Следите за новостями

В борьбе за абонентов GSM-операторы заметно активизировались

Сравнительный анализ тарифных планов сотовых GSM-операторов Казахстана.

8 июня 2007 13:03, Анна Шатерникова, Панорама
Рубрики: Рынок, Связь

По итогам 2006 года рынок мобильной связи оставался одним из самых динамично развивающихся. По данным Агентства РК по информатизации и связи, сотовая связь в республике в короткие сроки получила достаточно широкое распространение, и сегодня доступ к ее услугам имеют, по разным данным, порядка 52–55%  казахстанцев при том, что фиксированной связью охвачено 18,6–18,8% граждан. Удельный вес доходов от мобильной связи в общем объеме доходов от телекоммуникационных услуг вырос с 35% в 2004 году до 45% в 2006. По мнению экспертов компании ICT-marketing, проводивших исследования телекоммуникационного рынка, последние данные свидетельствуют о перетекании трафика из фиксированных сетей в мобильные.

На фоне других государств СНГ показатели развития рынка мобильной связи Казахстана выглядят достаточно уверенно. Как свидетельствует анализ рынков мобильной связи стран Содружества, в основу которого легли исследования GSM-операторов, по состоянию на начало текущего года число абонентов сотовой связи данного стандарт превысило 223 млн. человек.

Лидирующие позиции по числу пользователей сохранила Россия, в которой услугами мобильной связи на начало нынешнего года пользовались 151 млн. человек. Абонентами сотовых операторов в Украине числились 48 млн. человек, в Казахстане — порядка 7 млн., в Беларуси — 6 млн. Наименьшее количество клиентов насчитывалось в Таджикистане и Туркменистане — соответственно 270 тыс. и 220 тыс. Россия удерживает первенство в СНГ и по уровню проникновения мобильной связи — там данный показатель составил 104%; не намного отстала Украина — порядка 103%, третье место заняла Беларусь с 62%. Следующие позиции разделили Казахстан и Грузия — в последней услугами мобильной связи охвачено порядка 49% граждан. Самый же низкий процент охвата отмечен в государствах Средней Азии — Таджикистане (12%), Узбекистане (11%) и Туркменистане (4%). Анализируя динамику развития рынков мобильной связи стран СНГ, эксперты пришли к выводу, что «мобилизация» данного географического пространства идет высокими темпами, и уже через пять лет мобильный телефон будет практически у каждого жителя.

На казахстанском рынке мобильной связи 2006 год и начало 2007 года были отмечены не только ростом числа абонентов, но и долгожданным появлением нового GSM-оператора, а также проявлением более заметной, нежели раньше, гибкости в вопросах тарифной политики.

Чей тариф лучше?

Осенью прошлого компания GSM Kazakhstan, на протяжении последних четырех лет удерживавшая лидерство на рынке сотовой связи РК, объявила о введении 75% скидки на звонки с Activ на Activ и с Activ на K'Cell, начиная со второй минуты разговора. С 1 октября 2006 года был в четыре раза увеличен срок действия каждой загруженной телефонной карты. В начале нынешнего года компания объявила о снижении тарифов для всех своих абонентов, а подписчики Activ получили в свое распоряжение пять новых тарифных планов. По словам представителей GSM Kazakhstan, сокращение тарифов в среднем составило 15%, но в некоторых планах дошло до 90%.

Тариф «Активное время» адресован тем, кто ведет долгие разговоры по мобильному телефону внутри сети. Стоимость звонков в данном тарифном плане составляет 10 единиц после первой минуты разговора и 5 единиц — после пятой. Для абонентов, которым приходится звонить на фиксированные городские номера чаще, чем на мобильные, был разработан тарифный план «Активный город». Подписчикам этого плана предлагается звонить на городские номера по тем же ценам, что на номера абонентов Activ и K'Cell, стоимость одного звонка составляет 27 единиц.

