Следите за новостями

Развитие электронной торговли в Казахстане

Развитие электронной торговли требует не только внесения корректировок в законодательные акты, но и системной работы в сферах, способных обеспечить ее дальнейший рост.

27 июля 2012 11:23, Анна Шатерникова, Панорама

Электронная коммерция на сегодняшний день является одним из наиболее активно развивающихся форматов торговли, причем данная тенденция наблюдается даже в тех странах, где она имеет давнюю и достаточно успешную историю. Определенный прогресс в плане активизации этого вида интернет-операций демонстрирует и Казахстан, хотя на фоне показателей таких продвинутых с точки зрения электронной торговли государств, как США и Китай, и даже по сравнению с Россией наши результаты пока выглядят скромно. Тем не менее если еще три-четыре года назад большинством казахстанцев возможность приобретения товаров через интернет рассматривалась как диковинное и рискованное предприятие, то сегодня покупки в интернет-магазинах совершают многие, а не только те, кто на «ты» с компьютером.

Услуги — на первом месте

Преимущества электронной торговли, утверждают специалисты, могут в полной мере оценить как компании-продавцы, так и покупатели. Для первых ее развитие означает расширение ареала присутствия, усиление конкурентоспособности за счет цены, сервиса, оперативности поставки, возможность персонализации продаж с учетом пожеланий конкретного клиента, быструю реакцию на спрос и снижение издержек. Для вторых плюсы электронной торговли в первую очередь связаны с экономией времени, возможностью выбора удобной формы доставки, детального ознакомления с товаром, а также экономии средств. Если говорить о выгодах для экономики страны в целом, то эксперты особо отмечают снижение доли теневой экономики, поскольку при электронной торговле все платежи осуществляются «вбелую».

В 2006 году один из основателей Казнета Александр Ляхов говорил о наличии в казахстанском сегменте Всемирной сети порядка 20 интернет-магазинов; в 2007 году, по данным портала Profit.kz, их число увеличилось до 23; к концу 2010 года, по некоторым данным, их число превысило 130, а в нынешнем году, согласно информации, озвученной в ходе одного из круглых столов представителями Интернет-ассоциации Казахстана, достигло 170. Впрочем, далеко не все заявленные интернет-магазины действительно функционируют, так что говорить о точном количестве тех, что находятся в обороте электронной коммерции, а также об объеме рынка в целом достаточно сложно.

Согласно данным, озвученным директором интернет-премии AWARD.kz Константином Горожанкиным, рынок e-commerce в Казахстане составляет порядка $200 млн, или 0,45% от общего рынка ритейла в стране, в то время как в России соответствующий показатель оценивается в 8%, а в США — в 11%. В соответствии с другими сведениями, обнародованными финансовым директором одной из наиболее известных казахстанских компаний в области электронной торговли Chocolife.me Анваром Бакиевым, по итогам 2011 года объем рынка электронной торговли составил $133 млн.

Практически все участники рынка, а также представители госструктур сходятся во мнении, что наиболее развитым сектором рынка интернет-коммерции является сектор услуг, в первую очередь продажи авиа- и железнодорожных билетов, услуг связи. Не случайно крупнейшими игроками интернет-рынка являются такие компании, как Air Astana, «GSM Казахстан/Kcell». Согласно данным той же Chocolife.me, например, объем интернет-продаж авиа- и железнодорожных билетов в денежном выражении составляет порядка $95,5 млн.

Сформировавшийся на этапе зарождения электронной коммерции рынок бытовой техники и электроники и сегодня, отмечают специалисты Chocolife.me, занимает достаточно неплохие позиции с долей в 15% и объемом $17,4 млн. Одной из характерных черт является то, что его сформировали главным образом крупнейшие игроки офлайн-ритейла — АЛСИ, Alser, Sulpak, Logycom и другие. Впрочем, в Казнете вообще не слишком много интернет-магазинов, что называется, «в чистом виде», большинство из имеющихся — своего рода электронные представительства существующих офлайн-сетей.

Что касается электронной коммерции в секторе потребительских товаров, то здесь казахстанский рынок пока недостаточно развит. Если российский в таких сегментах, как одежда, обувь, товары для детей, спортивные товары, мебель, товары для дома, доходит до 3–4%, то в Казахстане их доля недотягивает даже до 1%. При этом, отмечает г-н Бакиев, специфика рынка электронной коммерции в сегменте одежды и обуви, например, заключается в том, что основные продажи осуществляются непрофессиональными и полупрофессиональными игроками, в частности много заказов оформляется через социальные сети и форумы. Однако под влиянием прихода в Казахстан крупных российских игроков он может показать рост до $12 млн, полагает эксперт.

