Следите за новостями

Цифра дня

99% - интернет-проникновение в Астане

Светлана Анисимова, Cisco: Казахстан опережает мировые темпы роста

Интервью с главой представительства Cisco в РК Светланой Анисимовой о планах компании на казахстанском рынке.

26 сентября 2012 10:43, Константин Грумблер, Profit.kz
Рубрики:

С мая 2012 года представительство Cisco в Казахстане возглавляет Светлана Анисимова. Под ее руководством компания планирует вывести свой бизнес в нашей стране на качественно новый уровень. Причем не только за счет увеличения доли на рынке — как минимум в два раза в перспективе нескольких лет, — но и, прежде всего, за счет более интенсивного участия в сложных инновационных проектах. Об этом и многом другом Светлана Анисимова рассказала в интервью Profit.kz.

Светлана Анисимова Светлана Анисимова

— Светлана, сейчас полным ходом идет подготовка к конференции Cisco Expo 2012, которая состоится в начале октября в Алматы и Астане. Могли бы вы рассказать на чем будет сделан акцент в этом году, что будет нового, чем эта выставка будет отличаться от предыдущих?

— В прошлом году в конференции Cisco Expo 2011 в Казахстане приняли участие 550 человек, в этом году мы ожидаем увеличения количества участников. Cisco Expo всегда концентрируется на темах, которые являются новыми, но уже востребованными рынком, поэтому на предстоящем форуме будут освещаться основные тенденции рынка и наше видение того, как будет развиваться отрасль. Многие из трендов будут представлены в Казахстане впервые. В этом году мы будем говорить о BYOD (Bring Your Own Device — «Принеси на работу свое устройство»), облачных технологиях, в целом о новых тенденциях и вызовах в сфере сетевых технологий.

На конференцию мы привезем много оборудования и будем не просто показывать его на стендах, а демонстрировать его использование для решения практических задач бизнеса. То есть, мы покажем, как это реально работает в действительности, на действующем оборудовании, а не в виде картинок.

Сессии будут вести инженеры, имеющие огромный опыт работы не только в представлении оборудования, но и в его практическом применении в сетях предприятий связи. Они не понаслышке знают специфику тех или иных компаний и могут на одном языке общаться с представителями бизнеса самых разных направлений, понимая, что тем нужно от нашего оборудования и от сетей телекоммуникаций.

— В чем, на ваш взгляд, уникальность и специфика казахстанского рынка телекоммуникаций?

— Казахстан — огромная страна с невысокой плотностью населения. Этот фактор вносит свои коррективы в принципы построения сетей, особенно сервис-провайдеров. Маржинальность телекоммуникационного бизнеса здесь ниже, чем в Европе, потому что приходится, условно говоря, «растягивать» телекоммуникации на огромную территорию. Это стоит больших денег, а количество клиентов сети на этой территории меньше, чем в других странах.

Географически Казахстан — это транзитная территория, в том числе и для телекома, здесь проходит транзит в Россию, Китай и Европу. В связи с этим возникают дополнительные возможности.

Меня, как человека, недавно приехавшего в Казахстан, приятно обрадовал достаточно высокий уровень развития и понимания технологий, хотя уровень компетенции специалистов иногда оставляет желать лучшего. Есть передовые технологии и решения, которые гораздо быстрее воспринимаются и имплементируются казахстанским рынком по сравнению с другими странами. Уровень проникновения ИT-технологий в некоторых сегментах достаточно высокий. Думаю, это связано с тем, что здесь не было наследия старых технологий, все приходилось строить с «нуля». Перед менеджерами не ставилось задачи интегрировать существующую инфраструктуру, попытаться найти компромиссные решения. А раз строилось с нуля, то использовались самые новые и передовые технологии. Это наложило отпечаток на уровень технологий, он действительно очень высок.

Если же говорить о небольшом количестве квалифицированных специалистов, то могу отметить и хорошую тенденцию. Профессионалов становится все больше, но, если смотреть на этот вопрос в целом, то уровень Европы и части стран Азии пока не достигнут. Мы уделяем этому большое внимание, через некоммерческую программу Сетевой академии Cisco активно участвуем в формировании и становлении инженеров телекоммуникационного сектора, которые, кстати, могут работать не только с нашим оборудованием, но и с оборудованием других вендоров.