Ориентированный на студенческую аудиторию тарифный план «Активный студент» предназначен для учащихся, часто звонящих и отправляющих SMS-сообщения своим друзьям. Его абонентам звонок обходится в 17 единиц за минуту разговора, а отправка сообщения — в 3 единицы, в то время как ранее обходилась в 14 единиц.

Членам семьи, звонящим друг другу чаще, чем на остальные номера, адресован тарифный план «Активная семья». Его подписчики получают скидку на звонки внутри своей группы номеров, в которую могут входить три наиболее часто используемых номера Activ и K'Cell и один городской номер. Стоимость разговора внутри группы составляет 12 единиц. Наконец, специально для тех, кто привык много общаться посредством SMS-сообщений, был разработан тарифный план «Активные слова», подписчики которого также могут отправлять короткие сообщения за 3 единицы.

С февраля нынешнего года для абонентов K'Cell начала действовать 15% скидка на звонки внутри сети с посекундной тарификацией. Наряду с этим был введен тарифный план «Классик», отличающийся от тарифного плана «Стандарт». С 1 марта по 31 декабря клиентам K'Cell, подключенным к тарифным планам «Стандарт» и «Бизнес» с ежемесячной абонентской платой 1500 тг., каждый месяц предоставляется 60 минут эфирного времени бесплатно на звонки внутри сети. Подписчики тарифного плана с абонплатой 750 тг. получают бонус в виде 30 минут бесплатного эфирного времени. На это, однако, не могут рассчитывать клиенты, подключенные к корпоративному тарифу без абонентской платы.

В мае GSM Kazakhstan объявила о запуске международного он-лайн-роуминга для абонентов Activ, первым партнером по этой услуге стал российский оператор «Мегафон». Подключить ее подписчики могут бесплатно даже при наличии нулевого баланса, необходимо лишь загрузить единицы. В роуминге абонентам также доступна отправка коротких сообщений по цене SMS в пределах РК — в зависимости от тарифного плана за 3 или 6 единиц. С середины июня GSM Kazakhstan предложит тарифный план K'Cell Connect с услугой мобильного интернета.

По заявлению представителей компании, снижение тарифов и связанное с ним расширение доступа к сотовой связи является одним из трех стратегических направлений деятельности GSM Kazakhstan наряду с увеличением инвестиций и проведением технической работы по поддержке программы вхождения Казахстана в пятидесятку наиболее конкурентоспособных стран. По данным на начало 2007 года, абонентская база GSM Kazakhstan насчитывала свыше 3,5 млн. подписчиков, компания обеспечивала связью свыше 1035 населенных пунктов, в которых проживают более 10 млн. человек, предоставляла роуминг в 113 странах. Что касается инвестиций в развитие сети, то они превышают $600 млн., а к 2008 году их объем планируется довести до $1 млрд.

Как сообщил в ходе пресс-конференции, посвященной запуску новых тарифных планов, PR-менеджер компании Куат Домбай, GSM Kazakhstan изначально считала одним из ключевых приоритетов ориентир на запросы клиента как в тарифной политике, так и в техническом плане. Сегодня, когда на рынке мобильной связи четко обозначились сегменты пользователей, оператор получил возможность ввести тарифы, соответствующие ожиданиям разных категорий абонентов, благо техническая база позволяет реализовать эту инициативу — как в плане масштабов покрытия, так и по числу базовых станций. До конца 2007 года компания намерена увеличить по сравнению с 2006 годом на 110% количество базовых станций в Кызылординской области, на 120% — в Южно-Казахстанской, на 137% — в Жамбылской, в результате чего повысится охват сигналом небольших населенных пунктов и дорог южного региона. Дифференциация же тарифов позволит стимулировать развитие мобильной связи и повлечет рост числа подписчиков, считают в GSM Kazakhstan.

