Следите за новостями

Сисадмины без ограничений

В Павлодаре десять парней и девушек с ограниченными физическими возможностями получили специальность системных администраторов, однако вопрос дальнейшего обучения и трудоустройства пока остается открытым.

Для многих молодых инвалидов компьютер и интернет — единственные средства общения с внешним миром. Теперь компьютеры могут стать для них и средством заработка. В Павлодаре десять парней и девушек с ограниченными физическими возможностями получили специальность системных администраторов. Однако вопрос дальнейшего обучения и трудоустройства пока остается открытым. На деле может выйти так, что, даже получив востребованную профессию и международный сертификат, инвалиды будут ограничены в возможности устроиться на работу

ООИ «Лига родителей детей и подростков-инвалидов «Умит» совместно с ОФ «Инновационный центр IT-обучения» при финансовой поддержке ОФ «Бота» (г. Алматы) в течение 2012 года бесплатно обучали павлодарских молодых инвалидов основам профессий «Системный администратор» и «Мастер маникюра и визажа». 10 месяцев парни и девушки, инвалиды I и II групп, в том числе страдающие ДЦП, в возрасте от 16 до 27 лет, занимались по специально разработанным для них программам.

По итогам обучения в павлодарском реабилитационном центре «Самал» им торжественно вручили сертификаты, подтверждающие их знания. Начальные курсы «Системных администраторов» окончили 10 человек. 6 из них изъявили желание учиться дальше, чтобы повысить свою квалификацию. Эти занятия проводили сертифицированные инструкторы ОФ «Инновационный центр IT-обучения», который до недавнего времени входил в сеть локальных академий американской транснациональной компании Cisco.

Вышеуказанная компания является ведущим в мире производителем сетевого оборудования — модемов, роутеров и т.п. Практически во всех странах работают ее локальные академии, выпускающие инженеров по компьютерным сетям с сертификатами международного образца. Аналогичные сертификаты получили и студенты павлодарских благотворительных курсов.

«Одним из условий отбора претендентов на обучение было наличие домашнего компьютера и интернета, — рассказывает о проекте старший инструктор инновационного центра IT-обучения Дмитрий Великдус. — Начальная программа обучения обычно рассчитана на полгода, но мы были вынуждены растянуть ее на 10 месяцев, с учетом возможностей наших студентов. Основная часть занятий проходила на дому. Ребята занимались удаленно по интернету. Мы регулярно выезжали к ученикам, объясняли теорию, а на практику собирали их в центре «Самал». Там они учились собирать и разбирать системные блоки, чистить их, устанавливать модемы, соединять компьютеры в сеть. Недавно они сдали экзамены. В компании Cisco все экзамены сдаются по интернету, через сервер, расположенный в США. Это гарантирует непредвзятость экзаменаторов. И тот факт, что наши ученики были удостоены сертификатов международного образца, действительных в любой стране мира, подтверждает высокий уровень их подготовки».

Сисадмины без ограничений

К слову, обучение лиц с ограниченными возможностями в рамках проекта проводилось впервые на территории СНГ. Цель проекта — привлечение внимания общественности к проблемам молодых инвалидов, их социализация, реализация творческого потенциала, решение проблемы занятости для людей с ограниченными возможностями. По идее, в работе компьютерщика всегда есть возможность фриланса, ведь главный коммуникативный орган — компьютер — может находиться и дома. В США, например, сисадмины нередко работают удаленно и приходят в офис, только если случилась физическая поломка оборудования. Но насколько реально трудоустройство молодых инвалидов по этой специальности у нас? И смогут ли они продолжить обучение?

«Откровенно говоря, трудоустройство инвалидов любой профессии — это проблема нашего общества, — отвечает Дмитрий Великдус. — На государственном уровне трубят о необходимости трудоустройства людей с ограниченными возможностями, но на практике работодатели боятся сталкиваться с инвалидами, не хотят брать на себя ответственность. Теоретически возможна удаленная работа по интернету. Но все в конечном итоге зависит от решения работодателей».

В минувшем году директор Инновационного центра IT-обучения Максут Бекбулатов предложил ввести курсы академии Cisco в общеобразовательных школах Павлодара и получил одобрение этой идеи в городском отделе образования. Проведена работа и получено разрешение по открытию более 40 локальных академий в регионе, в том числе в детских домах, в специальном интернате для слабослышащих детей, в ГУ «Павлодарский городской адаптационный центр для лиц, освободившихся из мест лишения свободы». Кстати, опыт работы с осужденными у специалистов фонда имеется. Однако запрет на интернет в колониях приостановил ведение курсов IT для осужденных непосредственно в местах лишения свободы. Впрочем, есть информация, что сейчас в казахстанских колониях планируется наладить электронные свидания через всемирную паутину.

На 2013 год у ОФ «Инновационный центр IT-обучения» запланировано развитие благотворительных курсов для инвалидов и детей-сирот, подписан ряд соглашений с интернатами. Однако вскоре после вручения инвалидам сертификатов ОФ «Инновационный центр IT-обучения» по какой-то причине отключен от сети локальных академий Cisco и вынужден приостановить свою обучающую деятельность по данной программе.

В интернете на Youtube появилось открытое видеообращение директора ОФ «Инновационный фонд IT-обучения» Максута Бекбулатова к руководству Cisco, в котором он просит «Не исключать фонд из системы сетевых академий Cisco, не прерывать учебный процесс. И дать шанс ребятам-инвалидам, поверившим в себя и в компанию, получить современные знания и навыки, востребованные в нашем обществе».

По словам Максута Бекбулатова, отключение Павлодара от системы сетевых академий Cisco связано с неким нарушением, выявленным московским филиалом Cisco, которое якобы наносит удар по репутации транснациональной компании. В связи с этим Максут Бекбулатов подготовил американским бизнесменам резонные вопросы: «Рассчитана ли продукция Вашей компании только на успешную и здоровую часть населения? И имеют ли право незащищенные слои населения, люди с ограниченными возможностями, воспользоваться ее услугами?»

Комментарии