим тенге проекту. Всего в опросе приняло участие 33 человека, а ответы распределились следующим образом:

Как видно, 63% респондентов, принявших участие в голосовании, готовы участвовать в со-финансировании платформы. Конечно, этого объема данных микроскопически мало для того, чтобы делать какие-то выводы. Однако стоит отметить, что вариант «более 5000» не выбрал никто.

Но стоит учесть и то, что для казахстанцев не нова идея поддержать денежно кого-либо. Для примера можно взять различные благотворительные фонды, которые собирают немалые суммы для лечения людей и иных потребностей. Можно вспомнить и различные SMS-голосования, как пример, различные телешоу вроде X-фактора или «Танцуй! Танцуй!», так и Национальную интернет-премию Award.kz. Здесь каждый добровольно расстается с небольшой суммой, чтобы поддержать понравившихся артиста или сайт. И та же модель будет действовать на краудфандинговых платформах, где вам помимо всего могут еще пообещать и результат деятельности проекта: книгу, диск или билет на мероприятие.

Уже сейчас можно принять участие в деятельности одной такой казахстанской платформы — Startticket.kz. Данная площадка направлена, прежде всего, на поддержку творческих инициатив. В скором времени запустится Startuper.kz. На подходе еще несколько площадок. Таким образом, слова Аскара Абенова как никогда актуальны: «Я рекомендую всем, у кого есть какая-нибудь идея, пробовать и не бояться. Не бояться, что не получиться, не бояться, что украдут. Лучше, чем вы, этого никто не сделает. Здесь вам не нужны первоначальные взносы, залоги, инвесторы и так далее. Вам нужна смелость, смекалка и огонь в глазах».

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.