На расширение присутствия компании в регионах и предоставление широкого спектра качественных услуг, как предполагается, будут работать центры сервисного обслуживания абонентов GSM Kazakhstan «K'Cell-Экспресс», в которых им будут доступны услуги по регистрации и переоформлению номера, замене sim-карты, блокировке и разблокировке, подключению дополнительных видов услуг, приему платежей, настройке мобильного интернета и консультированию по тарифам. При центрах будут располагаться пункты ремонта, а также точки продажи телефонов и аксессуаров к ним. Открытие первого центра состоялось в Алматы, к концу года, как предполагается, в областных центрах и крупных населенных пунктах будут действовать более 100 сервис-центров, общее же их количество планируется довести до 200.

То, что гибкая тарифная политика и ориентир на запросы потребителя являются одними из главных составляющих успеха сотового оператора, продемонстрировала в минувшем и начале текущего года компания «КаР-Тел», представляющая на казахстанском рынке торговые марки Beeline и K-Mobile. По ее данным, рост абонентской базы в 2006 году составил 1800 тыс. подписчиков. В конце прошлого года число абонентов Beeline и K-Mobile равнялось 3826 тыс. человек, весной этого года оно достигло 4,35 млн., и таким образом, впервые за последние годы, прежде уверенно лидировавшая по числу подписчиков GSM Kazakhstan оказалась в роли догоняющего.

Упрочились позиции «КаР-Тел» и в корпоративном сегменте: если к началу прошлого года число подписчиков Beeline здесь составляло 100 тыс., то к весне нынешнего оно выросло до 170 тыс., услугами пользуются порядка 4000 казахстанских компаний.

За прошлый год, отмечают «КаР-Тел», удалось обеспечить существенный рывок в покрытии. Если на начало года 2006 года компания существенно отставала от конкурента, то к весне нынешнего года в зоне покрытия находилось уже 1110 населенных пунктов, или 65% населения страны, а также основные республиканские и областные трассы. К концу года уровень покрытия достигнет 70%.

В прошлом году «КаР-Тел» запустила четыре тарифных плана, ориентированных на разные сегменты рынка — «Проще говоря», «Летние ночи», «Хит», «Новогодняя кампания». «На наш взгляд, четырех хитовых тарифных планов, работающих на разные сегменты рынка, более чем достаточно; при большем количестве тарифов, во-первых, возникают трудности с сегментированием рынка, во-вторых, сами потребители затрудняются с выбором оптимального варианта», — считает PR-менеджер компании Нуркен Халыкберген.

О запуске услуги «Летние ночи» было объявлено и в преддверии наступившего лета. Подключившие ее абоненты Beeline могут общаться внутри сети с 24:00 до 07:00 по времени Астаны по 1 тенге за минуту разговора. Стоимость подключения к услуге дифференцируется в зависимости от даты: в период с 28 мая по 30 июня она обойдется в 500 тг., с 1 по 31 июля — в 400 тг., с 1 по 31 августа — в 300 тг.

В период с 26 марта по 30 июня индивидуальные абоненты получили возможность подключиться к тарифному плану «Друзья», предлагающему посекундную тарификацию и уникальную цену на разговоры внутри сети — 18 тг. за минуту при отсутствии абонентской платы. При этом стоимость исходящих звонков на городские телефоны, а также на номера других сотовых операторов составит 48 тг. за минуту. Переход на тариф «Друзья» с других тарифных планов обойдется в 200 тг. Он, как и тариф «Проще говоря», доступен для всех подписчиков «КаР-Тел» — как Beeline, так и K-Mobile.

Что касается последнего брэнда, то, по словам коммерческого директора «КаР-Тел» Светланы Вьюшиной, с января нынешнего года компания продвигает услуги под единым брэндом Beeline, поскольку это гораздо эффективнее; продажа номеров K-Мobile ведется только юридическим лицам, а дизайн sim-карт K-Mobile изменился, и теперь на них присутствует наклейка Beeline. Компании не хотелось бы расставаться и с хранящими преданность своему номеру абонентами Excess. Последние, однако, в силу технических нюансов могут перейти на другой тарифный план, только поменяв номер.

