Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Свое дело: веб-студия

Открыть собственную веб-студию можно, не вкладывая на начальном этапе крупные инвестиции.

1 октября 2012 17:20, Наргиз Асланова, Profit.kz

Создавать бизнес с нуля всегда непросто, особенно в сфере информационных технологий, где знания теории менеджмента недостаточно. Многие задумываются об открытии собственного дела, но в итоге его открывают лишь единицы — останавливает страх, чувство неопределенности или нестабильности, вероятные риски. Однако, если вы энтузиаст и профессионал своего дела, и все-таки решились на открытие собственного бизнеса, не стоит сдаваться. Как говорится, дорогу осилит идущий! Мы продолжаем наш цикл материалов «Свое дело» — ранее мы уже рассказали как начать свой бизнес по приему платежей и как открыть интернет-магазин. Сегодня же мы поговорим о том, как открыть веб-студию.

Вместо вступления

Интернет-рынок Казахстана развивается, достигая весомых показателей. Более того, по мнению специалистов студии «Аналитические ресурсы», республика созрела для мягкого интернет-бума. Так, в 2011 году на услугах интернет-доступа заработано 83,8 млрд тенге (рост по сравнению с 2010 годом — на 63,2%). Таких темпов роста ранее в секторе не наблюдалось. Растет и количество интернет-пользователей. По данным интернет-компании PROFIT Online, уровень проникновения интернета в Казахстане по итогам 2011 года оценивается в 7,5 млн человек. Объем услуг в области информационных технологий также растет. Так, согласно информации Агентства РК по статистике, в 2011 году всего на услуги в области ИТ было затрачено 214,2 млрд тенге (рост по сравнению с 2010 годом на 66,7 млрд тенге), из которых 1,25 млрд тенге было потрачено на создание и содержание интернет-ресурсов.

Как и любой динамично растущий рынок, интернет-рынок Казахстана становится интересной площадкой для продвижения своего бизнеса. Веб-сайт — это презентация себя, поиск клиентов и партнеров, продажа товаров и услуг и многое другое. По подсчетам Дэйва Эванса, известного западного футуролога из компании Cisco, в течение следующих 10-15 лет количество интернет-сайтов и интернет-трафика вырастет в 100 раз. А полноценное существование человеческого общества без интернета будет и вовсе невозможным. Так как же можно заработать на этом рынке сегодня? Один из вариантов — создание собственной веб-студии.

Поле для деятельности

Прежде чем открыть свою веб-студию, стоит посмотреть, на каком рынке придется работать и развиваться. Игроки данного рынка не берутся оценивать его показатели, ибо большинство студий — небольшие ИП или вовсе не оформленные юридически организации. «Субъективно „живых“ студий в Казахстане около 300. Это команды, занимающиеся разработкой сайтов, дизайном, иногда продвижением, — рассказывает Асет Нурпеисов, исполнительный директор ОЮЛ „Интернет Ассоциация Казахстана“. — По ощущениям, рынок в последний год перестал активно расти так, как это было еще два-три года назад и студии стали консолидироваться».

Стоит отметить, что в 2010 году была попытка оценить объем казахстанского рынка создания сайтов российской экспертной группой «Теглайн». Однако, по словам Дмитрия Рохлина, арт-директор студии Grafica, закончилось все тем, что компания «собрала массу конфиденциальной информации и скатилась в продажу студиям сомнительных семинаров, вместо того, чтобы выдать рейтинг, который все ждали». Сегодня возможно оценить рынок только приблизительно, он непрозрачен и многие компании просто не хотят раскрывать свои объемы. Единственный вариант хоть как-то сориентироваться в объемах рынка — это попытка руководствоваться российскими исследованиями. Как известно, казахстанский рынок меньше российского в 10 раз, отсюда и придется делать выводы. Общий объем рынка веб-разработки в России в 2010 году составил $312 млн, следовательно, при грубом подсчете, для Казахстана это $31 млн. В России рынок увеличился с 2009 к 2010 году на 35%, и это при том, что в 2010 году наблюдалось снижение цен из-за кризиса.

Что касается конкуренции на рынке, то ее можно условно разделить на два сегмента, по критерию цена-качество. Так, она довольно высока в сфере разработки шаблонных, низкокачественных веб-сайтов за очень небольшие деньги, и средняя — в области разработки сложных, крупных и творческих проектов. «Это связано с тем, что цены никак не систематизированы, поэтому большинство компаний и частных заказчиков просто не понимает, что им нужно и сколько это стоит, — поясняет Асет Нурпеисов. — В итоге заказывают сайт там, где это стоит дешевле, получая на выходе продукт, не соответствующий их ожиданиям». Кроме того, студий, которые разрабатывают шаблонные веб-сайты, довольно много и их количество сильно возросло в 2011 году, отмечает Софья Буланова, генеральный директор ТОО «Творческая группа Весна», а вот высококвалифицированных — не больше 10. «Россияне пока тоже не очень активно приходят на наш рынок, думаю, по причине отсутствия серьезных проектов с серьезными бюджетами для них», — поясняет Софья.

