Следите за новостями

Цифра дня

99% - интернет-проникновение в Астане

Аскар Жумагалиев рассказал о развитии ИКТ отрасли в Казахстане

Интервью с главой Минтранскома РК Аскаром Жумагалиевым о переводе госуслуг в е-формат, развитии е-правительства, модернизации ЦОНов и внедрении новых стандартов связи.

11 сентября 2012 13:43, Pm.kz

Министр транспорта и коммуникаций РК Аскар ЖумагалиевВ последние годы ИКТ отрасль Казахстана получила стремительного развитие, соответствуя тенденциям мирового технологического прогресса. Формирование конкурентоспособного на мировом рынке национального сектора инфокоммуникационных технологий является одним из приоритетов работы Правительства. О переводе госуслуг в е-формат, развитии е-правительства, модернизации ЦОНов и внедрении новых стандартов связи рассказал министр транспорта и коммуникаций РК Аскар Жумагалиев в интервью для сайта Pm.kz.

— В Послании народу Казахстана Глава государства поручил до конца 2012 года перевести 60% социально-значимых госуслуг на электронный формат, а также с 2013 года выдачу разрешительных документов. Расскажите, пожалуйста, как проводится работа по переводу и оптимизации госуслуг в настоящее время.

— Говоря о промежуточных результатах работы, отмечу, что еще в прошлом году 15% услуг данной категории были переведены в электронный формат, в текущем планируем перевести еще 60%, а к 2014 году ожидается, что все социально-значимые услуги будут переведены в электронную форму.

В целом, оптимизация и автоматизация государственных услуг предусматривает максимальное сокращение сроков их оказания, количества требуемых от населения документов, а также объединение однородных государственных услуг в композитные услуги, то есть гражданин сможет получить по одному заявлению несколько государственных услуг одновременно.

Так, при оптимизации и автоматизации социально-значимых госуслуг будут оптимизированы 138 документов, вследствие чего население и представители бизнеса не будут предоставлять в бумажном виде 42,2 млн документов.

Министерством совместно с заинтересованными государственными органами разработаны планы мероприятий по оптимизации и автоматизации 80 востребованных разрешительных документов. На сегодняшний день утвержден перечень разрешений, которые касаются сферы образования, предоставления медицинских услуг, автомобильного транспорта, дорог и перевозок, промышленности и промышленной безопасности, охраны окружающей среды, земельных отношений и др. Их перевод в электронный формат будет осуществлен до конца текущего года.

Также во исполнение поручения, данного Главой государства, с 1 апреля текущего года все лицензии в Казахстане выдаются только в электронной форме. Сегодня заявитель может подать заявление на получение лицензии или приложения к лицензии как традиционным способом, обратившись в соответствующий государственный орган, так и самостоятельно — через портал электронного лицензирования www.elicense.kz. Независимо от способа подачи заявки, лицензия выдается заявителю в электронном формате.

— Важным направлением повышения качества госуслуг стала модернизация Центров обслуживания населения. С какими результатами Вы планируете выйти к концу 2012 года?

— Сейчас в стране действует 249 центров обслуживания населения, из них 28 ЦОНов областных центров и г.г. Астана, Алматы были модернизированы в прошлом году. На сегодняшний день проводятся мероприятия по модернизации 221 районных и городских ЦОНа. Завершить модернизацию планируется до конца текущего года.

Хочу отметить, что во всех ЦОНах страны уже внедрен метод безбарьерного обслуживания.

В ходе модернизации, в зависимости от площади помещения, открываются уголки электронного правительства, где можно познакомиться с услугами портала egov.kz и получить электронную цифровую подпись. Помимо уголка egov.kz для удобства посетителей, пришедших с детьми, оборудуется детская площадка. Также для удобства граждан предусмотрено внедрение единой электронной очереди, которая позволяет вести контроль за качеством предоставления государственных услуг, отслеживать время ожидания граждан в очереди. В модернизированных ЦОНах будут установлены специальные мониторы, которые дадут возможность гражданам оценить качество предоставления услуг работниками ЦОН в режиме реального времени.