Новые тарифные планы «КаР-Тел» предложила и корпоративным клиентам. Компаниям, работающим в сегменте малого и среднего бизнеса, адресован уникальный для казахстанского рынка тарифный конструктор «Твоя команда», позволяющий выбрать для каждого сотрудника предприятия оптимально подходящий ему корпоративный тариф с кредитной формой оплаты. Тарифный план «Партнеры» нацелен на тех, кто много говорит с абонентами других сотовых операторов. Стоимость минуты разговора внутри корпоративной группы составляет 20 тг.; цена звонка на все другие направления — 30 тг. за минуту. Целевой аудиторией корпоративного тарифного плана «Свой круг» являются абоненты, много и подолгу общающиеся внутри сети Beeline. Им минута разговора внутри корпоративной сети обойдется в 15 тг., внутри сети Beeline — в 20 тг. Стоимость минуты разговора с абонентами других сотовых операторов будет стоить 35 тг., столько же — звонок на стационарные городские номера. Тарифный план «Команда» предлагает бесплатные телефонные разговоры внутри корпоративной группы за умеренную абонентскую плату 80 тг. в сутки, звонки внутри сети Beeline — по 25 тг. за минуту, на номера других операторов и городские номера — по 35 тг. за минуту.

По прогнозам представителей компании, активный рост отечественного рынка мобильной связи продлится еще около полутора лет. «Если сравнивать рынок мобильной связи РК с аналогичными рынками таких близких по уровню развития экономики стран, как Россия или Болгария, то сегодня мы находимся примерно на том же уровне, на котором они пребывали в III-IV квартале 2005 года. На этапе, когда доходность была невысокой, а абонентская база — мизерной, вести речь о снижении тарифов было преждевременно и нелогично. Но по мере того, как росла конкуренция и увеличивалось количество пользователей, «КаР-Тел» начала зарабатывать деньги и инвестировать их в развитие, появилась возможность представить потребителям более выгодные тарифы и услуги. В частности, наши абоненты получили доступ к услуге «SMS-настроение», подключившись к которой за 100 тг., можно управлять короткими сообщениями внутри сети с 50-процентной скидкой. Выводя такую услугу, мы рассчитывали получить доход, и ожидания оправдались. Если до запуска данной услуги абоненты отправляли в месяц в среднем 20–25 сообщений, то после ее объявления этот показатель вырос до 80. Однако в сфере услуг голосовой связи эластичность ниже», — пояснила г-жа Вьюшина.

Многие абоненты Beeline отметили, что введение новых тарифов не лучшим образом сказалось на качестве связи, и эту проблему можно считать своего рода «ложкой дегтя» в довольно большой «емкости» перемен к лучшему. По уверению представителей компании, абоненты сотовой связи забудут о технических проблемах после 2008 года. В предыдущем периоде, говорят они, рост компании был настолько активным, что решить технические проблемы просто не успевали, но поскольку «КаР-Тел» претендует на звание лучшей сервисной компании в Казахстане, очевидно, что вопрос обеспечения должного качества связи должен быть решен одним из первых.

Завоевание вышеупомянутого статуса потребует и развития сети фирменных салонов. По данным на начало апреля, на территории республики «КаР-Тел» открыла свыше 60 салонов Beeline, причем в процессе развития их сети особое внимание уделялось областным и районным центрам. На расширение присутствия, диапазона услуг и улучшение качества сервиса направлена программа «Город. Район. Трасса». В салонах компании абоненты могут приобрести стартовый пакет Beeline, подключить дополнительные услуги, в том числе MMS, WAP, GPRS, получить консультацию, пополнить баланс.