— Как вы оцениваете конкурентное поле в Казахстане? Насколько чувствительна для вас деятельность китайских телекоммуникационных компаний?

— Конкуренция в телекоммуникационном сегменте Казахстана достаточно высокая, и это касается не только китайских производителей. Это здоровое явление, помогающее развиваться.

Опыт показывает, что использование решений китайских вендоров, которые зачастую бесплатно отдают оборудование, чего мы не делаем, не всегда оправдано. На сервис и обслуживание этого оборудования потом тратятся большие деньги. Основными конкурентными преимуществами Cisco всегда были надежность и стабильность, это проверено годами, поэтому мы себя чувствуем достаточно уверенно. Кроме того, в отличие от конкурентов мы предлагаем комплексные, готовые решения.

Если говорить в целом о нашей компании, отмечу, что даже в сложный кризисный период мы росли. В июле у нас завершился очередной финансовый год и мы очень горды тем, что компания продолжает уверенный рост — на 7% по выручке и на 24% по прибыли. Выручка Cisco по итогам 2012 финансового года составила $46,1 млрд, а чистая прибыль достигла $8 млрд. Добавлю, что Казахстан опережает темпы роста, зафиксированные на мировом уровне.

— На ваш взгляд, облачные технологии сегодня — это все еще больше маркетинг или уже настоящий вектор движения?

— Это уже сложившейся тренд, а в мировом контексте — широко применяемые технологии, которые не вызывают вопросов. В Казахстане мы также полным ходом идем к развертыванию облачных сервисов, и количество дата-центров и облачных услуг, которые находятся в потенциальной разработке или уже предлагаются, постоянно растет. Я бы не говорила о том, что это маркетинговый ход. Эта уже реальность, в которой мы живем, быть может, сами того не замечая.

Если говорить о развитии облачных технологий в рамках бизнеса компании Cisco, то цифры очень впечатляющие. По темпам роста это сейчас самая быстрорастущая технология во всей компании. За прошедший год мы утроили количество продаж наших серверов, оборудования для хранения данных и коммутаторов, которые используются в дата-центрах. Практически во всех проектах, связанных с построением дата-центров, так или иначе участвует компания Cisco. В казахстанском офисе мы также связываем с этой технологией большие планы.

В целом, если говорить об этом тренде не только в масштабах компании Cisco, то сейчас ряд предприятий вышли на точку самоокупаемости именно благодаря использованию облачных услуг. В мировом масштабе даже мелкие компании ощущают экономию и с удовольствием переходят в облако. На нашем рынке в этом направлении пока движутся, в основном, большие корпорации, для МСБ же это все еще не сложившийся тренд. Но, думаю, это вопрос ближайших двух-трех лет.

Светлана Анисимова Светлана Анисимова

— Насколько высоко вы оцениваете уровень технической экспертизы своих партнеров и заказчиков?

— Очень высоко. Компания Cisco стала вендором номер один во многом благодаря своей партнерской политике. Мы не продаем оборудование напрямую, все продажи осуществляются через партнеров. Соответственно, мы кровно заинтересованы в их развитии, в том числе и техническом. Для этого существует множество программ и акций по стимулированию и развитию партнеров.

В Казахстане у нас есть партнеры, которые уже внедрили ряд масштабных проектов, и у нас к ним нет никаких нареканий. Мы хотим развивать именно местных партнеров, потому что экспертиза должна быть локальной, люди должны понимать специфику сетей, которые здесь построены.

В связи с тем, что линейка наших продуктов очень обширна, партнеры развивают свои специализации. Компании-партнеру не обязательно быть экспертом во всем, она может выбрать максимально интересное для себя направление и развивать свою специализацию в конкретном сегменте.

— Давайте поговорим о глобальных трендах. Вы упомянули, что набирает популярность тренд BYOD (Bring Your Own Device — «Принеси на работу свое устройство»). Сотрудники могут использовать для работы собственные смартфоны и планшеты вместо предоставляемых работодателем корпоративных устройств. Исходя из вашей практики, насколько распространен этот тренд среди сотрудников отечественных компаний?

— Тренд появился давно, и в мире он воспринят очень хорошо. В среднем на каждого человека приходится от трех до пяти личных устройств, которые имеют возможность подключения к сети. Соответственно, люди хотят ими пользоваться в своей корпоративной сети. Пользователи давно к этому готовы, а вот с точки зрения инфраструктуры, мы только начинаем готовиться к этому тренду.