Между тем, спрос растет в обоих сегментах и превышает предложение. По мнению Асета Нурпеисова, это связано с тем, что многие компании стали переделывать свои сайты (сделанные ранее и сегодня не отвечающие даже минимальным требованиям пользователей), и началась вторая волна заказов. Теперь заказчики понимают, чего они хотят, и заказывают сайт, который понравится и им, и их потенциальным клиентам. «Существует еще и третий этап, когда компании, наконец, начинают использовать сайт как бизнес-инструмент, но нам пока до него далеко», — заметил г-н Нурпеисов.

С чего следует начать и как открыть собственную веб-студию?

Открыть студию можно, не вкладывая на начальном этапе крупные инвестиции. Вы можете начать с разработки и запуска нескольких качественных сайтов, где заказчиками будут выступать знакомые. Главное для вас на первом этапе — понять, как контактировать с заказчиком и отрабатывать его пожелания. Вы наберете некоторый опыт, а также, что весьма вероятно в случае удачной реализации первых проектов — и новых клиентов. Принцип «сарафанного радио» работает, и не стоит его недооценивать. Так, по мнению Дмитрия Рохлина, рост количества заказов зависит от того, насколько хорошо студия делает свою работу: «Сделал, к примеру, хороший сайт, — и вот к тебе уже заказчики деньги несут. Сначала этих людей немного (как и денег у них), потом количество и тех и других растет».

Кроме того, имея несколько единомышленников в лице друзей, разработкой сайтов можно заниматься совместно с ними. А дальше, по мере развития, начнется серьезная постройка бизнеса: изучение рынка, прогнозирование спроса, постановка процесса продаж, отладка документооборота, постановка процесса параллельной разработки проектов (планирование, ведение и контроль качества разработки), найм и обучение разработчиков и административного персонала. Если начинаешь свое дело «с нуля», то первых заработанных средств на все необходимые организационные работы, конечно, не хватит. Действовать лучше постепенно, решая задачи по принципу критичности и перспективности.

А вот начинать работу с заказчиками лучше с несложных проектов, сайтов-визиток. Таких страничек за месяц можно создать несколько десятков. И, хотя это и примитивные сайты, впоследствии их проще удалить и сделать новые, нежели дорабатывать. При этом на рынке достаточно много заказчиков, которым большего, чем сайт-визитка, не требуется. Вы же, пройдя путь проб и ошибок и реализовав несколько несложных проектов, получите ценный опыт для дальнейшей работы.

Создание качественного интернет-проекта — это сложный процесс, в котором присутствует много нюансов. И вникать надо во все, упустишь что-то — проект тут же «захромает на обе ноги». Кроме того, нужно не забывать и о судьбе уже готовых сайтов, следить за ними, предлагать улучшения, поддержку. «Не стоит рассчитывать на мгновенный успех и рост, как правило, успех здесь — результат усидчивого, вдумчивого и длительно труда. Важно уметь строить отношения с разработчиками — творческими людьми, уметь обеспечивать обстановку, в которой им комфортно работать, но при этом, чтобы они чрезмерно не расслаблялись. Надо постоянно быть в курсе новинок, постоянно учиться и развиваться», — считает Софья Буланова.

Вообще, при создании собственной веб-студии игроки рынка советуют оценить собственные силы, возможности и умения. По мнению Асета Нурпеисова, в первую очередь важно определиться, для кого вы будете делать сайты. «То есть, сможете ли вы сделать продающий сайт или вам лучше обратится к созданию сайтов-сервисов или к штамповке сайтов-визиток», — пояснил он.

Материально-техническая база

На первом этапе начинать работу можно и без собственного офиса. С одной стороны, для старта не требуется больших финансовых вливаний, но с другой стороны, бизнес требует серьезных интеллектуальных и временных затрат. Здесь необходимо уделить силы поискам заказов, пусть и небольших, а также обзвону потенциальных клиентов. Это позволит заработать средства, необходимые на развитие дела. Так, студия Grafica начала свою деятельность в 2006 году с однокомнатного офиса в полуподвальном помещении и двух слегка помешанных на работе студентов. «Идею своей студии мы вынашивали пару лет. А потом взяли и открылись. Вынашивать-то идеи бесконечно можно. Года через два начали даже какую-то зарплату получать, благо университетская стипендия позволяла не сильно переживать по поводу денег. Вложений никто особо не считал, поскольку занимались любимым делом. Самые ценные инвестиции в итоге — время и упорство», — рассказывает Дмитрий Рохлин.

А вот следующими шагами станет открытие офиса и прием на работу персонала — менеджера по продажам, программиста, дизайнера, веб-верстальщика. Естественно, самая большая статья расходов студии — это специалисты. Все остальное «съедает» существенно меньше. «В плане оснащения для веб-студии нужен офис (120 кв. м. или меньше), в котором может быть 5 комнат: приемная, переговорная, комната разработчиков, кабинет руководства, комната отдыха. Также нужны хорошие компьютеры, отличный интернет, телефонная связь», — считает Софья Буланова.

