Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Наперегонки со временем

Интервью с координатором проекта «Е-акимат Астаны» Дауреном Топаевым о том, что ждет рынок IT-услуг РК и смогут ли разработчики государственных е-услуг занять весомую нишу в мировой IT-индустрии.

12 ноября 2012 08:45, Карина Микоян, Экспресс-К
Рубрики: Общество

В последние пять лет рынок IT-услуг в Казахстане заметно оживился. Причем не только со стороны продавцов, но и клиентов. Потребитель стал предъявлять IT-специалистам все более жесткие требования, рассчитывая получать качественный продукт, отвечающий всем современным требованиям.

Что ждет рынок IT-услуг Казахстана? Смогут ли разработчики и архитекторы государственных электронных услуг Казахстана занять весомую нишу в мировой IT-индустрии? И ожидается ли рост цен на их услуги? Координатор проекта «Электронный акимат Астаны» Даурен Топаев рассказал об отечественном IT-рынке.

— Даурен, согласно исследованию IDC (International Data Corporation), объем IT-рынка в 2011 году составил 1 430 млн долларов. При этом доля «железа» в структуре продолжает оставаться большой — более 80%. Что необходимо делать для увеличения доли программного обеспечения и сервисов?

— Расчеты IDC в данном случае производились с учетом цены продуктов. На сегодня стоимость серверного оборудования гораздо выше, чем программного обеспечения. В этих расчетах суммы, затраченные на приобретение, не отражают объективной картины. Хотя сервисы и программное обеспечение уже занимают 16% от общей доли затрат. Это уже немало. Кроме того, не стоит забывать, что покупка компьютеров частными лицами также является составной частью IT-рынка. А население редко покупает программное обеспечение, используя пиратские версии, загруженные из интернета.

— На втором съезде IT-предприятий Казахстана было заявлено, что наша страна сможет занять определенную нишу в мировой IT-индустрии, если разовьет сектор разработки программного обеспечения. Не слишком ли самонадеянное заявление?

— Абсолютно нет. Это вполне возможно. Более того, считаю, надо делать акцент на автоматизацию услуг, в этом направлении наши специалисты уже имеют опыт. Но вряд ли это произойдет уже завтра, так как все еще остро стоит проблема качества IТ-специалистов. Необходимо начинать с повышения уровня образования в этой сфере. Радует то, что потребители IT-услуг тоже развиваются. Это повышает требования к разработчикам и стимулирует их к активному развитию. Если раньше для покупателя было достаточно пакета офисного программного обеспечения от Майкрософт с антивирусом, то сегодня мы видим, что запросы пользователей растут, так же, как и требования к качеству разработанного программного обеспечения и сервисных услуг.

— Не значит ли это, что цены на разработки отечественных IT-специалистов взлетят вверх — до уровня мировых специалистов?

— Стоимость IT-услуг — это не только цена железа и проводов, это огромный объем работы специалистов. А интеллектуальный труд должен соответствующе оплачиваться. Насколько мне известно, сейчас проводятся работы по формированию так называемого прайс-листа на типовые работы в сфере IT. Но у меня есть опасения, что от этого цены на услуги могут еще больше возрасти, так как сейчас много работ остаются неоплачиваемыми. Но если их классифицируют, то, соответственно, к предыдущей цене прибавятся еще и эти затраты. — Будете ли вы развивать проект «Электронный акимат Астаны» такими же темпами, несмотря на то, что цены на IT-услуги могут вырасти?- Конечно. Сегодня электронный акимат — это система управления на основе информационно-коммуникационной инфраструктуры, направленная на оперативное и качественное исполнение функций столичного акимата. Это требование времени и самих горожан. В век новых технологий в таком современном городе, как Астана, электронный акимат был жизненно необходим, чтобы люди не тратили свое время на стояние в очередях и беготню по кабинетам.

К примеру, мы создали самый актуальный план-схему столицы с разделением избирательных участков и обозначением автобусных маршрутов на сайте maps.astana.kz. Усовершенствовали контакт-центр, который теперь может не только принимать и перераспределять звонки, но и перезванивать горожанам. Кроме того, была создана база столичных вакансий, резюме и профессиональных курсов, что также является системой электронного акимата. Услуги для населения на сайте e.astana.kz доступны 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

— Даурен, какой отдачи вы ждете от проекта «Электронный акимат Астаны»?

— Самое главное, чего мы ждем от автоматизации госуслуг, — это обеспечение эффективного удаленного взаимодействия потребителя с системой, сокращение трудозатрат акимата и временных затрат потребителя, а также повышение прозрачности и противостояние коррупции. Но это вовсе не значит, что после автоматизации мы сократим сотрудников, так как необходимости в их труде не будет. Напротив, они будут более углубленно погружаться в работу, у них появится время для саморазвития.

— Что нового планируете внедрить в ближайшее время?

— Автоматизировать новые государственные услуги, это еще семь наименований. К концу года начнет работу GSM-шлюз, с помощью которого будет возможна рассылка sмs-уведомлений жителям города о важных событиях и мероприятиях. Прорабатывается концепция по предоставлению всех услуг акимата населению — как информационных, так и транзакционных. Планируем создать мобильную версию сайтов e.astana.kz и job.astana.kz. Словом, горизонтов для развития у нас много.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии