Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

IPTV в Казахстане: светлое будущее

Несмотря на то, что абонентская база IPTV в Казахстане еще относительно невелика, у IP-телевидения впереди интереснейшее будущее.

19 августа 2013 10:42, Александр Галиев, Profit.kz
Рубрики: Связь, Интернет

IPTV в Казахстане: светлое будущееЕще несколько лет назад, на мероприятиях, посвященных продуктам IPTV, мало кто из приглашенных журналистов верил в оптимизм производителей, рассуждающих о безупречном будущем технологии. Теперь ясно, что этот оптимизм был оправдан, а за несколько лет вселенная IPTV стала настолько многогранной, что вступила в борьбу за умы и кошельки с непререкаемым авторитетом последних лет — кабельным ТВ.

Классическое определение IP-телевидения таково: IPTV (Internet Protocol Television) — это технология цифрового телевидения в сетях передачи данных, в базе которой лежит протокол IP, являющийся, в свою очередь, фундаментом всего интернета. Такая базовая совместимость изначально гарантирует широкий спектр клиентских устройств, среди которых следует назвать и традиционные ПК, и совместимые с IPTV телеприставки, и медиаплееры, и мобильные устройства, и, конечно, телевизоры с технологией SMART TV, уверенно отвоевывающие прилавки в ритейле (тут безоговорочными лидерами являются компании Samsung и LG). И это, как вы понимаете, очень сильная сторона IPTV.

По своим технологическим возможностям, в том числе, интерактивным, IPTV находится на абсолютно новой эволюционной ступени, оставляя своих конкурентов (эфирное и кабельное ТВ) далеко позади. Арсенал возможностей IP-телевидения растет весьма динамично: помимо традиционного и известного, пожалуй, подавляющему большинству продвинутых пользователей Video on Demand (видео по запросу), в списке уже классических сервисов для абонентов IPTV следует назвать TVoIP, Time Shifted TV, Network Personal Video Recorder, Electronic Program Guide и т.д. Как я уже отмечал ранее, важнейшим конкурентным преимуществом телевидения по IP является его интерактивность: потребитель подобных услуг не является более безучастным зрителем, а в ряде случаев формирует свой контент, исходя из индивидуальных предпочтений.

Несмотря на очевидность преимуществ, для того, чтобы «сложился пазл» на рынке IPTV в Казахстане, необходимо было сочетание инфраструктурных факторов, среди которых рост покрытия широкополосного доступа, развитие интерактивных услуг, формирование контентных каналов и т.д. Но настоящий прорыв в IPTV в Казахстане произошел с момента технической реализации услуг Double Play и Triple Play (Double Play — телевидение и доступ в интернет от единого оператора, Triple Play — телевидение, телефония и доступ в интернет от единого оператора). Ставка «Казахтелекома», который является на сегодняшний момент единственным игроком (Beeline, объявив, что в 2011 году запустит IPTV в Казахстане, отказался в дальнейшем от реализации этих планов, а о Digital TV мы будем говорить позже и много) на данные технологии оказалась оправданной. Запустив свой сервис ID TV в 2009 году, «Казахтелеком» в 2011 году «отчитался» о 33 тысячах пользователей услуги, а уже в середине 2012 года — о 100 тысячах абонентов (прогноз на конец 2012 года назывался на уровне 120-140 тысяч абонентов). Для того, чтобы понять, насколько «Казахтелеком» в тренде тенденций на постсоветском пространстве, посмотрим на рост сегмента IPTV в России.

Северный сосед

Данные, которые я часто привожу в разрезе России, имеют порой плотную корреляцию с отечественными реалиями. Это исходит из одного постулата, который утверждает, что казахстанский рынок несколько отстает от российского. Существуют даже оценки, которые говорят об отставании на год-два. Безусловно, использовать данную корреляцию на весь рынок глупо, но, как я отмечал ранее, кое-какие ориентиры мы получить сможем. Согласно данным, которые приводит аналитическая компания J’son & Partners, в 2010 году доля IPTV в структуре рынка платного телевидения в России составляла всего 2%. По итогам 2011 года это значение выросло до 5%. По оценкам J’son & Partners, к 2015 году структура рынка PayTV в России должна выглядеть следующим образом: доля IPTV — 12%, спутникового ТВ — 33%, а кабельного — 55%.

А теперь посмотрим, какие данные имеются применительно к нашему рынку. По состоянию на 2010 год, по оценкам уже упоминавшейся компании J’son & Partners, количество абонентов платного ТВ в Казахстане составило почти 700 тысяч. В 2012 году, по оценкам этой же компании, проникновение кабельно-спутникового телевидения в Казахстане составляло 25%, в то время как в России этот показатель составлял около 56%. Если взять за основу приведенные цифры, то мы получим долю IPTV на рынке платного телевидения Казахстана по состоянию на конец 2010 года на уровне менее 5%. Выходит, что тут корреляция поменяла свой знак в пользу Казахстана, а динамика нашего рынка опережает Россию с точки зрения проникновения IPTV? По крайней мере, опережала по состоянию на 2010 год.

