Следите за новостями

Цифра дня

1400 жалоб поступило от граждан в МЦРИАП в связи с утечкой Zaimer.kz

Операторы отслужили два года по контракту

Представители сотовых операторов РК рассказали о том, как сегодня продается продукт под названием «контрактные телефоны» и почему Tele2 не планирует его предлагать.

11 января 2013 15:52, Дмитрий Гордиенко, Курсивъ
Рубрики: Бизнес, Связь

Еще в 2010 году Kcell и Beeline вышли на рынок с предложением купить дорогие мобильные устройства значительно дешевле, но при условии подключения только к своим услугам. О том, как сегодня продается продукт под названием «контрактные телефоны» и почему Tele2 не планирует его предлагать, «Къ» узнал у сотовых операторов.

Одним из любопытных и при этом малоизвестных проектов на рынке сотовой связи РК является возможность приобретения так называемых контрактных телефонов, позволяющая потребителям покупать дорогие мобильные устройства по более низкой цене. Однако при этом есть одно условие: покупая телефон у сотового оператора, нужно заключить с ним контракт и пользоваться только его услугами связи с данного телефона в течение оговоренного заранее срока и за определенную абонентскую плату. Сейчас услугу предоставляют два из трех ведущих игроков рынка — Kcell и Beeline. Kcell работает здесь как с юридическими, так и с физическим лицами, Beeline — только с юридическими.

Директор по корпоративным коммуникациям АО «Кселл» Аида Досаева рассказывает, что проведенный перед стартом проекта анализ мобильного рынка показал наличие существенного спроса у казахстанских пользователей в подобном способе приобретения устройств. Поэтому следом за стартом корпоративных продаж контрактных телефонов для юрлиц в декабре 2010 года, чуть позже, с марта следующего года, компания начала их продажи и физическим лицам. Аида Досаева указывает, что сегодня любой гражданин РК в возрасте от 21 до 65 лет с зарегистрированным на него абонентским номером может пройти скоринг и приобрести контрактный мобильный телефон.

«В целом можно сделать заключение, что динамика роста продаж контрактных телефонов с момента запуска акции является положительной с сезонными спадами и подъемами, свойственными для рынка техники. Так, в июне-июле 2012 года можно было отметить многократный рост контрактных подключений благодаря выходу флагманского смартфона Samsung Galaxy S III и масштабной рекламной кампании Kcell и Samsung Kazakhstan, проведенной в этот период. Ежемесячные продажи контрактных телефонов в рамках общего объема продаж 2012 года составили около тысячи устройств», — сказала г-жа Досаева.

Одной из интересных сторон рассматриваемого продукта является предлагаемая линейка брендов. Как отмечает Аида Досаева, в рамках данного проекта Kcell сотрудничает с официальными представительствами крупнейших вендоров мобильных устройств, такими как Nokia, Samsung, LG, HTC и ZTE. Также в модельном ряду контрактных телефонов абоненты компании могут выбрать и смартфоны Apple.

«В декабре прошлого года о начале поставок смартфонов и планшетов на территорию Казахстана заявило казахстанское представительство крупного китайского производителя телеком-оборудования — Huawei. И мы не исключаем возможность начала реализации устройств этой компании уже в этом году», — сообщила Аида Досаева.

Что касается компании Beeline, то проекты для корпоративных клиентов с контрактными телефонами (как и у Kcell) стартовали с 2010 года. Старший эксперт по связям с общественностью Beeline Байрам Азизов также отметил, что основным отличием данного продукта является широкая линейка: более 250 моделей телефонов для юридических лиц. «Мы не ограничиваем своего клиента одной моделью какого-то одного вендера. Выбор модели производит сам клиент. ТОО «Кар-Тел» работает практически со всеми вендерами, представленными в Казахстане, в том числе с реселлерами Apple. Однако рассуждать о привлекательности данного проекта для бизнеса и населения Казахстана пока рано», — говорит эксперт.

Несмотря на указанную Аидой Досаевой положительную тенденцию роста продаж контрактных телефонов у Кселл, рынок рано называть раскрученным. В частности, по словам руководителя проекта proMobile.kz Думана Капасова, спрос на контрактные телефоны в РК пока довольно низкий — объемы их продаж занимают менее 4% от рынка мобильных устройств в целом. Причины этого эксперт усматривает в условиях приобретения контрактных телефонов, где в первую очередь отмечает высокую в сравнении с западными стандартами цену на устройства вкупе со всеми последующими абонентскими платежами.

Интересно, что компания Tele2 с такой услугой на рынок РК не вышла и не планирует этого делать. Сотовый оператор решил пойти по другому пути: во всех официальных офисах обслуживания и продаж Tele2 покупатели могут купить качественные сертифицированные телефоны со стартовыми пакетами по ценам не выше, чем в крупных магазинах электроники. Товарная линейка у Tele2 представлена тремя брендами: LG, Samsung, Nokia. В отличие от Kcell и Beeline, условия приобретения мобильных устройств не предполагают привязки пользователя телефона к услугам связи исключительно Tele2, но стоимость самого устройства выше, чем у конкурентов, так как нет фиксированного абонентского платежа на определенный срок. Однако насколько эффективной является стратегия Тele2, пока говорить сложно: услуга начала работать лишь с середины декабря 2012 года. Но коммерческий директор Tele2 Марат Сериков рассказал, почему была избрана такая политика.

Как указывает г-н Сериков, в странах Западной Европы и Америки продажи контрактных телефонов сотовой связи получили широкое распространение в связи со следующими факторами: во-первых, такого явления, как казахстанский ЦУМ, где смартфоны и телефоны продаются, по сути дела, с рук, на Западе практически нет. Продажи сотовых телефонов осуществляются там или через официальные торговые сети операторов, или же с помощью собственных магазинов в формате «монобренд». Во-вторых, основная форма оплаты за пользование сотовой связью в странах Западной Европы это — postpaid, или выставление абонентам счета на оплату за использованный объем услуг сотовой связи после их оказания. Кроме того, Марат Сериков отмечает, что, приобретая телефон по контракту, абонент вынужден пользоваться услугами оператора-продавца на протяжении длительного срока, зачастую не менее года, а порой и пару лет.

В Казахстане вследствие высоких цен на сотовую связь и в целях снижения собственных рисков сотовые операторы предлагают для массового рынка лишь prepaid–предоставление услуг сотовой связи на условиях предоплаты. Postpaid РК используется только при обслуживании корпоративных клиентов. Кроме того, как говорит г-н Сериков, массовый потребитель в Казахстане исторически привык приобретать телефон отдельно и отдельно — контракт на обслуживание (стартовый пакет с СИМ).

«Поэтому при покупке телефона абоненты больше задумываются о стоимости трубки, чем о стоимости контракта на обслуживание, чем пользуются маркетологи отдельных игроков. В настоящее время контрактный телефон преподносится как уникальная возможность приобрести по дешевке новую популярную модель сотового телефона, при этом абоненту дополнительно обещают ежемесячно бесплатные часы для общения в Сети, большие пакеты СМС-сообщений и трафика. На деле абонент приобретает телефон в рассрочку на срок действия контракта и ежемесячно оплачивает такой объем услуг, который, в принципе, ему может быть и не нужен. И получается, что, если сложить все платежи, переплата может составить несколько десятков тысяч тенге», — утверждает Марат Сериков.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии