Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Медовый МСБ

О работе консалтинговых IT-компаний в казахстанском секторе малого и среднего бизнеса на примере Columbus IT.

16 февраля 2006 14:32, Камилла Лукпанова, Курсивъ
Рубрики: Бизнес

Казахстанский сектор малого и среднего бизнеса теперь привлекает не только компании-производителей программного обеспечения, но и консалтинговые IT-компании, которые уже «обживаются» на рынке РК. Одним из ярких представителей этого «семейства» является Columbus IT, работающий с крупнейшими мировыми поставщиками бизнес-приложений — Microsoft Business Solutions и Cognos.

«С 2005 года, с приобретением голландской To Increase и американской VerticalSoft, наша компания переходит на вертикальную стратегию», — заявил Игорь Торгов, вице-президент Columbus IT по Восточной Европе.

Так Columbus станет одной из первых IT-компаний в Казахстане, применяющих вертикальную стратегию, что, по мнению экспертов, поможет им «подвинуть» своих «соседей» по нише.

По словам специалистов, приобретенные компании уже неплохо продвинулись в разработке решений на основе вертикальной стратегии. Голландская To Increase разработала каталог из 30 компонентов и вертикальных решений на платформе Microsoft Dynamics-AX и Microsoft Dynamics-Nav. К тому же компания, как и Columbus IT, является участником Microsoft Industry Builder, занимаясь Industry EquipmentManufacturing на платформе Microsoft Dynamics-AX. Американская VerticalSoft «зарабатывала на жизнь» экспертизой и решениями на платформе Microsoft Dynamics-Nav для процессного производства Process800 (мясопереработка, молочная промышленность, сельское хзозяйство и пекарное производство). Компания VerticalSoft также предоставляет решения для пищевой дистрибуции (FreshPro800) и химической промышленности (ChemPro800).

«В 2006 году мы собираемся активно продвигаться в рамках Microsoft Industry Builder, и выведем на казахстанский рынок Retail Chain Manager и Industry Equipment Manufacturing. Эти продукты также появятся в этом году в России, Дании, Франции и США», — сообщил г-н Торгов, дополнив, что с этого года основным разработчиком вертикальных решений Columbus станет To Increase.

«Теперь мы предлагаем нашим клиентам восемь вертикалей: непрерывное, пищевое и химическое производство, машиностроение и автодилерство, а также розничную торговлю, дистрибуцию, лизинг, медиа, нефть/газ и финансовые холдинги, — сказал Федор Петренко, генеральный директор Columbus IT по странам СНГ. — Что же касается наших »горизонтальных« направлений — это CRM, HRM, SCM, CPM, BI, Planning и Performance tuning». По его словам, Казахстан на сегодняшний день является лидером по росту среди стран СНГ. «В РК нас «привели» очень быстрые темпы роста рынка, к тому же, у вас лучшее законодательство среди стран постсоветского пространства», — заметил глава представительства компании в СНГ.

«Некоторые наши продукты появляются в РК даже раньше, чем в России, так как, благодаря МСФО, локализовать предложение для казахстанского рынка легче, чем для украинского или российского», — согласился Игорь Торгов.

Пока у компании в Казахстане лишь 5 проектов, функционирующих со второй половины 2005 года, однако Андрей Тимошин, директор Columbus IT Kazakhstan заявил, что план на 2005 год в РК они «перевыполнили, сделав его на 150%». Основными клиентами корпорации в республике стали «Петроказахстан», «КазахОйлАктобе», «ГИС» и «Меломан».

По словам г-на Петренко, на сегодняшний день доля РК в общих доходах Columbus в СНГ составляет 6%, но в этом году компания планирует увеличить ее до 10%.

«В 2006 году наш казахстанский штат должен «подрасти» до 40 человек, также, по нашим планам, должно »подрасти« и количество проектов компании в республике. Мы ожидаем роста как минимум на 200%, то есть до 15 проектов», — сообщил глава корпорации в СНГ.