Молодые, да ранние

Тарифные решения, призванные привлечь потенциальных абонентов, стали одной из «фишек» самого молодого игрока казахстанского рынка сотовой связи — «Мобайл Телеком-Сервис», представляющей торговую марку NEO. Как известно, в честь открытия компания запустила маркетинговую акцию, в рамках которой все подключившиеся к NEO получали возможность звонить по Казахстану и миру по самому низкому на рынке тарифу — 32 тг. за минуту. Привлекательным предложением на момент официального объявления о выходе на рынок нового оператора воспользовались 5000 казахстанцев, до конца текущего года «Мобайл Телеком-Сервис» намерена увеличить абонентскую базу до 700 тыс. подписчиков, а потенциальные ресурсы сети пока рассчитаны на 1,2 млн. абонентов. Весной компания объявила о запуске акции «Дублирование номера», в рамках которой потребитель, желающий стать абонентом NEO, может продублировать свой номер другого оператора таким же номером, за исключением карточных торговых марок.

«Мы были готовы к выходу на рынок третьего оператора и строили свои маркетинговые планы, ориентируясь на это. В любом случае данное событие предполагает оживление рынка, рост конкуренции, стимулирует действующих операторов обеспечивать более высокий уровень сервиса, качество связи и масштабы покрытия, вводить новые услуги», — заметил в ходе одной из пресс-конференций генеральный директор «КаР-Тел» Дмитрий Кромский.

Дополнительные сервисы

Впрочем, в условиях активного роста числа пользователей мобильной связи стандарта GSM привлекательные расценки на «голосовые» услуги, качество связи и уровень покрытия являются далеко не единственными (хотя, возможно, пока и ключевыми) составляющими борьбы за благосклонность подписчиков. Развитие конкуренции между операторами мобильной связи подстегнет развитие дополнительных сервисов и новых услуг. Сегодня, как свидетельствуют данные исследования ICT-marketing, среди взрослых абонентов сотовой связи пользователей мобильного контента намного меньше, чем традиционных услуг.

Тройку же наиболее востребованных услуг представляют исходящие звонки внутри сети, звонки на сети других сотовых операторов и исходящие звонки на фиксированные номера в городе, где находится респондент. Казахстанские пользователи крайне редко звонят с мобильного телефона в дальнее или ближнее зарубежье и намного реже, чем внутри своего города, на фиксированные номера в других населенных пунктах РК. Среди дополнительных сервисов самым востребованным являются SMS, посредством которых более или менее регулярно общаются свыше 60% взрослых пользователей мобильной связи. Доля пользователей MMS значительно ниже и оценивается в 3–5% от числа взрослых абонентов; наиболее востребованы закачка мелодий и картинок.

Та же «Мобайл Телеком-Сервис» предложила абонентам широкий спектр услуг связи — мобильный интернет (GPRS и EDGE), WAP, MMS, систему конвергентного биллинга, позволяющую выбирать систему обслуживания pre-paid либо post-paid, не меняя при этом номер. Коммутационная часть «Мобайл Телеком-Сервис» построена с использованием технологий, поставку которых обеспечил мировой лидер в производстве GSM-оборудования  — Ericsson. Поставщиком уникальной для Центральноазиатского региона конвергентной биллинговой системы стала Alcatel. Наконец, новый игрок рынка первым среди GSM-операторов РК заявил о готовности предложить своим подписчикам услуги мобильной IP-телефонии.

Услуги, основанные на технологиях GPRS и EDGE, предлагает и GSM-Kazakhstan, в 2005 году первая в республике объявившая о запуске EDGE. Весной нынешнего года компания высказала готовность начать внедрение в республике мобильных сетей третьего поколения 3G. По словам главного исполнительного директора GSM Kazakhstan Сердара Джаногуллари, данный шаг соответствует стратегии по вхождению в число 50 самых конкурентоспособных стран, поскольку выполнение данной задачи невозможно без обеспечения соответствующего уровня развития информационных технологий и коммуникаций. Кроме того, отметил он, внедрение технологии 3G позволит за 2–3 года сократить уровень цифрового неравенства, обеспечить быстрый рост индустриального сектора, увеличить уровень проникновения высокоскоростного интернета, привлечь новые инвестиции в развитие высокотехнологичной отрасли и обеспечить выполнение требований, необходимых для вступления в ВТО.