В Казахстане первый раз мы будем масштабно рассказывать об этом в ходе предстоящей конференции Cisco Expo 2012. В компаниях понимают, что есть необходимость, но есть и вопросы с информационной безопасностью (каким образом подключать, какие политики назначать), и на них пока никто не может толком ответить. Мы выступаем консультантами по этим вопросам. Наша функция в данном вопросе заключается в том, чтобы показать и рассказать о том, что это безопасно, и мы убедились в этом на собственном опыте.

— Согласно результатам одного из ваших глобальных исследований, трое из каждых пяти сотрудников во всем мире больше не считает пребывание в офисе непременным условием продуктивной работы. Проводились ли подобные исследования среди казахстанских компаний? По вашим оценкам, насколько руководители наших компаний готовы принять этот тренд?

— Исследований как таковых мы не проводили, но могу сказать, что у нас этот тренд находится на начальном этапе своей жизни. Этот вопрос требует времени, постепенно руководители станут понимать, что сотрудник не обязательно должен сидеть на рабочем месте, это не залог его эффективности. Наши исследования показали очень интересный факт — люди, которые не привязаны к офису, работают больше. Как ни удивительно, это факт.

Новая генерация руководителей понимает, что за этим будущее. Казахстанским руководителям хотелось бы, чтобы не только люди, которые работают удаленно, получали доступ к корпоративной сети, но и те, кто находится в командировке в регионах, также имели возможность ответить на корпоративную почту.

— Планируете ли вы проводить исследования казахстанского рынка?

— Мы рассматриваем такую возможность. Нам бы хотелось внимательнее изучить казахстанский рынок, тем более, что это одна из точек роста, которую мы видим в СНГ. Что конкретно мы будем делать, пока точно сказать нельзя, но, бесспорно, понимать рынок можно, лишь имея соответствующую аналитику.

— В период до 2014 года, по прогнозам Cisco, мир ждет четырехкратный рост IP-трафика. Могли бы вы обозначить основные факторы такого роста?

— По данным, опубликованным компанией Cisco в «Индексе развития сетевых технологий за период с 2011 по 2016 годы», всего через три года каждую секунду через интернет будет передаваться столько видеоматериалов, что их просмотр занял бы 1,2 млн минут, или 833 суток. Доля видео в пользовательском интернет-трафике уже превысила 50% и, по прогнозам, к 2013 году составит 91%. Набирает популярность и видеотелефония, именно с этими факторами мы связываем увеличение IP-трафика. Это будут видеозвонки, компьютерные игры. Новые технологии, позволяющие играть в 3D-игры, предполагают огромное количество передаваемой информации. А так как эта индустрия стремительно развивается, объемы передаваемой информации растут, этот трафик через 5–10 лет будет не намного меньше, чем видеотрафик. Наши подразделения, которые занимаются производством транспортных платформ, говорят о том, что это действительно тренд.

— Будете ли вы как глава представительства в Казахстане лоббировать включение одного из казахстанских городов в программу по созданию «умных» городов будущего?

— Мы участвуем в разработке так называемого «Городского протокола» (City Protocol) для построения «умных» городов. Как и протокол IP, некогда определивший пути развития интернета, City Protocol станет результатом международных обсуждений и разработок. Он будет включать в себя отчеты, стандарты, сертификационные системы, определения сервисов, передовой опыт и рекомендации по превращению городов в инновационные, экологически устойчивые поселения. Этой цели можно добиться лишь с помощью технологий, применяемых в самых разных областях, включая информатику, связь, энергетику, мобильность, строительство и утилизацию отходов. «Городской протокол» смогут использовать правительства, городские советы, проектировщики и разработчики городских систем, желающие превратить городские центры в интеллектуальные.

В результате города смогут лучше и быстрее модернизироваться, компании лучше поймут структуру городов и особенности управления ими и смогут эффективнее сотрудничать с городскими властями, а учебные заведения, исследовательские институты и некоммерческие организации — смогут лучше изучать городские проблемы и предлагать свои решения.

Что касается локального рынка — мы активно предлагаем нашу экспертизу и рассчитываем, что уникальные знания и экспертиза мирового уровня, накопленные нашей компанией, будут востребованы здесь и мы сможем поучаствовать в разработке и создании «умных городов» на территории Казахстана.

Комментарии