Немаловажным моментом является то, что модернизация позволяет бронировать время посещения через интернет, на портале egov.kz или call-центр «1414».

Кроме того, проводится работа с персоналом, направленная на повышение квалификации работников, улучшение качества обслуживания населения, обеспечение прозрачности и недопущение условий для проявления коррупции.

В настоящее время через ЦОНы населению предоставляется 59 видов государственных услуг по линии 7 государственных органов. Планируется, что с начала 2013 года через ЦОНы будет оказываться 156 видов государственных услуг 20 государственных органов.

— Сколько мобильных ЦОНов за полгода внедрено и сколько будет запущено до конца 2012 года в регионах?

На сегодняшний день их 16, и работа этих мобильных групп позволяет сэкономить жителям сел время и затраты, связанные с поездкой в районный центр.

Основные виды услуг предоставляются по заранее согласованному с акимами сельских округов графику. Как показывает практика, работа мобильных групп, безусловно, востребована в сельской местности. Так, только за первое полугодие этого года в ходе 3,7 тысяч выездов мобильных ЦОНов в районы республики населению было оказано свыше 81 тысячи государственных услуг. До конца 2012 года заработает еще 56 мобильных ЦОНов.

— В текущем году проводилась масштабная работа по развитию «электронного правительства», которая была высоко оценена на форуме WSIS — 2012. Какие новые услуги в е-формате будут предложены в 2012 году и в дальнейшей перспективе?

— В этом году на Форуме Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам развития информационного общества казахстанская делегация представила вниманию участников достижения нашей страны в сфере развития информационного общества.

Интерес к достижениям Казахстана вызван, прежде всего, динамичным развитием «электронного правительства».

На сегодняшний день в рамках инфраструктуры е-правительства населению предоставляется более 2000 информационных услуг, а также 236 интерактивных и транзакционных услуг, 108 из которых представляется на портале е-лицензирования и 128 — на портале электронного правительства.

На портале egov.kz представлены электронные услуги, различные сервисы, доступна оплата государственных сборов, государственных пошлин, налоговых платежей, а также оплата за нарушения Правил дорожного движения. Также в пилотном режиме жители городов Астана, Алматы, Кызылорда могут оплатить коммунальные услуги.

Среди планируемых к запуску на портале услуг такие как: регистрация перемены Ф.И.О., назначение государственной базовой пенсионной выплаты; регистрационный учет ИП, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката; назначение социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов; регистрация населения по месту жительства и другие услуги.

Хочу подчеркнуть, что количество услуг, доступных гражданам на портале электронного правительства будет постепенно увеличиваться.

— Как Вы оцениваете развитие широкополосного доступа в интернет WiMax и FTTH, а также CDMA-450 в регионах? Насколько будет увеличен охват беспроводным интернетом до конца текущего года?

— В Казахстане развитие услуг широкополосного доступа к сети интернет осуществляется по технологиям: CDMA-450/EVDO, FTTН, Wi-Fi, 3G и 4G. Проект по предоставлению услуг широкополосного доступа с использованием технологии EVDO на сегодняшний день уже реализован в Костанайской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Павлодарской, Алматинской, Актюбинской областях. Также до конца текущего года данная технология будет внедрена в остальных областях. Завершение данного проекта планируется до конца 2014 года.

В целях увеличения скорости доступа и улучшения качества услуг, предоставляемых абонентам, в 2010 году АО «Казахтелеком» приступило к строительству сетей с использованием пассивных оптических технологий FTTH, построены оптические сети доступа с возможностью подключения около 50 тысяч портов FTTH. Скорость передачи информации в сторону абонента составляет до 100 Мбит/с.

В результате реализации 1-го этапа проекта в 2011 году построены сети волоконно-оптического абонентского доступа на 146 объектах в городах Астана, Алматы, Семей, Жанаозен и областных центрах с охватом 3 718 многоквартирных домов, 2 755 коттеджных застроек. Завершен монтаж и принята в эксплуатацию сеть GPON в городах Астана, Алматы, Актау, Актобе, Атырау, Караганда, Кокшетау, Костанай, Кызылорда, Павлодар, Петропавловск, Талдыкорган, Тараз, Уральск, Усть-Каменогорск, Шымкент, рассчитанная на 170 962 абонентских порта.