GSM Kazakhstan выступила с инициативой проведения тестовых испытаний оборудования 3G в своей сети, но не получила разрешения на его временный ввоз и временное использование необходимых для внедрения данного стандарта радиочастот. Представители компании считают, что промедление с решением актуального для рынка мобильной связи вопроса может привести к серьезному отставанию Казахстана от общемирового процесса внедрения систем стандарта 3G, тем более, что в текущем году сотовые сети 3G на постсоветском пространстве готовятся внедрить Грузия, Кыргызстан, Таджикистан, Украина, Азербайджан. Разрешение на внедрение мобильных сетей третьего поколения получили и компании из «большой тройки» российских GSM-операторов.

«КаР-Тел» в прошлом году предложила своим абонентам автоматический онлайн-роуминг в сети Beeline. Корпоративным клиентам «КаР-Тел» адресовала новую для казахстанского рынка услугу «Мобильная почта» (Mobile E-mail). Как сообщил менеджер отдела развития продуктов компании «КаР-Тел» Вадим Катасонов, благодаря подключению к услуге «Мобильная почта» абоненты, находящиеся в любой точке приема Beeline в РК и использующие одну из популярных почтовых систем, Microsoft Exchange либо Lotus Domino, смогут управлять своей корпоративной почтой посредством мобильного телефона в режиме реального времени. Доставка электронного сообщения адресату осуществляется немедленно после его поступления на корпоративный почтовый сервер. Отображается состояние сообщения, его тема, дата получения с возможностью сортировки, имя отправителя. Услуга предусматривает возможность добавления адресов из списков контактов мобильного устройства, поиск адресов из корпоративной адресной книги (GAL). Благодаря использованию технологии True Push обеспечивается автоматическая синхронизация контактов и календаря между компьютером и мобильным устройством. Пользователь может работать с почтой и в GPRS-роуминге, находясь за пределом зон покрытия сотовой связи. По словам г-на Катасонова, услуга «Мобильная почта» доступна не только крупным структурам, но и небольшим компаниям. Необходимое программное обеспечение устанавливается на мобильный терминал, при этом для пользователя остаются доступными такие функции мобильного телефона, как голосовая связь, SMS, MMS. 128-битное сквозное AES-шифрование гарантирует безопасность информационного обмена между мобильным телефоном конкретного пользователя и корпоративной почтовой системой. Абонентская плата за пользование новой услугой составляет 1700 тг. с каждого терминала, плата за GPRS-трафик — 25 тг. за мегабайт. «Возможно, эти расценки трудно назвать низкими, но мы позиционируем «Мобильную почту» как услугу имиджевую, подчеркивающую высокий статус компании. Не исключено, что по мере роста клиентской базы тарифы будут уменьшаться», — заметил г-н Катасонов.

Тот факт, что дополнительные услуги сотовой связи сегодня востребованы не слишком широко, в значительной степени можно объяснить недостаточно высоким уровнем «подкованности» в таких вопросах большого числа абонентов, особенно возрастных. Многие из них, возможно, и хотели бы воспользоваться услугами, предоставляемыми оператором, но не знают, как это сделать. Кроме того, не все аппараты поддерживают функцию отправки и приема тех же MMS-сообщений, современные технологии и стандарты, в том числе EDGE и GPRS или, например, ту же услугу Mobile E-mail. На сегодняшний день основными пользователями сотового контента и высокотехнологичных услуг в сфере мобильной связи являются студенты и школьники. И хотя пока основным объектом их внимания являются картинки и мелодии, со временем именно эта категория пользователей переориентируется на услуги более «серьезные» в плане как имиджа, так и их ценности для бизнеса. Таким образом, инвестиции в развитие дополнительных сервисов можно назвать инвестициями в будущее.

Комментарии