Но ожидаемые объемы прибылей или хотя бы их планируемый рост в Columbus назвать отказались, ссылаясь на то, что акции компании торгуются на датской фондовой бирже, а потому полный отчет представляется раз в квартал.

Отказались представители датской корпорации и от оглашения их доли как на мировом рынке бизнес-приложений, так и на казахстанском.

«Наша доля на мировом рынке бизнес-приложений не очень нас интересует. Все наши продукты рассчитаны на средний бизнес, с огромными корпорациями мы работаем, только если они заказывают нам решения для своих «дочерних», менее крупных компаний. Поэтому нам скорее интересна наша доля конкретно на рынке решений для среднего бизнеса», — прокомментировал «молчанье» г-н Торгов.

Однако представители Columbus все же назвали цифры, говоря о своих совместных планах с Microsoft по «отвоеванию» 30–40%  рынка бизнес-приложений для малого и среднего бизнеса. Хотя эксперты же считают, что это будет нелегко, так как компания 1С, поддавшись «движению толпы», тоже направилась в верхние сегменты среднего бизнеса со своей платформой 1С 8.0.  Но «главным препятствием» на пути к 30–40% рынка, по мнению специалистов, станет «давний знакомый» Microsoft и Columbus — компания SAP, недавно представившая на рынке Казахстана свой продукт для МСБ — SAP Business One.

«Конечно, как партнеры Microsoft, мы очень жестко конкурируем с этим продуктом, особенно острая конкуренция с SAP у нас в Австрии и Германии. Хотя Columbus не будет включать в свой «портфель» это решение, потому что SAP Business One не предлагает ничего нового по сравнению с Microsoft Dynamics, с которым мы работаем уже 17 лет».

Немецкая корпорация же питает не менее амбициозные планы.

«За ближайшие 2–3 года наша доля на рынке МСБ должна составить не менее 30%», — заявил Дмитрий Лисогор, руководитель отдела по развитию канала продаж компании SAP, добавив, что сегодня доход от продаж решений для малого и среднего бизнеса в общем доходе SAP представлен 10%.

Эксперты же думают, что на «тернистом пути к цели» Columbus не стоит забывать и про российских вендоров. «Такие компании, как «Галактика» или «Парус» сейчас имеют неплохую долю рынка МСБ в Казахстане благодаря своей агрессивной маркетинговой политике», — отметили специалисты.

Однако SAP и Columbus оптимистичны в своих прогнозах. «Ниша МСБ находится в постоянном расширении. Если в «большом бизнесе» число огромных корпораций имеет тенденцию снижаться за счет поглощений, слияний и т.д.  То здесь, наоборот, число игроков постоянно растет, — считает г-н Лисогор.

«Рынок среднего бизнеса очень широк и сильно сегментирован, в отличие от рынка огромных корпораций. Я считаю, места хватит всем», — согласился Игорь Торгов, заметив, что продукт SAP Business One рассчитан скорее на малый бизнес и нижние сегменты ниши среднего бизнеса, а потому его «нельзя назвать прямым конкурентом».

Но в верхних сегментах, по словам экспертов, серьезным конкурентом для Columbus и Microsoft становится mySAP All-in-One. «Мы не занимаемся малым бизнесом, потому что наши продукты под него не заточены», — сказал г-н Торгов.

«В нише среднего бизнеса мы работаем уже 17 лет и знаем всю его специфику, тот же рынок нам практически не знаком. К тому же там очень сильны позиции 1С, а биться головой об каменную стену — это просто невыгодно», — дополнил Федор Петренко.

Хотя, по мнению специалистов, «побиться головой об каменную стену» Columbus все же придется. Вот уже 3 раз, как «дитя Билл Гейтса» пытается пробиться на рынок бизнес-приложений для малого бизнеса, запуская в Америке решение «Магеллан».

«Сейчас мы наблюдаем, если «Магеллану» будет «сопутствовать удача», то он присоединится к продуктам «нашего портфеля», но это все равно случится не раньше 3 лет», — сообщил вице-президент датской корпорации Columbus IT по Восточной Европе.

Комментарии