Что касается сроков, то строительство и развитие широкополосного доступа к сети интернет по технологии FTTH во всех городах и областных центрах планируется завершить к 2015 году.

Вместе с тем, Министерством совместно с акиматами областей, операторами связи проводится работа по обеспечению общественных мест Республики Казахстан услугами доступа к сети интернет по технологии «Wi-Fi».

По информации, представленной операторами связи, количество общественных мест республики обеспеченных услугами доступа к сети интернет по технологий Wi-Fi в I квартале 2012 года составило 406, количество точек доступа составило 1894 (в 2011 году- 1 816), из них бесплатных — 1137 (в 2011 году — 1 067).

— Расскажите, пожалуйста, как изменилась скорость, динамика роста пользователей в казахстанском сегменте интернета в I полугодии 2012 года?

— Согласно статистическим данным Агентства Республики Казахстан, в период с 2008-2011 годы число пользователей сети интернет увеличилось с 15,1 до 50,6 на 100 жителей.

Говоря об изменении скорости, необходимо отметить также изменения тарифов. С 1 августа текущего года АО «Казахтелеком» повысило скорость интернет для физических лиц на одном из тарифных планов без повышения абонплаты — на внутренние ресурсы до 100 Мбит/с, на внешние ресурсы до 30 Мбит/с, то есть с 3,3 до 10 раз. При этом лимит объема трафика исключен.

Кроме того, ТОО «2Day Telecom» с ТМ «Beeline» внедрило новый тариф со скоростью интернета на внутренние ресурсы до 100 Мбит/с и на внешние до 50 Мбит/с.

В текущем году АО «Казахтелеком» снизило стоимость подключения к услуге «Megaline» на 6%, а также в популярных тарифах «Megaline» снизило абонентскую плату на 10%.

В целях развития конкуренции снижены оптовые цены доминирующих операторов связи на услуги интернет для операторов связи до 35%. Также отмечу, что стоимость мобильного интернета в Казахстане, так называемых интернет-пакетов для потребителей, является одной из самых низких в мире — от 0,32 тенге за Мб.

— Когда и в каких городах будут внедрены мобильные связи стандарта 4G?

Внедрение мобильной связи стандарта 4G LTE на территории Республики Казахстан начато в текущем году и возложено на АО «Казахтелеком». В настоящее время для организации пилотного проекта мобильной связи четвертого поколения стандарта LTE и проведения тестирования установлены 4 базовые станции в г. Алматы и 1 базовая станция в г. Астана.

В соответствии с решением межведомственной Комиссии по радиочастотам Республики Казахстан на АО «Казахтелеком» возложены следующие обязательства: до конца 2012 года города внедрить формат связи четвертого поколения в г.г. Астана, Алматы. Далее до 1 января 2014 года — во всех областных центрах республики. До 1 января 2015 года — в населенных пунктах с численностью населения от 50 тысяч человек и более, а к 1 января 2018 года — во всех районных центрах.

— В Казахстане начата работа по снижению ставки интерконнекта. На Ваш взгляд, каким может быть максимальный процент снижения ставки и когда планируется переход на законодательное регулирование цен в РК?

В первом полугодии 2012 года операторы сотовой связи снизили тариф на 10% (с 16,98 до 15,3 тенге за минуту) согласно договоренности, достигнутой на совете операторов связи.

В настоящее время тарифы на услуги интерконнекта, установленные доминирующими операторами сотовой связи Министерством не регулируются, так как судебные разбирательства по вопросу правомерности включения их в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, не завершены.

После окончания судебных разбирательств и включения доминирующих операторов в Реестр, Министерством будет проведена экспертиза и установлена предельная ставка на интерконнект.

Дополнительно, в целях определения современной модели регулирования ставок интерконнект с учетом международного опыта, Министерством привлечены эксперты консалтинговой компании для исследования рынка присоединения и пропуска трафика. По результатам исследования эксперты представят заключение с рекомендациями относительно регулирования ставок интерконнект.

Комментарии