Интересно, что отвечая на наш вопрос о том, какую цель по доле рынка ставит перед собой «Казахтелеком» в краткосрочной и долгосрочной перспективе, в компании отметили, что на начало 2015 года доля рынка услуг платного телевидения у АО «Казахтелеком» составит 25%. В долгосрочной перспективе, с учетом продаж услуги ОТТ (webTV), АО «Казахтелеком» планирует сохранить указанную долю рынка. Остается отметить, что цель заявлена весьма оптимистичная…

Национальные особенности телевидения

Казахстан, являющийся шестой страной мира по территории, характеризуется, как известно, низкой плотностью населения. Это привносит некоторые коррективы в стратегию государства, которое является крупным игроком на данном рынке. Один из заметных невооруженным взглядом акцентов — это упор на спутниковые технологии, которые помогли бы в кратчайший срок реализовать задачу по охвату цифровым спутниковым телевидением такой большой территории. Как отмечает министр связи РК Аскар Жумагалиев: «В планах правительства охватить цифровым спутниковым телевидением до 350 тыс. абонентов до 2014 года». Кстати, один из целевых индикаторов Государственной программы «Информационный Казахстан — 2020» определяет охват эфирным цифровым телерадиовещанием населения Казахстана на уровне 95%.

Судя по всему, проникновение цифрового спутникового телевидения идет опережающими темпами: относительно недавно Министерство культуры Казахстана сообщило, что около одного миллиона казахстанцев уже подключились к цифровому телевидению. Если принять за основу, что эфирным ТВ охвачено почти 100% населения Казахстана, то на долю цифрового спутникового телевидения пришлось около 6% аудитории. На долю абонентов кабельного ТВ (по состоянию на конец 2010 года) приходится около 4%, а на долю IPTV пока менее 0,6%, а весь рынок IPTV весьма приблизительно оценивается мной в 130 млн тенге.

Но вернемся к IPTV, которое требует, прежде всего, дорогой оптоволоконной инфраструктуры, и будет ориентироваться на компактное городское население. Впрочем, и тут работы у «Казахтелекома» немало. О серьезном настрое национального оператора недвусмысленно говорит и нашумевшая сделка по покупке Digital TV, которая может иметь далеко идущие последствия для отрасли. Кстати, если я правильно понимаю, то на покупку Digital TV «ушла» какая-то часть наличности, которая сложилась у национального оператора от продажи доли в операторе Kcell. Но это всего лишь предположения, ведь финансовые аспекты приобретения Digital TV не разглашаются, нет даже примерных, экспертных оценок по сумме сделки.

Наиболее осведомленные читатели знают, что выбор Digital TV не является спонтанным, ведь именно этот оператор, являясь пионером IPTV в Казахстане, смог в кратчайшие сроки реализовать то, что не удалось ни лидеру рынка кабельного ТВ — «Алма ТВ», ни «Казахтелекому»: уже в 2005 году компания оказалась не просто первой в Казахстане, но и первой в странах СНГ, запустившей Triple Play («Казахтелеком» пришел на этот рынок только в 2009 году)! В сентябре 2006 года мультисервисная сеть Digital TV охватила 60 тысяч подписчиков аналогового кабельного телевидения и 1500 подписчиков комплексных услуг (IPTV, интернет и телефония).

Итак, теперь понятен интерес национального оператора к Digital TV, как и понятно то, что «Казахтелеком» готовится к масштабной экспансии на рынке. Возможно так и есть, тем более, что ситуация на рынке благоволит национальному оператору: у «Казахтелекома» сейчас уже нет конкурентов, таким образом, он развивает свой сервис IPTV в очень комфортной среде, а рост доли IP-телевидения в Казахстане, судя по всему, происходит даже быстрее, чем в других странах на постсоветском пространстве. Не использовать эту «волну» было бы стратегически неверно. Удивительно то, что опираясь на комментарии пресс-службы «Казахтелекома», мы вынуждены констатировать, что услуги оператора Digital TV будут предоставляться именно в сегменте аналогового кабельного телевидения. Это странно, учитывая задел Digital TV в IPTV…

Резюме

Рост доли IPTV во всем «пироге» ТВ в Казахстане уже предрешен. Трудно что-то противопоставить услугам, которые уже стали частью пакетов IPTV, но самое важное, что технология позволяет быстро и дешево масштабировать сервис, предлагать новые актуальные услуги в кратчайший срок. И в этом вопросе у IPTV нет конкурентов. Таким образом, громкие слова о новой модели телевидения в Казахстане, в авангарде которой стоит IPTV, полагаю, не выглядят слишком пафосными. Впрочем, представители «Казахтелекома» не так оптимистичны: «В настоящее время рынок услуг платного телевидения уже является высококонкурентным. Предоставление новых услуг операторами спутникового телевидения и цифрового кабельного телевидения (DVBC) значительно усложняют задачи продвижения услуги iD TV. Возможно и появление новых операторов услуг платного телевидения в сегменте webTV, предоставляемых посредством доступа к медиа-ресурсам интернета, а также специализированных провайдеров теле- и видеоконтента для наполнения услуги Smart TV».

Комментарии