Алексей Ли, Тикетон: рынок онлайн-билетов не вместит несколько игроков

16 января 2013 12:08, Наргиз Асланова, Profit.kz

Электронная продажа билетов на различные мероприятия остается в Казахстане относительно слабо развитой. Хотя опыт недавнего стартапа, а теперь уже полноценного проекта Тикетон, доказывает, что казахстанцы охотно осваивают новый способ покупки билетов в кино и на концерты. О том, как будет развиваться рынок и ждать ли нам бума электронных продаж билетов, рассказывает Алексей Ли, директор и сооснователь «Тикетона».

Алексей Ли Алексей Ли

Алексей, как, на ваш взгляд, сейчас выглядит отечественный рынок онлайн-продаж билетов? Можно ли его выразить в цифрах?

— Рынок онлайн-продаж билетов начал формироваться, по сути, весной 2012 года, в тот момент, когда запустились и мы. Одновременно с нами несколько компаний делали подобные попытки. Некоторые из попыток, в той или иной степени, успешны. Сейчас ситуация следующая: как и в России, игроки очень четко разделяют — есть рынок онлайн-билетов в кинотеатры, это отдельная большая индустрия, и есть рынок билетов на иные культурные мероприятия, включая концерты, театры, спортивные мероприятия и так далее. Что касается рынка кино, по сути, тут сейчас два игрока. (Речь идет о проекте Bileterra, работающем с кинотеатрами «Арман» и «Цезарь», и предполагающем приобретение специальной карты и ее регистрацию на сайте, — прим. ред.) На данный момент, можно сказать, что мы занимаем доминирующее положение.

Рынок концертов очень «разношерстный» сейчас, у всех различные технические и совсем не технические решения. У некоторых есть вывеска «онлайн», но при этом они, по-старинке, доставляют бумажные билеты. Рынок концертов пока сложно структурировать, там много игроков как со стороны самих организаторов и распространителей, так и среди тех, кто пытается сейчас наладить онлайн-продажи билетов.

Что касается кино, примерная цифра продающихся билетов в кинотеатры по всей республике — это около миллиона штук в месяц. Что касается онлайн-билетов, у нас статистика открытая. В первые месяцы продажи были на уровне 1500 билетов в месяц. Постепенно люди начинают понимать преимущества онлайн-покупки, сейчас динамика определенно есть, за ноябрь 2012 года мы продали порядка 4500 билетов. Декабрь примерно на этой же планке, а за первые праздничные дни января было продано около 2500 билетов.

Тикетон сейчас — практически единственный игрок на этом рынке. Вы предвидите появление конкурентов и, если да, то как скоро?

— На самом деле, я так не думаю. Что касается онлайн-продаж, здесь есть и верхний «потолок». Например, в США, по примерным данным, около 20% билетов продается онлайн. Но этот рынок очень высокоразвитый. Можно смотреть на Россию, но там по некоторым городам уровень онлайна достигает 7%. По Казахстану он, соответственно, в ближайшие годы, конечно, будет расти, но пока будет оставаться небольшим. Рынок онлайн-билетов в кино, на мой взгляд, не вместит несколько игроков. Еще полгода, у нас есть определенное понимание того, как мы будем расти. И у нас есть понимание того, что, скорее всего, новых игроков, по крайней мере — сильных игроков, не будет.

Алексей Ли Алексей Ли

Сколько средств было потрачено на проект и сколько еще требуется?

— Точную цифру уже потраченного и того, что мы планируем потратить, я назвать не смогу. Примерные рамки — на первый период активного развития и выхода на операционную самоокупаемость проекта мы искали около 350 тыс. долларов. Это примерная стоимость проекта до его выведения в стабильную нишу. Уже найдены инвестиции, проект живет и развивается за счет них. По нашим примерным планам, операционная самоокупаемость наступит не раньше ноября этого года.

В Казахстане достаточно сложно раскрутить интернет-проект из-за приверженности пользователей к Рунету. Как проходит процесс?

— Не совсем так. Что касается контента, люди действительно ходят в Рунет. Что касается интернета как удобного инструмента для оплаты каких-либо вещей, люди постепенно привыкают платить — homebank, различного рода коммунальные, сотовые и другие услуги. Видя эту тенденцию, мы понимали, что онлайн-билеты будут востребованы. Наш ключевой партнер — сайт kino.kz, у которого уже есть стабильная высокая посещаемость, есть своя аудитория. Поэтому опасений нет.

Говоря о количестве пользователей — каков ежемесячный прирост?

— Если посещаемость каких-либо контент-проектов измеряется просто в количестве посещений, у нас это — количество транзакций и купленных билетов. Мы, в первую очередь, заостряем внимание на этом. Тенденция такова — с июня по ноябрь 2012 года рост в 2 раза.