«Отсутствие профессиональных игроков, ограниченность инвестиций, неразвитость логистических структур говорит о том, что казахстанский рынок электронной коммерции находится в зачаточном состоянии; вместе с тем у нас есть большой потенциал развития. Мы ожидаем, что практически все сектора покажут кратный рост при одном условии — на рынке должны появиться профессиональные игроки, которые будут привлекать инвестиции. Хотя, по нашим прогнозам, такие сегменты, как бытовая техника и электроника, скорее всего, сильно расти не будут, а вот купонные сервисы, одежда — другое дело», — полагает г-н Бакиев.

Активное развитие купонных сервисов стало одним из характерных трендов последних лет. Та же Chocolife.me, недавно отметившая первую годовщину и удерживающая в своем сегменте 57% рынка по обороту, объединяет свыше 325 000 пользователей. Причем в Астане и Алматы, двух регионах, где компания на сегодняшний день является прибыльной, на сайте зарегистрирован каждый десятый житель. Сервис с локальными предложениями и акциями, проходящими на местном уровне, доступен также жителям Актобе и Караганды. Как отметил генеральный директор Chocolife.me Рамиль Мухоряпов, каждые две минуты на сайте дисконтных сервисов совершается одна покупка, в целом же за весь период работы его команда обучила электронным покупкам 40 000 человек, многие из которых благодаря ресурсу впервые в жизни воспользовались карточкой для оплаты покупок через интернет. Ежемесячно Chocolife.me проводит свыше 300 акций; воспользовавшись размещенными на сайте предложениями, пользователи в целом смогли сэкономить порядка Т700 млн. Недавно компания озвучила планы, связанные с выходом на рынок В2В. В рамках проекта Chocolife.me Business компании смогут делать закупки со скидками от 50% до 90%. Таким образом, предприятия МСБ получат цены, которые раньше были доступны только крупным игрокам. Клиенты обретут возможность приобрести самые разные товары и услуги: консалтинг, аутсорсинг, клининг, расходные материалы, услуги по обучению персонала, типографские, охранные. «Мы учли все моменты, которые могут смущать клиентов, в том числе нюансы, связанные с оплатой. Ее можно производить с расчетного счета, все расчеты проходят официально, и мы предоставляем все закрывающие документы», — заверил г-н Мухоряпов.

Факторы роста

В целом, отмечают участники рынка, на протяжении последних двух лет интернет-коммерция показывает более высокие темпы роста по сравнению с традиционными каналами реализации — по разным данным, продажи через интернет растут на 22–26% в год. К числу основных факторов роста относятся достаточно высокий уровень проникновения интернета, наличие необходимого пользовательского опыта, обеспечение безопасности в вопросах, касающихся личных данных пользователей, наличие удобных средств платежей, адекватной законодательной базы, удобной и недорогой инфраструктуры доставки товаров.

На протяжении многих лет представители официальных структур говорили о том, что 20-процентный порог проникновения интернета должен стать той самой точкой, по прохождении которой начнется бурный рост числа юзеров и, соответственно, увеличится спрос на интернет-услуги. Этот порог уже пройден, но взрывного роста электронной коммерции мы пока не наблюдаем. Как бы то ни было, большинство казахстанцев пока предпочитают делать покупки в магазинах традиционного формата. Возможно, дело в том, что другие составляющие роста пока находятся не на должном уровне, ведь успешное продвижение электронной коммерции — это результат комплексной работы?

