Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Ерем Арутюнян, «Мечта»: игроков на рынке больше, чем нужно

Интервью с генеральным директором ТОО «Мечта Маркет» Еремом Арутюняном об отечественном рынке бытовой техники и электроники, а также о нюансах работы в его условиях.

24 июля 2013 11:28, Наргиз Асланова, Profit.kz

Казахстанский рынок бытовой техники и электроники можно назвать устоявшимся — крупные ритейловые сети стабильно поддерживают конкуренцию между собой, а каких-либо громких слияний и поглощений не наблюдается. Тем не менее, и на таком достаточно спокойном поле происходят серьезные перемены — повсеместное смещение покупательских предпочтений не обошло стороной и Казахстан. Специалисты отмечают повышение спроса к мобильным устройствам (смартфонам и планшетам), и снижение — к персональным компьютерам. По данным IDC, поставки ПК в регион EMEA, куда входит и Казахстан, во втором квартале текущего года продолжают сокращаться. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года они снизились на 22,2%, причем объясняется это именно снижением потребительского спроса. Поставки ПК в регион во втором квартале достигли 19,6 млн единиц: ноутбуки — 12,4 млн (снижение на 26%), десктопы — 7,2 млн (снижение на 14,6%).

Подробнее об отечественном рынке и нюансах работы в его условиях в интервью Profit.kz рассказал Ерем Мнацаканович Арутюнян, генеральный директор ТОО «Мечта Маркет», владеющего сетью из 17 магазинов электроники и бытовой техники «Мечта», расположенных во всех крупных городах Казахстана.

Ерем Арутюнян

Ерем Мнацаканович, каков, по вашим оценкам, объем казахстанского рынка техники и электроники? Что он из себя представляет?

— По нашим показателям, объем рынка электроники составляет примерно 400 млрд тенге в год. Если делить по категориям товаров, то получается, что самую большую долю занимает IT и цифровая техника — компьютеры, комплектующие к ним, фототехника, — эта группа составляет около 30%. Есть еще одна большая группа, которая в последние годы была лидирующей — это телевизоры. Она составляет примерно 24%. Ну и растущая группа — планшеты и смартфоны, которые занимают где-то 23%. Бытовая техника — около 20%, и мелкобытовая техника — 5%.

Насколько конкурентен розничный рынок цифровой техники и электроники? Велика ли вероятность появления новых крупных игроков?

— Розничный рынок высококонкурентен, игроков даже больше, чем нужно. Не исключено, что игроков станет меньше, и рынок будет консолидироваться. Появление новых игроков, казахстанских, я думаю маловероятно. Вполне возможно, что придут российские. Они рано или поздно придут, но это будет не скоро.

Каков оборот вашей компании, динамика и доля рынка? Сколько магазинов насчитывает ваша сеть сейчас?

— У нас 17 магазинов, мы занимаем где-то 8% рынка. Динамика — в последние годы мы растем примерно на 30-40% в год. Текущий год немного стагнационный, поэтому мы не ожидаем большого роста. Наш оборот в прошлом году составил 30 млрд тенге.

Какую долю планирует занять компания до конца текущего года?

— Больших планов нет, потому что мы боимся стагнации. Мы хотим удержаться в той доле, которую занимаем.

Ерем Арутюнян

А с чем вы связываете этот период стагнации? По каким причинам сложилась такая ситуация?

— Есть мнение, что закончился бурный рост. Экономика во всем мире испытывает кризис, и у нас он тоже отражается. Люди стали больше экономить. И потом, произошло насыщение — у каждого в доме вся техника уже есть, остается только со временем менять ее на более новые модели.

Какие товары рассматриваются как приоритетные, и какие линейки вы собираетесь развивать в дальнейшем?

— Приоритетные товары — те, которые сейчас самые быстрорастущие — это планшеты. Также очень быстро наращивают оборот смартфоны, а также мелкобытовая техника. Она постоянно нужна в обиходе, поэтому оборот растет. Более-менее насытился рынок телевизорами и крупнобытовой техникой. Однако, быстрорастущие сегменты — малоприбыльны. Хорошую прибыль дает продажа крупной и мелкобытовой техники. А инновационные продукты, которые широко распространены — на них невысокая прибыль.

Заметно ли влияет сезонность на продажи тех или иных цифровых товаров?

— Сезонность влияет сильно. В сезон отпусков лучше продаются фотоаппараты. В зимний сезон всегда лучше продажи по всей технике. Перед школой больше продаются компьютеры, зимой — обогреватели, летом — холодильники, кондиционеры.

То есть, нельзя говорить о покупках заранее, к сезону?

— Нет, заранее не покупают.

А есть ли разница в спросе в Алматы, Астане и регионах?

— В структуре продаж — да, есть разница: в регионах покупают более простой продукт, более приемлемый по цене. А в Астане и Алматы покупают дорогие «продвинутые» новые модели.

Ерем Арутюнян

Получается, в каких-то из ваших магазинов в регионах, возможно, будет отсутствовать тот или иной товар из дорогого сегмента?

— Он будет в ограниченном количестве.

Каков объем покупок через интернет-магазин от всей выручки компании? Насколько сильно выросли интернет-продажи относительно прошлого года?

— Объем продаж, к сожалению, не высокий. Он составляет примерно 1% от общих продаж. Но продажи постоянно растут, примерно на 50% из года в год, потому что стартовая цифра низкая. Но все предрекают большое будущее интернет-продажам.

Какова позиция вашей компании в плане развития интернет-магазина?

— Наш интернет-магазин работает два года. Мы уделяем ему большое внимание — стараемся увеличивать продажи, расширяем географию, организуем его работу во всех городах присутствия наших физических магазинов.

Большинство отечественных интернет-магазинов работают лишь для поддержки офлайна, представляя собой некую витрину товаров…

— Интернет-магазин, действительно, является своего рода рекламой, помощником для покупки в офлайне. Но все больше людей предпочитает делать покупки в интернете. Количество покупателей кратно увеличивается из года в год.

Какова ваша политика в отношении выбора производителей цифровой техники? Какие бренды предпочитают казахстанцы?

— Наиболее покупаемы бренды корейских производителей, Samsung и LG, потому что соотношение цена/качество у них самое приемлемое. Есть также новые качественные бренды, китайские, и есть традиционные — хорошо известные европейские и японские. Но самые продаваемые — Samsung и LG.

Вы упомянули китайские бренды. Действительно, они набирают популярность, цена на продукцию невысокая, если взять, например, те же смартфоны. Планируете ли вы работать с этими брендами?

— Я думаю, что мы будем работать с ними, но технологически они идут с отставанием года на два. Но в планах работы они есть, да.

Комментарии