Алексей Ли Алексей Ли

В кинотеатрах, подключенных к сервису, доля бумажных билетов все еще преобладает. А какова динамика? Есть ли вероятность, что электронные билеты будут лидирующими, и когда это произойдет?

— Это, скорее, определенная категория, она не будет подавляющей. Во-первых, у нас не настолько сейчас привыкли к интернету. Даже если привыкнут, остается очень большой процент людей, которые приезжают в торговые центры за какими-то сопутствующими услугами — супермаркеты, бутики, и, заодно — кинотеатр. Таких людей, скорее всего, будет больше. Наша категория пользователей — это те, кто заранее хотят спланировать свой отдых и быть уверенными, что поход в кино состоится. Эта категория не будет превалировать.

В настоящее время Тикетон предполагает два способа оплаты — банковские карты и терминалы Qiwi. Собираетесь ли вы добавлять другие возможности оплаты (электронные кошельки, NFC и т.д.)?

— На самом деле, очень удобным был бы способ списания средств с баланса мобильного телефона. Но, насколько я знаю, пока в Казахстане эта услуга не готова как технически, так и юридически. Мы активно присматриваемся к электронным деньгам. Скорее всего, в первую очередь запустим Яндекс.Деньги. Есть еще ряд казахстанских сервисов, с ними мы тоже сейчас ведем переговоры.

Какой из способов оплаты у вас наиболее популярен?

— Больше платят картами. В зависимости от мероприятия, процент скачет довольно существенно. На концерты, например, куда могут пойти люди из совершенно разных категорий, преобладают оплаты в терминалах. На фильмы — все-таки больше карт. Опять же, от вида фильма может зависеть процент. Если говорить о средних цифрах, то картами платят порядка 80%.

Алексей Ли Алексей Ли

Как вы считаете, почему площадки по продаже билетов онлайн не появились у самих кинотеатров? Они неохотно идут в интернет?

— Здесь, на мой взгляд, требуется большая экспертиза именно в области интернета и интернет-коммерции. Это отдельно существующие сервисы, именно они могут предоставить наилучшую поддержку клиентам. У нас, например, кол-центр 24/7, есть подробная аналитика того, почему у некоторых людей не проходят платежи по картам. Мы этим людям помогаем в разрешении их проблем. У кинотеатров, все-таки, есть одна основная задача — это сам кинотеатр. И на онлайн-сервис просто не будет хватать ресурсов для нормальной поддержки. Поэтому наиболее правильно отдавать это в компанию, которая на должном уровне будет предоставлять этот сервис.

Ticketon работает почти год. Насколько сложно подключать кинотеатры?

— Основным камнем преткновения и того, почему подобные компании не появлялись раньше, был как раз вопрос согласия кинотеатров. Это очень сложный вопрос. Конечно, с течением времени переговоры проходят легче, поскольку люди уже видят реальные результаты нашей работы.

Каковы дальнейшие планы по развитию проекта?

— В ближайшие несколько месяцев мы ожидаем расширения количества кинотеатров, подключенных к нашей системе. Что касается других областей, в конце 2012 года мы запустили онлайн-продажу совместно с театром им. Лермонтова. В ближайшие несколько месяцев мы планируем запустить продажу билетов для театра оперы и балета. Принципиальная договоренность, понимание и согласие уже есть, остаются технические вопросы.

Наша задача создать максимально удобную единую площадку, где продаются билеты на разного рода мероприятия. Планы амбициозные — стать сервисом, который позволяет в любом более-менее крупном городе купить билеты онлайн.

Комментарии

Новости по теме

Статьи по теме

Последние фоторепортажи

  • PROFIT Callcenter Day 2016

    PROFIT Callcenter Day 2016

    Фоторепортаж с первой конференции PROFIT Callcenter Day, посвященной новым решениям для контакт-центров, прошедшей в Алматы.

  • PROFIT Finance Day 2016

    PROFIT Finance Day 2016

    Фоторепортаж с прошедшей в Алматы конференции PROFIT Finance Day 2016, посвященной ИТ в финансовом секторе.

  • iMIX-2016

    iMIX-2016

    Фоторепортаж с интернет-конференции iMIX-2016.

  • PROFIT Industry Day 2016

    PROFIT Industry Day 2016

    Фоторепортаж с прошедшей в Алматы конференции PROFIT Industry Day 2016, посвященной использованию информационных технологий на предприятиях промышленного сектора.

  • PROFIT Cloud Day 2016. Алматы

    PROFIT Cloud Day 2016. Алматы

    Фоторепортаж с конференции по облачным технологиям PROFIT Cloud Day 2016, прошедшей в Алматы.