По мнению игроков, на сегодняшний день казахстанский рынок интернет-торговли сосредоточен в крупных городах, в первую очередь в Алматы и Астане. Жителям регионов, в том числе и отдаленных районов, данное направление коммерции пока доступно не слишком, хотя, с точки зрения логики, именно они представляют наиболее привлекательную аудиторию. Однако, во-первых, казахстанские регионы заметно отстают от столиц по уровню проникновения интернета, а, во-вторых, в географических условиях Казахстана вопрос доставки становится одним из самых злободневных. Необходимость доставлять товары на большие расстояния, в удаленные населенные пункты, значительную часть года — в сложных погодных и дорожных условиях требует наличия современных, четко функционирующих логистических структур, а в этом плане ощущается дефицит предложения. Конечно, на рынке страны действуют крупные международные игроки, например DHL и Pony Express, но отправлять товар по данным каналам слишком накладно. «Основная проблема Казахстана — это проблема логистики. „Казпочта“ хорошо работает по регионам, но по столицам — долго. Появляются новые операторы, которые могут делать доставку по городу, и таких игроков надо поддерживать. Необходима логистика, которая должна включать не просто доставку, но и хранение, брендирование, упаковку», — считает управляющий партнер Business LABS Руслан Егембаев. По мнению г-на Горожанкина, ситуация с «Казпочтой» в последнее время изменилась к лучшему — в частности, появилась услуга трекинга, то есть на сайте можно отследить место нахождения любой посылки. Представители Интернет-ассоциации хотят добиться, чтобы сотрудники «Казпочты» отчитывались о времени доставки в каждый регион. Кроме того, планируется внедрение электронной марки, которую можно будет приобрести в интернет-магазине «Казпочты», распечатать, наклеить на посылку и вызвать курьера.

Как считает руководитель информационно-аналитической службы Интернет-ассоциации Казахстана Баглан Айдашов, развитие электронной коммерции сдерживает дефицит информации о профиле, истории действующих интернет-магазинов, в то время как уровень осведомленности пользователей в вопросах интернета в целом растет. Подобная закрытость не способствует росту доверия.

Чиновники, причем достаточно высокого ранга, высказывают опасения относительно того, что слишком бурный рост электронной коммерции приведет к некоторому перекосу, в результате которого пострадает розничный сектор, поскольку люди просто-напросто перестанут делать покупки в традиционных магазинах, и это также не очень хорошо, поскольку казахстанский ритейл, по большому счету, тоже находится в стадии становления. Однако представители интернет-сообщества придерживаются иной точки зрения по данному вопросу. «Я не стал бы разделять интернет-торговлю и ритейл; в конце концов, первое — это часть второго. Дай бог, чтобы у нас стало как в Америке, где люди ходят в магазин, как в примерочную, чтобы потом купить понравившийся товар в Интернете. В конечном счете, магазины традиционного формата имеют свои сайты, и им все равно, куда „приходят“ покупатели. А онлайн-магазины при этом не платят налогов», — считает г-н Горожанкин. С ним согласен и президент Интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров. У многих всемирно известных компаний нет магазинов в классическом понимании этого слова, они работают только онлайн и получают хороший оборот. Тормозить развитие интернет-торговли, опасаясь того, что она нанесет удар по развитию торговли классической-то же самое, что сдерживать развитие мобильной связи, по причине которого сдает позиции связь фиксированная, считает г-н Сабиров. К тому же по мере роста электронной коммерции теневая экономика будет сдавать позиции, не станет так называемого «обнала», ухода от НДС. Налоговые службы будут иметь онлайновый доступ к документам, счетам-фактурам. Принимая же во внимание скромные масштабы интернет-торговли, едва ли стоит опасаться, что в ближайшие несколько лет она нанесет серьезный удар по позициям ритейла.

В связи с этим, полагают представители интернет-сообщества, есть смысл создать как финансовые стимулы для продвижения электронной коммерции в Казахстане, так и соответствующие правовые рамки, учитывающие нюансы продаж через интернет.

Законодательные нововведения

В настоящее время находится в работе, а осенью, возможно, поступит в парламент законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования законодательства в области электронной торговли». По словам председателя Комитета торговли Министерства экономического развития и торговли Айдара Казыбаева, данный закон создается прежде всего для бизнеса и предполагает внесение изменений в ряд документов — Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Налоговый кодекс, в законодательство о торговой деятельности, законы о защите прав потребителей и прав ребенка.

«Что касается Уголовного кодекса, то здесь существуют моменты, связанные с тем, что в интернет-торговле мы не видим продавца товара, а значит, существует риск мошенничества, то есть уголовно наказуемого деяния. Во-вторых, речь идет об обеспечении безопасности. В интернет-магазинах в любом случае формируются базы данных покупателей, и несанкционированный доступ к ним также объявляется уголовно наказуемым деянием. Еще один момент касается подделок карт оплаты. Система электронных денег в Казахстане сегодня почти не работает, в связи с чем основным средством оплаты покупок являются платежные карты. Закон об электронных деньгах принят, и эту систему надо развивать», — убежден г-н Казыбаев.

