Следите за новостями

Сколько стоит звук

Анализ объема рынка мобильного контента в Казахстане.

13 июля 2006 16:52, Курсивъ

Оборот рынка рингтонов в мире, по оценкам экспертов, достигнет к 2008 г. $4 млрд. Мобильный контент — мелодии для сотовых телефонов, картинки и игры — во всем мире приносит своим разработчикам и продавцам миллиарды долларов в год, а в ближайшие годы сумма доходов увеличится на порядок. Рынок медиасервисов во всем мире неуклонно растет.

По данным компании JSon & Partners, ежегодно доходы операторов от предоставления абонентам мобильного контента увеличиваются на 150%. При этом на долю контента и услуг, предоставляемых провайдерами, приходится около 30% доходов от неголосовых услуг, которые компании связи продают своим абонентам. К примеру, если в 2001 году все российские контент-провайдеры вместе заработали всего $4,9 млн., то в 2004 году их доходы составили уже $300 млн. По оценкам JSon & Partners, рубежа $1 млрд. рынок мобильного контента достигнет уже в следующем году.

Об этом говорит директор компании ImagineMobileSolutions Роман Шовкопляс: «Годовой оборот рынка рингтонов в РК оценить очень сложно, т.к.  консолидированной информацией об объемах оборота каждого контент-провайдера обладают только операторы. Структура оплаты заказанных рингтонов следующая: сумма за скаченную мелодию удерживается со счета абонента, далее эта сумма передается контент-провайдеру за вычетом доли оператора, контент-провайдер затем оплачивает сумму, причитающуюся правообладателю мелодий. Чем большую долю оператор передает контент-провайдеру, тем больше возможностей для продвижения сервисов и рекламы есть у контент-провайдера, и наоборот. Цена за рингтон устанавливается каждым контент-провайдером отдельно в зависимости от условий работы с оператором и договоренности с правообладателем».

Говорит менеджер отдела маркетинга и маркетинговых коммуникаций Beeline Арман Альжанов: «Точных оценок по размерам казахстанского рынка мобильного контента нет, однако общепринятой цифрой признается сумма около 10 млн. долл. Что касается рингтонов как части мобильного контента, то их доля вместе с картинками составляет около 60–65% в общей структуре контента. Однако стоит учитывать, что доля данного вида контента с каждым месяцем снижается в силу развития других видов мобильного контента (информационный контент, знакомства, игры и др.) На рынке мобильного контента существует так называемая Revenue sharing model (схема разделения доходов), в рамках которой доход от предоставления мобильного контента распределятся между основными участниками предоставления, а именно: мобильный оператор (30–50%), правообладатель (20–30%  в зависимости от вида мобильного контента), сам контент-провайдер берет на себя роль посредника между всеми участниками процесса предоставления мобильного контента, при этом его доля варьируется на уровне остатка после расчетов всех участников». Развитие рынка мобильных контент-услуг напрямую зависит от развития сотовых компаний в республике. Однако казахстанские участники рынка называют и другие причины. «Развитие данного рынка во многом зависит от развития СМИ в Казахстане», — считает Роман Шовкопляс.

«На наш взгляд, тенденции рынка мобильного контента таковы, что, прежде всего, изменения коснутся структуры рынка, а именно: уже сейчас увеличивается доля продаж такого контента, как игры, более того, все большую популярность приобретают интерактивные сервисы знакомств», — отмечает Арман Альжанов.

В России участники рынка мобильного контента и аналитики отмечают, что рингтоны, ставшие хитом продаж еще в первые годы существования рынка мобильного контента, до сих пор являются самым востребованным абонентами товаром и уступать позиции другим приложениям пока не собираются. В прошлом году в России было скачано 200 млн. рингтонов. На их долю пришлась примерно половина доходов от продажи мобильного контента в России — около $150 млн.

«Средняя стоимость на полифонический рингтон (все еще имеет место, хотя по ходу вытеснения его полифоническим собратом реалтоном его доля сводится к минимуму) на сегодня $0,8–1. Что касается реалтона полифонического (более насыщенного по качеству воспроизведения музыкальной композиции), его стоимость — от $1 до $1,5», — замечает Арман Альжанов.

Еще один задел на будущее — мобильные игры. По мнению участников рынка, те SMS-игры с участием множества абонентов, которые пользуются относительной популярностью, сейчас отойдут на второй план. Сотовые игрушки станут реалистичными, максимально приближенными к компьютерным, но при этом более интерактивными.

«Представляете себе: вы сидите перед телевизором, играете вместе с другими пользователями в стратегию и при этом управляете войсками, посылая SMS с мобильного телефона. Точно так поступают ваши противники. При этом на телеэкране время от времени появляется ведущий «программы», комментирующий события. Сейчас такие услуги пользуются все большим спросом на Западе, и инвесторы готовы вкладывать в производителей такого контента значительные средства», — считает Руслан Хоромов из компании Sibius.

Казахстанские компании также внедряют новые продукты на данном рынке. «Наша компания готовит целый ряд продуктовых линеек. В их число входят «Мобильные вакансии» и «Мобильное обучение». Тестовый запуск уже производился, планируется коммерческий запуск», — говорит Роман Шовкопляс.

Комментарии