На чем тут зарабатывать?

При правильном подходе, и в идеале, рентабельность бизнеса должна составлять 40-50%. В конечном же итоге она зависит от умения продать. При этом не стоит гнаться за большим количеством клиентов — количество в разработке сайтов может негативно сказаться на качестве. Кроме того, при активном расширении компании и ее штата есть риск впоследствии не вытянуть «раздутый» штат. Поэтому иногда лучше отказать потенциальному заказчику, чтобы не навредить существующим проектам. Первоочередным фактором здесь является качество, а не количество.

Рост количества заказов у веб-студии зависит от того уровня качества, который способна обеспечить студия. Из этого же уровня, соответственно, складывается и цена готового проекта. Основными клиентами веб-студий являются компании малого и среднего бизнеса, из самых различных отраслей. Что касается порталов, то это, чаще всего, отдельные предприниматели, располагающие средствами для того, чтобы покрыть расходы на их разработку и продвижение.

Секретом работы студии и основными составляющими успеха поделилась Софья Буланова: «Если веб-студия — это бизнес, то в первую очередь — финансовая отдача. Кроме финансовой отдачи — качество проектов, учет в разработке современных технических возможностей, свежие идеи в дизайне, постоянный рост сложности проектов и серьезности клиентов. Мы предпринимаем много различных шагов. Но в первую очередь мы стремимся выпускать максимально качественные продукты — это главный приоритет. Иногда приходится даже доделывать что-то в проектах за свой счет, реализовывать какие-то идеи, за которые сам заказчик, по началу, не очень-то „цепляется“, понимает их только позже. Когда проект затем окупается, конечно, по рекомендации его владельца к нам приходят лояльные клиенты, которые хотят покупать наши идеи и готовы нормально их оплачивать. Также лояльные клиенты приходят, просто увидев интересный проект, разработанный нашей студией, в интернете».

Объем услуг четко назвать сложно, так как они разнятся, есть проекты, которые делаются за 1,5 месяца, а есть — за 6 месяцев. В среднем, одновременно в процессе разработки находятся порядка 20 проектов. В год средняя студия способна выпустить около 50 сайтов. Наибольший доход приносит разработка порталов, крупных сайтов. Если говорить об их стоимости, то на данный момент корпоративный сайт в среднем оценивается в $4000, портал — в $15 000. «По этой причине мы несколько лет назад отказались от разработки совсем простых сайтов, так как часто бывает, что затрат времени и согласований по ним столько же сколько по большим проектам, а отдача практически нулевая», — делится опытом Творческая студия «Весна».

Стоит также отметить, что в нише создания сайтов сверхприбылей ожидать не стоит. Маржа при создании интернет-проектов, как правило, небольшая. Поэтому игроки рынка советуют не надеяться на моментальное обогащение, даже через качественную работу. Скорее, здесь уместно говорить о постепенном и медленном росте.

Реклама — ваш двигатель

Самое главное, о чем необходимо помнить: работа веб-студии — это не просто создание сайтов, их техническая разработка и продвижение. Любой веб-студии важно уметь продавать свои услуги, иначе, какой бы хорошей она ни была и какие бы качественные сайты ни делала, бизнес закроется. Если вы хотите, чтобы ваше дело стало доходным, мало просто создавать сайты «на коленках». К вопросу необходимо подойти со всей серьезностью, и уделить особое внимание раскрутке проекта.

Как правило, существует несколько основных каналов продвижения компании — размещение в электронных справочниках, работа менеджеров активных продаж, размещение рекламы. Каждый из этих каналов обеспечивает примерно одинаковый процент заказов. Дополнительными способами привлечения клиентов могут быть семинары, участие в конкурсах и общественно-значимых проектах, партнерство с другими игроками рынка и компаниями из схожих отраслей (рекламные агентства, системные интеграторы).

Не менее важно и наличие портфолио, поскольку отсутствие работ настораживает потенциальных клиентов. Если же вы только открылись, и готовых проектов еще нет, в портфолио можно положить работы, которые вы делали для себя или знакомых — они есть практически у каждого специалиста. Ну и, конечно, немаловажным фактором является наличие сайта вашей компании. Этот момент наиболее любопытен — в настоящее время на рынке присутствует масса веб-студий, даже не имеющих собственного сайта. Или он есть, но в таком плачевном состоянии, что закрадываются сомнения о способности той или иной компании создать жизнеспособный ресурс вообще, не говоря уже о создании сайтов на заказ. Почему-то владельцы подобных студий забывают, что основной поток их клиентов приходит через интернет...

Время запуска: до 6 мес.
Штат сотрудников: 57 человек
Инвестиции: $200—1000
Срок окупаемости: от 1 мес.
Оборот в год: $20 тыс.—$300 тыс.
Количество веб-проектов в год: 650, в зависимости от размера студии
Стоимость создания веб-проекта: от 600 тыс. тг.

 

Комментарии