В рамках корректировки Кодекса об административных правонарушениях будут затронуты вопросы ответственности предпринимателей за поставку товаров, рекламы продукции эротического содержания, запрещенной информации и товаров. На электронную торговлю будут распространяться механизмы защиты прав потребителей, вводится ответственность за достоверность рекламы на интернет-сайтах. В рамках корректировки законодательства о правах ребенка вводятся ограничения по распространению информации эротического характера при электронной торговле.

«Вызывают вопросы перспективы внесения изменений в Налоговый кодекс. По мнению представителей некоторых госорганов, налоговая нагрузка в Казахстане и так достаточно низкая, существует единая ставка НДС, в связи с чем в целом нет необходимости затрагивать вопросы налогообложения. В пример приводится опыт других государств, где в случае предоставления услуг через интернет предоставляются льготы по НДС, однако там ставка налога изначально достаточно высока», — заметил г-н Казыбаев. В свою очередь представители Интернет-ассоциации предлагают снизить ставку НДС хотя бы на определенный срок и посмотреть, как отразится данный шаг на развитии электронной коммерции. «Если Минфин не пойдет на снижение НДС, то можно рассмотреть еще один вариант — у нас существует Парк инновационных технологий, и зарегистрированные на его территории компании имеют льготы по корпоративному подоходному налогу. И если интернет-магазины, не находясь в ПИТе, смогут получить эти льготы хотя бы на три года, это станет серьезным толчком для их развития», — считает г-н Горожанкин. По мнению председателя правления Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» Нурлана Измайлова, рассчитать и убрать НДС для интернет-магазинов непросто — это сложно администрируемый налог, в отличие от налога с продаж, и тут нужен взвешенный подход, может быть временное снижение, но полная отмена практически нереальна.

Еще один важный момент касается введения электронных счетов-фактур, которые должны существенно упростить жизнь предпринимателям, потому что не будет необходимости после отпуска товаров приезжать к покупателю и ставить печать на бумаге. Заместитель генерального директора, коммерческий директор дирекции информационных систем «Казахтелекома» Анатолий Бачикалов сообщил, что оператор связи совместно с Министерством финансов проводит работу, которая помогла бы запустить проект по счетам-фактурам. «Проект технологически непростой, потребует координации межведомственных отношений. В первую очередь задача заключается в том, чтобы контрагенты обменивались счетами-фактурами, и надо понимать, кто является плательщиком НДС, а кто нет», — поясняет г-н Бачикалов.

По словам г-на Сабирова, интернет-коммерсантам не следует бояться того, что в налоговом законодательстве предусмотрена фискализация информационных систем-то есть, если информационная система фискализирована в налоговом органе, то кассовый чек можно выдавать электронным способом. «Хотелось бы обратить внимание еще и на то, что закон об электронной коммерции не только поднимает наш бизнес, но в рамках Единого экономического пространства дает возможность привлечь большое количество инвестиций и финансовых потоков из Беларуси и России, где условия намного хуже», — заявил он.

Улица с двусторонним движением

Становление электронной торговли требует активных действий и со стороны финансового сектора. До недавнего времени в законодательстве республики не было закреплено понятие электронных денег. Закон, устанавливающий их правовой статус, появился лишь в прошлом году, и сегодня на базе дочерней организации Национального банка — Казахстанского центра межбанковских расчетов — реализуется направленный на внедрение электронных денег проект, в котором примут участие все казахстанские БВУ. Проект находится в стадии завершения, подписано соглашение с двумя банками, и до конца года инициатива должна получить дальнейшее развитие.

По словам начальника управления политики платежных систем департамента платежных систем при Национальном банке РК Ерлана Ашыкбекова, единая система, универсальная платформа позволит всем БВУ и их клиентам в рамках единого информационного пространства обслуживаться на единых условиях и с равными возможностями. «Механизм эмиссии электронных денег предполагает ее осуществление в обмен на реально внесенные в банк деньги. То есть банк может эмитировать только сумму принятых от пользователя денег», — пояснил он. «На самом деле закон об электронных деньгах очень прост — они номинируются исключительно в тенге и эмитируются банками второго уровня. Это означает, что когда интернет-магазин придет в банк и закажет некую эмиссию электронных денег, он должен сделать 100-процентное обеспечение. Возникает вопрос: а может, он будет проводить эту операцию просто в тенге? Мы ожидаем строгой формы отчетности перед регулятором, а она осуществляется в тенге. Значит ли это, что мы будем готовить еще и отдельную отчетность по электронным деньгам? Так что вопросы пока остаются. Я сторонник того, чтобы сосредоточиться на электронных платежных системах, понимать, что должны существовать какие-то виды электронных кошельков, пусть с определенным ограничением. В России есть хороший пример — закон о национальной платежной системе, под которым работают, например, WebMoney, YandexДеньги. И в Казахстане есть масса случаев использования этих электронных денег, скажем так, фейковым способом», — констатирует заместитель председателя правления АО «Альянс Банк» Аскар Бишигаев.

«Предлагаю также обратить внимание на наши терминальные кассовые аппараты, поскольку процессинговый центр этих систем должен находиться в Казахстане, иметь четкую и ясную сущность и, конечно, фискализацию. Что касается электронных счетов-фактур, то банки с интересом ожидают этого, но тут окажется масса вопросов по электронно-цифровой подписи, валидности подтверждения этих документов», — считает он. По его словам, Альянс Банк создал электронную платежную систему с электронными кошельками и плотно работает с рядом интернет-магазинов. Однако обороты крайне незначительны, зачастую интернет-магазин является некой цифровой витриной оффлайнового бизнеса, просто с определенной скидкой. Кроме того, в казахстанском сегменте интернета большой процент продаж осуществляется наличными, которые вручают курьеру, доставившему выбранный товар, а такой механизм все-таки едва ли можно назвать электронной торговлей в чистом виде. Свою роль сыграло в этом как запоздалое появление законодательства об электронных деньгах, так и то обстоятельство, что 90% платежных карт, имеющихся на руках у населения, по умолчанию закрыты для операций в интернете.

Игрокам рынка электронной коммерции, полагают аналитики, предстоит серьезно поработать над целым рядом конкурентных преимуществ отечественных интернет-магазинов, к числу которых относятся в том числе понятный интерфейс, возможность оплаты наложенным платежом, доставки товаров в более сжатые сроки по сравнению с мировыми интернет-ресурсами, в частности eBay и amazon, на которые сегодня ходят покупатели со знанием английского. Пока же при обращении в казахстанские интернет-магазины клиенты зачастую сталкиваются с ошибками, непонятным интерфейсом и уходят на зарубежные ресурсы. Что касается наложенного платежа, то данный инструмент может сыграть важную роль в преодолении недоверия по отношению к интернет-магазинам. Клиенты, которые на первых порах будут настороженно относиться к перспективе покупок в электронном виде, смогут убедиться, что товар доставлен, и оплатить покупку наличными. Еще одно преимущество, считает г-н Измайлов, заключается в сроках доставки — через «Казпочту» товар доходит до покупателя быстрее, чем из-за рубежа. Таким образом, одна из ключевых задач в области совершенствования электронной коммерции состоит в работе над конкурентными преимуществами, улучшением сервисов.

С другой стороны, указывают эксперты, не следует забывать о том, что любая торговля — это улица с двусторонним движением, и развитие электронной коммерции, возможность принимать электронные платежи будут способствовать тому, что и казахстанский производитель сможет расширить рынок сбыта, предложив конкурентоспособный товар, представив грамотную логистику и хороший сервис. И здесь, полагают специалисты, важно не упустить момент, включив в законодательство механизмы стимулирования продаж отечественных продуктов и услуг. И продумать данный вопрос необходимо заблаговременно, поскольку при развитии интернет-торговли в Казахстан придут зарубежные игроки, намеревающиеся продавать товары, произведенные в других странах.

«Должно быть понимание того, что долгий путь начинается с небольших шажков. Обращаясь к мировому опыту, можно вспомнить, что все интернет-магазины начинались с городов-миллионников — в России, например, бизнес начинался с Москвы, затем были Питер и другие крупные города. В мегаполисах есть комплекс факторов, способствующих развитию электронной торговли, — большие расстояния или, скажем, пробки. Кроме того, существуют и психологические особенности — в шымкентскую „Мегу“, например, люди приходят ради отдыха и развлечений, но они не делают там покупки, как алматинцы. Это вопрос платежеспособности населения, это надо четко понимать, и действительно нельзя не согласиться с тем, что многое будет определяться ценой выставленного товара», — констатировал г-н Бишигаев.

Словом, какие бы меры ни принимались на законодательном уровне, одних лишь регуляторных механизмов окажется явно недостаточно для того, чтобы обеспечить прогресс в относительно новой для казахстанской экономики сфере.

Комментарии